Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменение в государственном аппарате в годы войны и послевоенные годы






22 июня 1941 года Германия, вероломно нарушив пакт о ненападении, развязала войну против Советского Союза. Возникла необходимость перестройки государственного аппарата на военный лад. 22 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР принимает указ " О военном положении".

Согласно данного указа: " Военное положение в соответствии с ст.49 Конституции СССР, объявлялось в отдельных местностях или по всему СССР в интересах обороны СССР и для обеспечения общественного порядка и государственной безопасности".

В местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечение общественного порядка и государственной безопасности принадлежат Военным Советам фронтов, армий, военных округов, а там где нет Военных Советов - высшему командованию соединений.

В местностях, объявленных на военном положении, военным властям предоставляется право:

  • привлекать граждан к трудовой повинности,
  • устанавливать военно-квартирную обязанность для расквартирования воинских частей,
  • объявлять трудовую и автогужевую повинность,
  • регулировать время работы,
  • регулировать торговлю,
  • воспрещать въезд и выезд в местности, объявленные на военном положении.

СНК СССР и ПБ ВКП(б) обратились к партийным и советским органам с директивой, в которой была изложена программа по борьбе с фашистскими агрессорами. В период Великой Отечественной войны сохранили свои полномочия и действовали высшие органы государственной власти: Верховный Совет, Президиум Верховного Совета, Совет народных комиссаров, общественные ведомства, местные советские органы.

При СНК СССР создан ряд новых органов:

  1. Совет по эвакуации,
  2. учреждения, ведавшие снабжением народного хозяйства:
  • Главснабуголь,
  • Главснабнефть.

Создан ряд новых народных комиссариатов по отраслям, производивших вооружение, боеприпасы, снаряжения.

В период Великой Отечественной войны произошли характерные изменения в структуре наркоматов. Наркомат являлся центральным отраслевым органом.

Произошли следующие изменения:

  • были упразднены учетно-статистические подразделения;
  • упразднены отделы и управления учебными заведениями;
  • упразднено юридическое бюро.

1 июля 1941 года Совет народных комиссаров принял постановление " О расширении прав наркомов СССР в условиях военного времени", на основании которого руководителям центральных органов предоставлено право перераспределения капитальных вложений в строительство перспективных планов.

В истории развитии государственного аппарата выделяется 2 этапа:

  • от начала войны до конца 1942 года;
  • с начала 1943 года до конца 1945 года.

К началу Великой Отечественной войны из административно-политических органов существовал лишь созданный указом Президиума Верховного Совета СССР наркомат государственного управления. Члены наркоматов, Государственного Комитета Обороны персонально отвечали за различные области работы.

Произошли существенные изменения в органах разведки и контрразведки. В городах, расположенных в непосредственной близости от фронта, создавались чрезвычайные органы - городские комитеты или штабы обороны (1941 г.).

В соответствии с постановлением Государственного комитета обороны от 17 июля 1941 года и 10 января органы военной контрразведки были выделены из наркома обороны. И преобразованы в особые отделы с подчинением их Наркомату Внутренних дел СССР.

Исходя из сложившейся обстановки и в целях более тесного объединения усилий органов государственной безопасности, указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1941 года НКВД и НКГБ объединены в единый наркомат внутренних дел.

На организацию государственного управления оказало влияние в стране введение специальных режимов в соответствии с Указом о военном положении высшим чрезвычайным органом был Государственный Комитет Обороны (ГКО). Этот орган был узко коллегиальным (9 чел). Президиум Верховного Совета СССР, СНК СССР принял постановление об образовании ГКО 30 июня 1941 года.

Ввиду создавшегося чрезвычайного положения было признано необходимым:

  1. Создать Государственный Комитет Обороны.
  2. Сосредоточить всю полноту власти в государстве в руках Государственного Комитета Обороны. Произошли изменения в руководстве Вооруженными Силами. Строительство Вооруженных Сил.

78. Изменения в государственном механизме и праве в 1945–1965 годы.

В феврале 1946 года проводятся выборы в Верховный Совет СССР, а в 1947г. – в Верховный Совет союзных и автономных республик. В 1947 – 1948 годах прошли выборы в местные Советы. В 1947 году вносятся некоторые изменения в Конституцию СССР, расширяются компетенция Верховного Совета СССР и его Президиума. Делаются попытки совершенствования организации и работы местных Советов.
4 сентября 1945г. Упраздняется ГКО и его функции передаются СНК СССР. Военно – промышленные наркоматы преобразуются в органы управления мирными отраслями производства. Законом от 15 марта 1946г. СНК СССР и СНК республик были преобразованы в Советы министров СССР и Советы Министров соответствующих республик.
Восстанавливаются обычная подсудность военных трибуналов и их обычный порядок деятельности. Военные трибуналы на транспорте реорганизуются в линейные и окружные суды. В 1948 году впервые были проведены прямые выборы народных судей. Указом Президиума Верховного совета СССР от 16 сентября 1948 года устанавливается возрастной ценз для народных судей – 23 года.

Гражданское право в послевоенные годы (1945 – 1965 гг.). Общая характеристика.

В послевоенные годы существенно были ослаблены хозяйственные связи. В 1949 г. - договор, признан единственно правильной формой отношений между хозяйственными органами. Планомерно решалась жилищная проблема. 26 августа 1948 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилищных домов». Граждане получили право строить или приобретать на праве личной собственности, как в городе, так и вне его. Указ от 30 июня 1945 г. установил дополнительные отпуска рабочим и служащим, отменялись сверхурочные работы, был восстановлен 8-ми часовой рабочий день. В 1947 г. - восстановлена система коллективных договоров. Была повышена роль профсоюзных комитетов. Не допускались сверхурочные работы для беременных женщин, кормящих матерей, подростков, для больных туберкулезом. Должен производится обязательный медицинский осмотр на предприятиях с вредными условиями труда. В 1951 г. созданы общественные комиссии охраны труда. Женщинам, имеющих детей в возрасте до одного года, сохранялся непрерывный трудовой стаж во всех случаях перехода на другую работу.

79. Кодификация советского законодательства в 60-е–80-е годы. Конституция СССР 1977 г.

Конституция (К) СССР была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г. К не вносила каких-либо кардинальных изменений в существующие общественный строй, форму государственного устройства, государственный механизм. Ее принятие было вызвано скорее идеологическими и субъективными причинами, но содержались и нововведения.

Целью деятельности Советского государства, по К, являлось создание бесклассового самоуправляемого коммунистического общества.

Политическую основу государства составляли Советы народных депутатов (переименованные из Советов депутатов трудящихся).

Экономическую основу государства составляла социалистическая собственность на средства производства в форме государственной и колхозно-кооперативной собственности. Подчеркивался общенародный характер государственной собственности.

К закрепляла роль Коммунистической партии в качестве руководящего звена политической системы. Изменения, касающиеся высших органов государственной власти и управления СССР касались уточнения их полномочий и более четкого определения их компетенции.

Были расширены полномочия Верховного Совета СССР, согласно К, он мог решать любые вопросы, входящие в компетенцию СССР.

Срок полномочий Верховного Совета СССР был увеличен до 5 лет, а местных Советов - до 2, 5 лет, закреплялась их обязанность регулярно отчитываться перед избирателями.

К изменила порядок формирования Совета Министров СССР, разрешив участие в нем руководителей ведомств и других органов, уточнила и детализировала его полномочия.

К расширила систему социально-экономических и политических прав граждан (К впервые закрепляла право на жилище, на охрану здоровья, на пользование достижениями культуры, на участие в управлении государственными и общественными делами, подачу предложений в государственные органы об улучшении их деятельности, судебное обжалование действий должностных лиц).

К устанавливала следующую систему обязанностей граждан:

соблюдать К и советские законы; уважать правила социалистического общежития; с достоинством нести высокое звание гражданина СССР;

добросовестно трудиться и соблюдать трудовую дисциплину; беречь и укреплять социалистическую собственность; оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета; бороться с расточительством и содействовать охране общественного порядка.

На основе К СССР были приняты соответствующие К союзных и автономных республик.

С 1982 г. предпринимался ряд попыток осуществить частные реформы системы. С середины 70-х гг. теневая экономика проникла во все сферы экономической жизни; в 1980 г. ЦК КПСС принял меры, направленные на борьбу с коррупцией, и в 1981-1982 гг. прошли несколько громких судебных процессов. Одновременно были сделаны попытки укрепить трудовую дисциплину и повысить производительность труда.

Радикальная реформа общества, начавшаяся сверху в 1985 г., проходила под лозунгами: гласность, ускорение, перестройка. Начавшееся движение было призвано реформировать существенную систему, но привело к ее разрушению. Реформы вышли из-под контроля их инициаторов. Гласность, открывшая доступ к ранее закрытой информации и породившая плюрализм рецептов социальной и национальной реконструкции, дала результаты уже к середине 1986 г.

На фоне этих мер проводилась кодификация советского законодательства.

Цель моей работы – рассмотреть кодификацию советского законодательства 1970-1980 гг.

Задачи работы – определить сущность кодификации советского законодательства, рассмотреть кодификацию Конституции СССР 1977 г. и других законов.

Сущность кодификации советского законодательства

В середине 60-х - середине 80-х годов продолжалась начатая на рубеже 50-60-х годов работа по новой кодификации советского законодательства.

В основе кодификации лежали, во-первых, социально-экономические и политические причины: кодификация должна была привести законодательство в соответствии с задачами Советского государства и общества, поставленными правящей Коммунистической партией по «совершенствованию развитого социализма». Во-вторых, надо было привести законодательство в соответствие с принятой в 1977 году новой советской Конституцией. В-третьих, кодификация была обусловлена и технико-юридическими причинами: накопившийся значительный законодательный материал необходимо было привести в определенную систему для удобства пользования.

Жизнь выдвигала настоятельную необходимость кодификации трудового права, поскольку до 1970 года в СССР вообще не было единого кодификационного закона о труде. После соответствующей подготовительной работы Верховный Совет СССР в 1970 году утвердил Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. В 1971 году был принят Кодекс законов о труде РСФСР. С определенными изменениями и дополнениями, внесенными позднее, он действует и в настоящее время. Заметим, что трудовое законодательство было одной из немногих отраслей права, которое не только закрепляло трудовые права рабочих, но и содержало гарантии их реализации в конкретных условиях. В отдельную главу были выделены нормы, закреплявшие льготы для работников, совмещающих работу и обучением. Важная роль в охране трудовых прав КЗОТом возлагалась на профсоюзы.

В условиях развернувшейся во второй половине XX века научно-технической революции большое значение приобрело природоресурсное законодательство. Оно регулировало охрану и рациональное использование земли, ее недр, вод и других объектов природы. Так, в декабре 1968 года были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, а в 1970 году - республиканские земельные кодексы. В декабре 1970 года Верховный Совет СССР утвердил Основы водного законодательства СССР и союзных республик. В 1972 году был принят водный Кодекс РСФСР, который действовал до 1995 года. Тогда же было кодифицировано законодательство о недрах, лесах. В 1980 году появились законы об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира. На основании вышеизложенного можно сказать, что в данный период сформировалось природоохранное право как самостоятельная отрасль права.

В 1984 году произошло важное событие в истории советского законодательства об административной ответственности. 20 июня Верховный Совет РСФСР принял Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Тем самым была кодифицирована важнейшая отрасль государственного принуждения - административная ответственность. В Кодексе была предпринята попытка дать определение понятия административного правонарушения. Это имело большое практическое значение, так как давало возможность правоохранительным органам не смешивать административные проступки с преступными деяниями, что иногда имело место. Административным правонарушением (проступком) признавалась противоправное виновное деяние, за которое законодательством предусматривалась административная ответственность.

30 июля 1969 года был принят Кодекс о браке и семье РСФСР, который, с одной стороны, воспринял значительную часть ранее действовавших норм, а с другой, освободил семейное право от устаревших норм, обусловленных спецификой военного и послевоенного времени. 1) Ликвидировался прочерк об отцовстве в свидетельстве о рождении детей, родившихся вне брака. 2) Вводился упрощенный внесудебный порядок развода через органы ЗАГСА для супругов, не имевших несовершеннолетних детей. 3) Кодекс разрешил вступление в брак с иностранцами, запрет на который был введен в 1948 году.

Значительным событием в области гражданского права явилось принятие Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года Жилищного Кодекса РСФСР. Благодаря данному нормативному акту в РСФСР впервые на уровне законов получили детальное регулирование жилищные отношения.

Одним из наиболее крупных событий периода явилась подготовка и издание 11-томного Свода Законов СССР (издавался в 1981 - 1986 годах) и 9-томного Свода Законов РСФСР (издавался в 1983 – 1987 годах). Они охватывали действовавшие в то время законы.

Таким образом, к середине 80-х годов завершились работы по кодификации основных отраслей права, продолжавшиеся более 30 лет.

 

80. Советское государство и право на пороге кризиса (1975–1991 годы).

1. В 70-х гг. вся совокупность внутренних факторов, институтов, средств, обеспечивающих действие составных частей советского государства, подвергается существенной деформации. Отказавшись от попыток преобразований в государстве и обществе, партийно-бюрократическая олигархия временно упрочивает свое положение, но сталкивается с нарастанием противоречий и кризисных явлений буквально во всех областях жизнедеятельности системы. С конца 70-х годов все более очевидными становятся признаки кризиса государственной системы.

Специфика периода – неуклонный рост министерств и ведомств, аппарата управления (последний становится все более громоздким и малоэффективным). В принципах руководства преобладают косность и консерватизм. Реальные функции управления концентрируются в руках Политбюро ЦК КПСС, которое, в сущности, представляет собой правительство государства, в то время как Совет Министров – его исполнительный аппарат. Устанавливается своеобразная иерархия ведомств, в которой главная роль принадлежит военно-промышленному комплексу.

Положение усугубляется необходимостью крайнего напряжения имеющихся возможностей и ресурсов для поддержания военного паритета в соревновании военно-промышленных потенциалов двух противостоящих блоков. Наступление в мире научно-технической и потребительской революций требует совершенно иной организации управления обществом и государством. Между тем никаких особых изменений в государственное устройство СССР и принципы осуществляемой политики вплоть до конца 1980-х годов не вносится.

Дважды предприняты попытки «спасти» реформу 1965 г. В 1973 г. реорганизуется среднее звено управления: вместо главков министерств созданы объединения (производственные, промыш-ленные и научно-производственные). Впервые за 45 лет меняется объект управления в экономике (с 1929 г. – первичная ячейка – фабрика, завод и т.п., с 1973 г. – объединение). К 1980 г. действуют около 4 тыс. объединений, выпускающих 40 % всей промышленной продукции. В 1979 г. вводится новый показатель работы предприятий: «нормативно-чистая продукция», но министерства саботируют это решение.

В первой половине 80-х гг. управленческий аппарат практически диктует свою волю не только в экономике, но и в политике. Ведомства держат в своих руках исполнение принимаемых решений и своими действиями определяют их судьбу.

2. Декоративные и косметические манипуляции режима наиболее зримо отражены в конституционном законодательстве. Конституция СССР 1977 г. констатирует построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства. Цель – построение бесклассового коммунистического общества, базирующегося на общественном самоуправлении. Основой экономической системы признается социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы – советы. КПСС как общественный институт служит социальной и политической опорой власти партийного аппарата. В конституцию включена статья (ст. 6), закрепляющая руководящую и направляющую роль КПСС в системе советского общества. Советам отводится место придатка к государственным органам и демократической декорации режима. Они переименованы в советы народных депутатов.

Новые разделы конституции: о политической системе общества, социальном развитии и культуре, внешней политике, статусе народного депутата, вводная часть (преамбула).

Закреплены новые формы непосредственной демократии: всена-родное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, на критику действий государственных и общественных организаций и т.д. Впервые закреплены права на охрану здоровья, жилища, на пользование достижениями культуры, свободу творчества.

За каждой союзной республикой закреплено право выхода из состава СССР, право законодательной инициативы в высших органах власти Союза. Конституция с большей определенностью подчеркивает значение личности, декларируя уважение и охрану ее прав и свобод.

Принятие Конституции СССР, а затем, в 1978 г., Конституции РСФСР не изменяет роли Российской Федерации в государственном устройстве. Республика по-прежнему лишена даже тех формальных признаков суверенитета, которыми обладают другие союзные республики (например, Государственного гимна). Российские республиканские органы власти выполняют роль дублера союзных министерств и ведомств. РСФСР не имеет, в отличие от других республик, центрального партийного органа, что в условиях существования однопартийной системы делает весьма призрачным ее равноправное положение в Союзе ССР.

3. К 80-м годам советская правовая система оказывается в состоянии хронического кризиса.

Он вызван:

• неоправданной централизацией правотворчества, препятство-вавшей принятию на местах наиболее рациональных управленческих решений;

• несостыковкой юридических норм и новых потребностей хо-зяйственного развития страны и отдельных отраслей;

• разрывом между законодательными постановлениями и их реализацией на практике.

По содержанию право изменяется мало, однако в форме права происходят заметные изменения: продолжена кодификация, созданы Основы отдельных отраслей права, кодексы в республиках и Союзе.

Впервые появляется кодифицированное административное за-конодательство – Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях (1980 г.). К таковым отнесены – нарушения правил дорожного движения, мелкое хулиганство, пьянство, мелкие хищения, мелкая спекуляция и др.

Гражданское и хозяйственное право. Уточнено правовое поло-жение хозяйственных подразделений, разграничены права и обязанности имеющихся звеньев управления промышленностью. Принципы хозяйствования закреплены в Общем положении о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях (1973 г.), Положении о производственном объединении (комбинате) (1974 г.).

В 1981 г. приняты Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик. Конституционное право граждан на жилище предполагается обеспечивать развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и жилищному строительству, справедливым распределением жилплощади, невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Закон устанавливает для граждан бессрочность пользования жилыми помещениями, предусмотрено право иметь в личной собственности жилой дом (часть дома).

Семейное право. В 1979 г. внесены изменения и дополнения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. Законодатель провозглашает равные личные и имущественные права в семейных отношениях. Подчеркивается недопущение какого бы то ни было ограничения прав в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Трудовое право. В 1970 г. вступают в действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. Изменения в праве по мысли законодателя призваны гарантировать «повышение материального благосостояния граждан». Введены некоторые налоговые льготы, надбавки к пенсии по старости.

Положение о порядке рассмотрения трудовых споров (1974 г.) закрепляет гарантии справедливого решения вопросов по спорам об увольнении и переводе рабочих и служащих на другую работу.

Изменениями и дополнениями в КЗоТ РСФСР (в 1980 г.) конкретизировано понятие права граждан на труд как получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера.

Интенсивно развивается природоресурсное право. В 70-х гг. введены в действие общесоюзные и республиканские кодексы: водные, о недрах, лесные. В 1980 г. принят Закон СССР об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира.

В Уголовном праве проявляется тенденция к смягчению уголовной ответственности за малозначительные деяния, которые квалифицируются как дисциплинарные или административные правонарушения. Широко применяются условное осуждение, условно-досрочное освобождение. Примеры установления более суровых мер ответственности за особо опасные преступления:

• 1973 г. – за угон воздушного судна – суровые меры наказания вплоть до смертной казни;

• 1974 г. – за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку с целью сбыта и незаконный сбыт наркотических веществ – лишение свободы на срок до 10 лет (квалифицированные преступники – до 15 лет).

Исправительно-трудовое право. В 1971 г. вводится в действие новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. Подчеркнуто, что ис-полнение наказания не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Основные средства исправления и перевоспитания осужденных – строгий и справедливый режим отбывания наказания, обязательный общественно полезный труд, политико-воспитательная работа, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение.

 

81. Сущность «перестройки».

Перестройка (1985-1991). Необходимость в экономике складывалась из того, к середине 80-х годов СССР оказался в состоянии глубокого экономического, политического и социального кризиса системы. Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда. Сложилась кризисная ситуация в сфере потребительского рынка и финансов. Для экономики был характерен остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. Обозначился кризис в социальной сфере. Реальные доходы на душу населения в начале 80-х гг. уменьшились в 2, 8 раза. Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения пришла в противоречие с охраняемой системой привилегий слоя управляющих. Необходимость перестройки нужна была в политике в связи с тем, что люди оказались отчуждены от политической власти, лишены важнейших гражданских прав. Происходила деградация правящей верхушки общества - номенклатуры, являвшейся оплотом консерватизма. У власти оказались стареющие лидеры. Все это привело к социальной апатии в обществе, деформации морали, падению нравственности. Необходимость перестройки была вызвана международными отношениями. Продолжавшаяся гонка вооружений не только изматывала экономику СССР, но и подрывала международный престиж государства. Бессилие советской военной мощи демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран мира. Сущность политики перестройки. Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований (перестройки) относится к апрелю 1985г. Лидером начавшихся преобразований выступил новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев, избранный на этот пост на мартовском 1985г. Пленуме ЦК КПСС. Новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы. В идеологию перестройки были включены некоторые либерально-демократические принципы: разделения властей, парламентаризма, гражданские и политические права человека. Ставилась задача создания в СССР гражданского (правового) общества. Демократизация рассматривалась как основа для осуществления радикальных экономических реформ. На начальном этапе перестройки широкое развитие получила гласность, критика " деформаций социализма" в экономике, политике, духовной сфере. Демократизация коснулась политической системы. В 1990г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе. Это открыло возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. В 1989-1991 гг. были сформированы основные политические партии и блоки. Основными политическими объединениями стали: президентский блок " Выбор России", блок " Яблоко", Либерально-демократическая партия, Аграрная партия России, Коммунистическая партия Российской Федерации, политическое движение " Женщины России". Вводились альтернативные выборы народных депутатов СССР. Наметилась тенденция производственной демократизации. Был принят закон о трудовых коллективах, вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений. Составной частью политической реформы стало создание института президента в СССР. 3 Съезд народных депутатов (март 1990г.) избрал Президентом СССР М.С. Горбачева (он не избирался всенародным голосованием). 12 июня 1991г. в результате выборов на альтернативной основе президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. В условиях нестабильного положения и усиления центробежных сил одной из важнейших задач политики М.С. Горбачева стала проблема реформирования СССР и заключения нового соглашения между республиками. Союзный договор суверенных государств в Ново-Огарёво (апрель 1991г.), а также последующий проект соглашения о создании Союза Советских Суверенных Республик предоставлял значительные права республикам и превращал центр из управляющего в координирующий. 17 марта 1991г. в СССР прошел референдум, в ходе которого абсолютное большинство граждан высказалось за сохранение союзного государства в обновленном виде.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.