Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разрушение старого права и создание основ советского права.






Советское право возникло вместе и одновременно с Советским государством. Обращение II Всероссийского съезда Советов " Рабочим, солдатам и крестьянам! ", провозгласившее образование Советского государства, было и его первым правовым актом.

Как и государство, советское право создавалось в ходе слома старого права. В первый период истории Советского государства можно отметить три основные группы источников права.

Важнейшей из них является, конечно, новое законодательство, новые нормативные акты. Их массив, небольшой в первое время, непрестанно расширяется. Однако Советское государство не могло одномоментно создать законченную правовую систему, для этого требовалось время. Необходимость же нормирования общественных отношений не исчезает и в революционный период. Поэтому Советское государство подобно тому, как оно частично использует старый государственный механизм, пользовалось в известных пределах и старым законодательством. Декрет о суде № 1 допустил ссылки " на законы свергнутых правительств". Хотя в нем речь шла о применении старого права в судах, его следует толковать расширительно, имея в виду и другие органы государства.

Возможность использования старого права вытекала из того, что некоторые его нормы носили вневременной характер. Например, и феодальное, и буржуазное право запрещали убийство, телесные повреждения и иные деяния, направленные против личности.

Очевидно, однако, что использование старого права не могло быть продолжительным. Изданный в июле 1918 г. Декрет о суде № 3 уже не содержал оговорки о возможности использования старого законодательства. Правда, не было в нем и прямого запрета применять старые законы.

Поскольку масса нового законодательства была еще невелика, а старое могло применяться лишь в ограниченных рамках, существовала сфера отношений, не урегулированных никакими нормативными актами. Поэтому в качестве специфического источника права выступало непосредственно революционное правосознание трудящихся масс. Практически это означало, что, если правоприменяющие органы и лица не могли опереться на правовую норму, они действовали так, как подсказывала им революционная совесть, поступали так, как считали полезным для революции. Конечно, это приводило к известному разнобою в деятельности государственных органов, таило немало угроз демократии, но иного выхода у Советского государства в то время не было.

Законодательство рассматриваемого периода имело ряд особенностей. Необходимость как можно скорее ликвидировать правовой вакуум, потребность оперативного решения многочисленных вопросов, которые ставила революция, вынудили создать достаточно широкий круг законодательных органов. Нормативные акты высшей юридической силы могли творить Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Эсеровская фракция во ВЦИКе пыталась в конце 1917 г. добиться решения о лишении СНК законодательных прав. Однако большевикам удалось отстоять законодательные полномочия СНК, которыми он широко пользовался. Конституция закрепила принцип множественности законодательных органов. Он сохранился затем и на весь переходный от капитализма к социализму период.

Правотворческую деятельность осуществляли не только законодательные, но и другие органы Советского государства, в том числе наркоматы и местные Советы. В условиях нехватки нормативного материала акты народных комиссариатов иногда выполняли функции законов.

Большое значение имели и акты профсоюзных органов, особенно в области регулирования трудовых отношений. Не являясь по своей природе правовыми, они, в сущности, выступали наравне с актами государственных органов. Нормотворческую работу вели и непосредственно трудовые коллективы. Создаваемые ими акты регулировали широкий круг вопросов, касающихся трудовых отношений, чаще всего - дисциплины труда, иногда вопросов заработной платы и проч. Надо сказать, что при этом рабочие предъявляли к себе и к своим товарищам весьма высокие требования. Так, нередко трудовые коллективы принимали решения об увольнении за прогул, что в условиях безработицы было серьезным наказанием.

Законодательный процесс был сам регламентирован, в частности, постановлением " О редактировании и печатании законодательных и правительственных актов", изданным СНК в январе 1918 г.

Советское право возникло как общероссийское. Акты II Всероссийского съезда Советов имели силу на всем пространстве Российской Республики и в равной мере. Однако скоро советская правовая система усложнилась. Возникновение Украинской ССР привело к созданию права этой республики. Украина признала на своей территории действие общероссийского права, но в то же время принимала и свои правовые акты. Последние создавались двояким путем: или за счет рецепции российских норм, или за счет собственного творчества.

За возникновением автономных республик последовало создание ими собственных правовых актов. Поскольку автономии были частью Российской Советской Республики, то общероссийское право действовало на их территории в полном объеме. Вместе с тем автономия предполагала возможность иметь и свое специфическое законодательство. И республики создают его, опираясь на опыт РСФСР. Порой они развивают общероссийские законы, приспосабливая их к местным особенностям. Так, в Терской республике издали свой закон о земле, опиравшийся на соответствующий Декрет II Всероссийского съезда Советов, но значительно видоизменявший его.

Нормотворчество местных Советов выступало в принципе как подзаконное. Однако иногда Советы выходили за пределы проблем, по своей природе являющихся местными, вторгались в сферы общегосударственные. Кое-где Советы принимали акты по уголовно-правовым и процессуальным вопросам, создавая чуть ли не целые местные кодексы. Такое положение было обусловлено рядом причин. Во-первых, Советы как полновластные органы должны были обладать широкими полномочиями. Во-вторых, первоначально компетенция центра и мест не была разграничена, это сделала позже только Конституция, и то в достаточно общей форме. В-третьих, на местах в первые месяцы Советской власти были сильны позиции эсеров, и не только левых, а эти партии по своим программам были децентрализаторскими. В-четвертых, местные руководители зачастую были просто не всегда достаточно грамотны и не знали, в какой мере следует употреблять данную им власть.

Форма законодательных актов была различной. Издавались обращения, декреты, постановления, декларации. Впрочем, четкое разграничение между ними провести трудно. Наиболее распространенной была форма декрета. Так часто называют вообще все акты Советского государства того времени.

Для первого периода советского права характерно издание законов по отдельным проблемам и отсутствие систематизированных актов. Единственным кодифицированным законом явилась Конституция. Однако с накоплением нормативного материала пользование им становилось все более затруднительным. Это обусловливало необходимость систематизации законодательства.

Первой, простейшей ее формой явилось издание " Собрания узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства" (сокращенно - СУ РСФСР). Оно не имело прямой целью систематизацию законодательства, а было лишь формой опубликования нормативных актов высших органов власти и управления, однако фактически выполняло функцию систематизации. Собрание узаконений содержало не только правительственные акты, но и законы, изданные Всероссийскими съездами Советов и ВЦИК. В нем помещались также важнейшие акты наркоматов. Первый номер Собрания узаконений был выпущен Наркоматом юстиции 1 декабря 1917 г., затем эти сборники, содержавшие текущий нормативный материал, стали выходить регулярно - один-два раза в неделю. Внутри каждого номера правовые акты группировались по органу, их издавшему. Таким образом осуществлялась систематизация, близкая по форме к инкорпорации.

Однако уже в этот период приходит понимание необходимости кодификации. В декабре 1917 г. в составе Наркомата юстиции создается отдел законодательных предположений и кодификации, из которого вскоре был выделен специальный кодификационный отдел, имевший задачей создание " полного свода действующих законов Русской Революции". Задачу эту отдел, однако, не выполнил, поскольку левые эсеры, работавшие в нем, вместо кодификации советского законодательства пытались реанимировать старые, царские законы. Уход левых эсеров из Наркомюста весной 1918 г. положения не выправил: до начала гражданской войны Наркомат так ничего и не сделал для кодификации.

Приведенные факты опровергают утверждение, что Советское государство возникло и развивалось в условиях беззакония, а большевики будто были идейными противниками всякой законности. С первых дней своего существования Советское государство стремилось законодательно регламентировать общественные отношения и добивалось исполнения законов всеми должностными лицами и гражданами. Конечно, наличие неурегулированных отношений сужало сферу действия режима законности, но эта неурегулированность неуклонно сокращалась, обусловливая укрепление законности в Советском государстве.

 

59. Возникновение советского гражданского и хозяйственного права. Возникновение и развитие советского земельного права (1917–1920 гг.)

Советское гражданское право формировалось в ходе национализации. В собственность государства перешли земля, недра, леса, воды, предприятия промышленности, транспорта и финансов. Национализация охватила и сферу жилья.
Государство признавало и защищало такую частную собственность граждан, которая была основана на личном труде. Сокращались договорные отношения, так как отношения на национализированных предприятиях регулировались административно-правовыми методами.
27 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет «Об отмене наследования», по которому отменялись наследование и по закону, и по завещанию. После смерти владельца принадлежавшее ему движимое и недвижимое имущество становилось государственным достоянием. Имущество, не превышавшее 10 тыс. руб., поступало родственникам умершего в виде меры социального обеспечения.
Декрет ВЦИК от 20 мая 1918 г. запретил дарение и иное безвозмездное предоставление имущества на сумму свыше 10 тыс. руб.
Произошло сокращение торгового оборота. Денежные отношения вытеснялись натуральным продуктообменом.
2. В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК приняли декреты «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака». Декретами узаконивалась только гражданская форма брака, церковный брак объявлялся частным делом брачующихся. Устанавливались принципы добровольности вступления в брак и равноправия вступивших в брак. Отменялись прежние ограничения на вступление в брак: согласие родителей, начальства, различное вероисповедание и др. Вводился следующий брачный возраст: 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Устанавливалась свобода развода. Внебрачные дети уравнивались в правах и обязанностях с брачными.
16 сентября 1918 г. ВЦИК принял ^ Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В кодексе получили развитие принципиальные положения декабрьских декретов. Отменялся принцип общности имущества супругов и вводился принцип раздельности имущества супругов, родителей и детей. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, и, если они не выполняли данную обязанность, суду предоставлялись полномочия лишить их родительских прав. Запрещалось усыновление.
3. В феврале 1919 г. ВЦИК было принято ^ Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию. Согласно этому акту земля определялась в качестве единого государственного фонда, который находился в непосредственном ведении и распоряжении соответствующих наркоматов.
Все формы единоличного землепользования рассматривались как отживающие. Для совместной обработки земли стали создаваться совхозы, коммуны и общества.
В развитие Положения о.совхозах был принят декрет, в соответствии с которым объединениям государственных предприятий, городским Советам, профсоюзам и кооперативам было предоставлено право получать земельные участки для организации на них совхозов.

 

1. Земельное законодательство советского периода

Одним из первых законодательных актов советского государства стал декрет Всероссийского съезда Советов от 26 октября (7 ноября) 1917 г. «О земле».

Декрет «О земле» действовал в течение шести лет, но его положения легли в дальнейшем в основу советского земельного законодательства. Так, были приняты Декрет Совета народных Комиссаров (далее — СНК) от 29 декабря 1917 г. «О запрещении сделок с недвижимостью», Декрет ВЦИК от 27 мая 1918 г. «О лесах», Декрет СНК РСФСР от 30 апреля 1920 г. «О недрах земли».

С 1922 г. началась кодификация земельного законодательства, преследовавшая цель: «создать стройный, доступный пониманию каждого земледельца свод законов о земле». Кодификация завершилась созданием Земельного кодекса РСФСР 1922 г. В его основных положениях подтверждалось, что вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы ведении она ни состояла, составляет собственность рабоче-крестьянского государства и образует единый государственный земельный фонд. Первым общесоюзным законом, определившим правовой режим всех категорий земель, стали Общие начала землепользования и землеустройства, утвержденные ЦИК СССР 15 декабря 1928 г.

Последующие реформы 1953 г., 1965 г., принятие Продовольственной программы 1982 г. и внедрение методов внутрихозяйственного, арендного и семейного подрядов на селе не дало ожидаемого результата. Нужны были более радикальные изменения в правилах пользования и владения землями в Российской Федерации. Такая политика государства, проводимая с середины 30-х годов XX в. в отношении землепользования и землевладения, как стало ясно в последние годы, существенно подорвала государственные устои. Отсутствие заинтересованности у граждан к развитию сельского хозяйства, массовый исход людей из деревни привели к тому, что даже в настоящее время во многих регионах некому обрабатывать землю. Это приводит к деградации земель и утрате ее важнейших природных свойств.

Лишь в последнем десятилетии ушедшего столетия были проведены реформы, существенно изменившие земельный строй в Российской Федерации.

Таким образом, существенной особенностью данного периода развития земельных правоотношений в России стало то, что граждане и юридические лица фактически не имели в собственности земель, не обладали полным правом пользования, владения и распоряжения.

 

60. Возникновение и развитие советского семейного права (1917–1920 гг.)

В течение трех веков происходил процесс создания светского права, которое постепенно вытесняло византийское законодательство и русское церковное право. Несмотря на авторитет византийского законодательства, постепенно брачно-семейные дела перешли в двойное подчинение, и нормы византийского права стали противоречить нормам светского права. Это порождало путаницу в применении норм права, так как неизвестно было, в каких случаях следует применять то или иное законодательство. Создание светского семейного права свидетельствовало о более зрелом этапе развития права вообще. Нормы русского семейного права проводились в жизнь церковью. Священник прихода являлся одним из самых доверенных лиц семьи, знал о семейных конфликтах и участвовал в умиротворении страстей. В XVIII в. государство взяло на себя регулирование части вопросов, которые ранее принадлежали церкви, а также совершенствовало институты семейного права: институт брака, вдовства, опеки, создавало законы, устанавливавшие имущественную самостоятельность супруги. Эти и другие государственные меры рождали драматические конфликты между государственною властью и подданными. Какие-либо увещевания императриц, наказания виновных в нарушении закона не увенчались победой законности. Уменьшив влияние церкви на семейно-бытовые проблемы, государство, не смогло ее заменить. Церковь держала под неослабным вниманием семейные процессы. Государство, в чем-то подражая церкви, а в чем-то отдавая должное народным традициям, одобряло патриархальность семьи. Однако, его влияние на общественные процессы было недостаточно, подданными ощущалось уменьшение воздействия церкви.
Семейные отношения, будучи по природе консервативными, порождали столкновения между правом и традицией, которая формируется десятилетиями и не способна быстро меняться в зависимости от указаний новых норм права: патриархальный уклад семейных отношений складывался веками и передавался из поколения в поколение. Право существовало в некоторой стороне от народных обычаев, оно формировалось и совершенствовалось исходя из экономических, политических, идеологических направлений государственной деятельности. Противоречие между правом и традицией в сфере семейных отношений носило, характер принципиальный, потому что в данном вопросе закон не косвенно, а впрямую затрагивал автономность семьи и бытовых отношений. Государство, даже когда совершенствовало семейное законодательство, чтобы укрепить правовой статус наименее защищенных членов общества, наталкивалось на непонимание и недовольство со стороны подданных.
Проблема прекращения брака являлась одной из центральных в русском семейном праве. Заключая брак в раннем возрасте, часто по выбору и совету родителей, молодые люди не отдавали себе отчета в том, какие могут быть последствия. Ограниченные поводы к разводу, сложная и дорогостоящая процедура разводного процесса не позволяли супругам развестись даже при невозможности совместного проживания. Церковь всегда отрицательно относилась к расторжению брака и не желала совершенствовать эту область семейного права. Светское законодательство не вмешивалось в компетенцию церковной власти, за исключением указа Петра I, который ввел новый повод к разводу — вечная ссылка супругов. Екатерина II преобразовала этот повод в вид прекращения брака смертью. Этим светское законодательство ограничилось и так же, как и церковь, не стремилось расширять число поводов к разводу.
Церковь строго подходила и к институту признания брака недействительным. Однако общественная жизнь и действовавшая система прекращения браков не способствовали сокращению незаконных браков.
Пожалуй, в единственном вопросе светское законодательство делало много — это в развитии института вдовства. Положение вдовы в России, как правило, вызывало уважение и у церкви, и у государственной власти. Государство заботилось о том, чтобы вдовы (а затем и вдовцы) были обеспечены вдовьим прожитком, который помог бы им существовать без посторонней помощи. Светское законодательство на протяжении трех веков совершенствовало институт вдовства и стремилось расширить круг вдов, обеспеченных вдовьим пенсионом. В то же время почтение государства и церкви к вдовьему состоянию подчеркивало личную несвободу человека, который мог поручить авторитет путем отказа от личных прав; аскетическая жизнь вдовы приближала, ее к церкви, и христианству, но путем отказа от борьбы с общественными предрассудками.
С приходом советской власти вопросам семьи и семейного права стало уделяться больше внимания. Об этом говорит то обстоятельство, что в числе первых в 1917 г. были приняты именно декреты «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака», а самым первым кодексом советского государства стал Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (сентябрь 1918 г.), который подробно регламентировал вопросы, связанные с регистрацией актов гражданского состояния.
Было провозглашено полное равенство мужчины и женщины в области брака и семьи. Внебрачные дети уравнялись в правах с детьми, рожденными в браке. При этом указывалось: только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе записи актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов.
Созданные на местах самостоятельные отделы загса уездных и волостных исполкомов в конце 1919 г. были реорганизованы в подотделы управления НКВД, а в 1923 г. - в столы при милиции. В 1924 г. в связи с районированием уездов местные отделы загса были организованы при райисполкомах и сельсоветах.
В нашем крае органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, были созданы в 1920 году, о чем свидетельствуют первые актовые записи, хранящиеся и поныне в архивах отделов загса. Если точнее, подотдел записи актов гражданского состояния управления НКВД Ставропольской губернии (губзагс) был организован 8 апреля 1920 г. В том же году были открыты четыре уездных загса: Благодарненский, Александровский, Медвеженский и Святокрестовский (Ставропольский - объединился с губзагсом) и 153 местных. В это же время были изданы регистрационные книги, необходимые инструкции, наказы, циркуляры.
Поле деятельности губзагса было весьма обширно: контроль за правильным исполнением Кодекса об актах гражданского состояния; разъяснение и толкование должностным лицам его статей применительно к местным условиям; выдача различных справок; обеспечение уездных и местных подотделов необходимыми книгами и бланками; выдача разрешений на вступление в брак лицам, не достигшим брачного возраста; контроль за отчетностью местных загсов, в том числе и за движением дел, по которым пропущен срок регистрации актов гражданского состояния...
Уже в первый год работы на Ставрополье органами загса было зарегистрировано 33092 рождения, 23423 смерти, 10660 браков, 958 разводов.
С развитием нового государства совершенствовалось и семейное законодательство. В 1926 г., например, ВЦИК утвердил новый Кодекс законов о браке, семье и опеке в РСФСР, где появилась самостоятельная глава, посвященная записи актов гражданского состояния. После этого государство неоднократно возвращалось к регламентации вопросов, связанных с регистрацией актов гражданского состояния. В 1936 году, например, было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О порядке и сроках регистрации рождений и смертей», в 1940 г. - Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке изменения гражданами СССР фамилий и имен», в 1943 г. -Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении», в 1946 г. - постановление Совнаркома РСФСР «О мероприятиях по упорядочению регистрации актов гражданского состояния».

61. Становление и развитие трудового законодательства (1917–1920 гг.)

Трудовое право стало формироваться как самостоятельная отрасль системы права. Ранее трудовые отношения регламентировались гражданским законодательством.

29 октября 1917г. было принято постановление правительства «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени». Рабочее время в течение недели не должно было превышать 46 часов.

В декабре 1917г. ВЦИК принял Положение о страховании на случай безработицы и Декрет о страховании на случай болезни. Создавались биржи труда.,

В декабре 1918г. был принят первый ^ Кодекс законов о труде РСФСР, разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС. Кодекс содержал 137 статей, сведенных в девять разделов: о трудовой повинности, право на применение труда, порядок предоставления труда, о предварительном испытании, о переводе и увольнении, о вознаграждении за труд, о рабочем времени, об обеспечении производительности труда, об охране труда.

Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму как на государственных, так и на частных предприятиях. Закреплялась всеобщая трудовая повинность для лиц в возрасте от 16 до 50 лет. В кодексе устанавливались нормы труда и отдыха, вводились льготы для подростков и женщин. Большая роль в регулировании оплаты труда, найма, увольнения и отдыха отводилась профсоюзам.

Первым законом был декрет СНК от 29 окт. 1917 «О 8часовом рабочем дне», который устанавливал: 1) рабочая неделя не должна превышать 48 чесов, рабочий день 8 часов 2) найм на работу допускался с 14 лет, но для подростков до 18 лет рабочая неделя сокращалась до 6 часов. 3) сверхурочные работы допускались в исключительных случаях с согласия совета и не могли превышать 4 часов 4) женщины и подростки не допускались к сверхурочным и подземным работам.

Учитывая, что 80 % населения России было верующим, в ст. 2 указано, что в канун Рождества христова и праздники Святой Троицы рабочий день заканчивался в 17 ч. дня. В ст. 10 – перечень 15 праздников (5 % из них – религиозные, пятница и субботы – страстные недели).

Декрет распространялся на все предприятия независимо от их размера и форм собственности. Виновные в нарушении – до 1 года лишения свободы.

11 дек. 1917 года Вцик принял положение о страховании на случай безработицы. Ст 3 под безработным понимало всякое трудоспособное лицо, главным источником которого являлась работа по найму. Данае лицо должно было зарегистрироваться как безработное на местных биржах труда или их профсоюзов. Тогда это давало право на получение пособия, размер которого был в размере полной зарплаты предыдущей работы. Для выплаты пособий создается Всероссийский фонд безработных, средства которого формировались за счет вычислений нанимателей из расчета не менее 3% заработной платы.

В дек 1917 СНК принял постановление «О страховании на случай болезни», по которому вводилась и бесплатная медицинская помощь и выплата пособий. Вследствии инвалидности и беременности (до 8 недель и после 8 недель после родов) – из средств нанимателей.

В июне 1918 СНК издал постановление «Об отпусках», по которому вводился 2недельный отпуск при наличии непрерывного стажа работы 5 месяцев.

31 окт 1918 СНК приняло положение «О социальном обеспечении трудящихся», по которому (ст. 1 и 8) вводились пенсии по старости, в связи с поголовной национализацией и ликвидацией частной собственности меняются источники. И социальное страхование заменялось на социальное обеспечение. Т.е. теперь пенсии и все виды пособий выплачивались из средств госуд. бюджета.

31.10.1918г.СНК принял поправку ╚ О соц.обеспечении трудящихся╩. В связи с

поголовной национализацией изменились источники финансирования на выплату

пособий. Если раньше они выплачивались из средств нанимателей, то теперь из

гос.бюджета. Впоследствии соц.страхование было заменено на соц.обеспечение.

В октябре 1918г. СНК принял декрет ╚ О трудовых книжках для нетрудящихся╩, по

которым для них взамен прежних паспортов вводились трудовые книжки. Для бывших

эксплуатируемых классов под страхом тюр.заключения устанавливалась обязательная

явка на все работы, куда бы их не послали местные власти-труд.армии на заготовку

и перевозку дров и т.д. Не реже 1р. в месяц в трудовых книжках делались

________учета рабочей силы, делалась отметка о выполнении работы и только это

давало им право свободного передвижения и право на получение продовольственных

карточек.

Декабрь 1918г.-ВЦИК принял Кодекс Законов о Труде, в котором была сделана попытка

свести разрозненные акты в стройную систему. КЗоТ содержал 9 разделов. Все ранее

установленные нормы вошли в Кодекс.

Дополнения:

& #61692; Кодекс закрепил всеобщую трудовую повинность для лиц с 16 до 50 лет.

Ст.3. Временно освобождались от неё лица, утратившие трудоспособность на срок,

необходимый для её восстановления, и беременные женщины.

& #61692; Впервые было провозглашено права граждан на труд. Привлечение к труду

сочеталось с правом применения труда по своей специализации и желании. Но в 1918г.

право на труд носило программно - пропагандистский характер, либо было лишено

материальной гарантии. Условия гражданской войны потребовали законодателя уже в

Кодекс внести определенные ограничения права на труд:

- устройство на работу осуществлялось лишь через гос.органы учета и распределения

рабочей силы. Ст.10: при отсутствии работы по специальности они могли направлять

трудящихся на работу по другим специальностям, даже менее квалифицированные. Но в

этом случае работник мог заявить о желании выполнять эту работу временно до

получения работы по своей специальности √ ст.21, 29

ст.24. Безработный не имел права отказаться от предложенной ему работы по его

специальности

& #61692; Кодекс увеличил продолжительность отпуска. Ст.107 месячный оплачиваемый

отпуск при непрерывном годичном стаже работы не зависимо, производилась эта работа в

1 или различных предприятиях.

& #61692; Кодекс установил пенсии по старости, которые уплачивались из гос.бюджета.

& #61692; Кодекс установил(ст.58) размер зар.платы определялся тарифным положением,

но не мог быть ниже прожиточного минимума, установленного наркоматом труда для

населения каждой местности.

& #61692; Кодекс предусматривал выплату зарплаты и натуральными продуктами& #8594;

уравнительность оплаты по пайкам.

В годы гражданской войны усилилась милитаризация труда& #8594; принятие актов,

идущих вразрез с Кодексом.

В январе 1919г. Декрет СНК ╚ О воспрещении самовольного перехода советских

служащих из 1 ведомства в другое╩, по которому уход по собственному желанию был

затруднен √ обязательная подача заявления за 2 недели до ухода в профком,

который решал, удовлет-ть его или нет. случае необходимости безработный мог

быть направлен на работу не только не по специальности, но и в др. местность.

Насильственное вовлечение граждан во исполнение трудовой повинности породили

новую проблему √ поиска эффект.мер борьбы с нарушителями трудвой дисциплины.

Декретом СНК от 14ноября 1919г. были созданы дисциплинарные товарищеские суды

при профсоюзах. Суды могли налагать на нарушителей выговоры, временно перемещать

на низшую должность на 1 месяц, посылать на тяжелые общественные работы. В

случае злостных нарушений они могли увольнять с работы или заключать в

концлагеря.

Декрет СНК от 27апреля 1920г. установил суровые наказания для прогульщиков. За 1

прогул в течение месяца высчитывать 15% мес.премии, за 2-25%, за 3-60%. Прогулы

можно было отработать в сверхурочное время или в праздничные дни. Лица,

уклоняющиеся от этого, подлежали заключению в концлагеря

 

Создание основ ТРУДОВОГО права 1917-1920гг.(продолжение).

 

31.10.1918г.СНК принял поправку «О соц.обеспечении трудящихся». В связи с поголовной национализацией изменились источники финансирования на выплату пособий. Если раньше они выплачивались из средств нанимателей, то теперь из гос.бюджета. Впоследствии соц.страхование было заменено на соц.обеспечение.

В октябре 1918г. СНК принял декрет «О трудовых книжках для нетрудящихся», по которым для них взамен прежних паспортов вводились трудовые книжки. Для бывших эксплуатируемых классов под страхом тюр.заключения устанавливалась обязательная явка на все работы, куда бы их не послали местные власти-труд.армии на заготовку и перевозку дров и т.д. Не реже 1р. в месяц в трудовых книжках делались ________учета рабочей силы, делалась отметка о выполнении работы и только это давало им право свободного передвижения и право на получение продовольственных карточек.

Декабрь 1918г.-ВЦИК принял Кодекс Законов о Труде, в котором была сделана попытка свести разрозненные акты в стройную систему. КЗоТ содержал 9 разделов. Все ранее установленные нормы вошли в Кодекс.

Дополнения:

ü Кодекс закрепил всеобщую трудовую повинность для лиц с 16 до 50 лет.

Ст.3. Временно освобождались от неё лица, утратившие трудоспособность на срок, необходимый для её восстановления, и беременные женщины.

ü Впервые было провозглашено права граждан на труд. Привлечение к труду сочеталось с правом применения труда по своей специализации и желании. Но в 1918г. право на труд носило программно - пропагандистский характер, либо было лишено материальной гарантии. Условия гражданской войны потребовали законодателя уже в Кодекс внести определенные ограничения права на труд:

- устройство на работу осуществлялось лишь через гос.органы учета и распределения рабочей силы. Ст.10: при отсутствии работы по специальности они могли направлять трудящихся на работу по другим специальностям, даже менее квалифицированные. Но в этом случае работник мог заявить о желании выполнять эту работу временно до получения работы по своей специальности – ст.21, 29

ст.24. Безработный не имел права отказаться от предложенной ему работы по его специальности

ü Кодекс увеличил продолжительность отпуска. Ст.107 месячный оплачиваемый отпуск при непрерывном годичном стаже работы не зависимо, производилась эта работа в 1 или различных предприятиях.

ü Кодекс установил пенсии по старости, которые уплачивались из гос.бюджета.

ü Кодекс установил(ст.58) размер зар.платы определялся тарифным положением, но не мог быть ниже прожиточного минимума, установленного наркоматом труда для населения каждой местности.

ü Кодекс предусматривал выплату зарплаты и натуральными продуктами→ уравнительность оплаты по пайкам.

В годы гражданской войны усилилась милитаризация труда→ принятие актов, идущих вразрез с Кодексом.

В январе 1919г. Декрет СНК «О воспрещении самовольного перехода советских служащих из 1 ведомства в другое», по которому уход по собственному желанию был затруднен – обязательная подача заявления за 2 недели до ухода в профком, который решал, удовлет-ть его или нет. случае необходимости безработный мог быть направлен на работу не только не по специальности, но и в др. местность.

Насильственное вовлечение граждан во исполнение трудовой повинности породили новую проблему – поиска эффект.мер борьбы с нарушителями трудвой дисциплины.

Декретом СНК от 14ноября 1919г. были созданы дисциплинарные товарищеские

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.