Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политика военного коммунизма. Развитие государственного механизма в годы Гражданской войны.






«Военный коммунизм» - организация общества, при которой армия подчиняет себе тыл, создавая «организацию массового паразитизма и истребления».

В основе политики военного коммунизма лежала задача уничтожения рыночных и товарно-денежных отношений (т.е. частной собственности), замена их централизованным производством и распределением.

Для проведения этого плана необходима была система, способная довести волю центра до самых отдаленных уголков огромной державы. В этой системе все должно быть взято на учет и поставлено под контроль (потоки сырья и ресурсов, готовой продукции). Ленин считал, что «военный коммунизм» станет последней ступенью перед социализмом.

2 сентября 1918 г. ВЦИК объявил о введении военного положения, руководство страной перешло к Совету Рабочей и Крестьянской Обороны во главе с В.И. Лениным. Фронтами командовал Реввоенсовет, возглавляемый Л.Д. Троцким.

Тяжелое положение на фронтах и в экономике страны подтолкнули власти ввести ряд чрезвычайных мер, определяемых как военный коммунизм.

В советском варианте он включал в себя продразверстку (запрещалась частная торговля хлебом, излишки и запасы насильственно изымались), начало создания колхозов и совхозов, национализацию промышленности, запрещение частной торговли, введение всеобщей трудовой повинности, централизации управления.

К февралю 1918 г. в собственность государства перешли предприятия, принадлежавшие царской семье, российской казне и частникам. В дальнейшем была проведена хаотичная национализация мелких промышленных предприятий, а затем целых отраслей промышленности.

Хотя в царской России доля государственной (казенной) собственности была всегда традиционно велика, централизация производства и распределения прошла довольно болезненно.

Крестьяне и значительная часть рабочих были настроены против большевиков. И с 1917 по 1921 гг. они принимали антибольшевистские резолюции и активно участвовали в вооруженных антиправительственных выступлениях.

Большевикам предстояло создать такую политико-экономическую систему, которая могла дать рабочим минимальные возможности для проживания и одновременно поставила бы их в жесткую зависимость от властей и администрации. Именно с этой целью проводилась политика сверхцентрализации экономики. В дальнейшем коммунизм отождествлялся с централизацией.

Несмотря на «Декрет о земле» (земля передавалась крестьянам), шла национализация земли, полученной крестьянами в ходе столыпинской реформы.

Фактическая национализация земли и введение уравнительного землепользования, запрет арендовать и покупать землю и расширять запашку привел к ужасающему падению уровня аграрного производства. В результате начался голод, ставший причиной смерти тысяч людей.

В период «военного коммунизма», после подавления антибольшевистского выступления левых эсеров, был осуществлен переход к однопартийной системе.

Научное обоснование большевиками исторического процесса как непримиримой классовой борьбы привел к политике «красного Teppopa» причиной введения которого стала серия покушении на руководителей партии.

Его сущность лежала в последовательном уничтожении по принципу «кто не с нами, тот против нас». В список попали интеллигенция, офицерство, дворяне, священники, зажиточное крестьянство.

Основным методом «красного террора» стали внесудебные расстрелы, санкционированные и проводимые ВЧК. Политика «красного террора» позволила большевикам укрепить свою власть, уничтожить противников и тех, кто проявлял недовольство.

Политика военного коммунизма усугубила экономическую разруху, привела к неоправданной гибели огромного числа невинных людей.

 

65. Кодификация советского законодательства в 1922–1923 годах.

Переход после гражданской войны к мирному хозяйственному строительству активизировал дальнейшую разработку гражданско-правового законодательства, нормирующего основные направления хозяйственный работы. Новый этап развития поставил ряд важнейших правовых проблем, в том числе вопросы о правовых источниках и юридической технике.

Первоначальную роль источника права играло революционное правосознание. Поскольку практика и " революционное мировоззрение трудящихся масс" в тот период еще не могли принимать форму определенных законов, а старое законодательство было неприемлемым для нового строя, революционное правосознание оставалось почти единственным источником права. В 1917-1918 гг. принимались новые декреты о суде, в каждом из которых так или иначе интерпретировалось понятие революционного правосознания.

Правоведы 20-х гг. придавали важное значение этим декретам, но все же главное место отводили судебному решению как ведущей форме правотворчества. объяснялось это тем, что декреты этого периода (1917-1920 гг.) были разрознены и не приведены в систему.

С переходом к нэпу развернулась новая дискуссия по вопросу о революционной законности в ее отношении к экономике переходного периода. Правосознание стало рассматриваться в качестве ведущего принципа правотворчества, положенного в основу законодательства и наиболее определенно выявляющегося в содержании принимаемых кодексов.

В этой ситуации революционное правосознание приобретало новое значение - метода, восполняющего пробелы в законе.

В целом в правовой теории 20-х гг. под революционной законностью стали понимать установленный и определенный государством правопорядок, комплекс правил, что связывалось с необходимостью разработки системы соответствующих норм.

Советские правоведы 20-х гг. столкнулись со значительным противоречием, заложенным в самой правовой системе переходного периода, между " пролетарским судом" и " буржуазным правом". Преемственность юридических форм выражалась, в частности, в том, что праву переходного периода наряду с принципом целесообразности был присущ и принцип " справедливости".

Значительное внимание законодатель уделял разработке норм процессуального права. Например, ст. 4 ГПК РСФСР непосредственно не наделяла судью правом решать дело вопреки существующему законодательству, но в целях восполнения существующих пробелов давала широкие возможности для судебного толкования применительно к " особенностям экономической ситуации".

Уже в 1919 г. Стучка предложил начать кодификацию нового права. Главенствующее место должна была занять Конституция. Далее шло " социальное право", включающее семейное право и право социального обеспечения. Затем должны были располагаться " имущественные права", точнее, нормы, отменяющие и ограничивающие эти права, а также " допустимость применения пережитков частной собственности переходного времени".

Завершат сборник кодифицированные правила о труде, " остатки договорного права" и международное право. Систематизированные таким образом нормы составят " обязательное для всех право", тогда как все дальнейшие узаконения будут представлять собой технические инструкции. этот первый подход к вопросу о системе права был обусловлен практической необходимостью, связанной с формированием системы советского законодательства.

20-е гг. стали периодом интенсивной кодификационной работы. Были приняты и вступили в действие Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс законов о труде, разработаны проекты Хозяйственного, Торгового, Промышленного, Кооперативного, Административного кодексов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.