Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Mariette






В образе Mariette, наверное, наиболее отчетливо отразилось презрительное отношение позднего Толстого к высшему обществу, к дамам с их кокетством, ненатуральностью и фальшивостью, которые неоднократно подчеркиваются в образах Mariette и Мисси Корчагиной.

Первоначально портрет героини не вызывает к ней негативного отношения: «швейцар < …> замер, встречая и провожая глазами сходившую с лестницы быстрой, не соответственной ее важности походкой невысокую тоненькую барыню. Mariette была в большой шляпе с пером и в черном платье, в черной накидке и в новых черных перчатках; лицо ее было закрыто вуалью. Увидев Нехлюдова, она подняла вуаль, открыла очень миловидное лицо с блестящими глазами и вопросительно взглянула на него. < …> - Нет, лучше я поеду, а вы приходите завтра или нынче вечером, – сказала она и быстрыми легкими шагами пошла в выходную дверь».

Толстой подробно останавливается на одежде Mariette, предметах окружающих ее: «Mariette в шляпе, но уже не в черном, а в каком-то светлом, разных цветов платье сидела с чашкой в руке подле кресла графини и что-то щебетала, блестя своими красивыми смеющимися глазами. < …> Mariette с особенным mischievous {шаловливым (франц.).} выражением, перекосив немножко улыбающийся рот и склонив набок энергическое и веселое лицо, молча смотрела на свою собеседницу. < …> Нехлюдов поздоровался и присел к ним. И только что он хотел осудить Mariette за ее легкомыслие, как она< …> тотчас же, чтобы понравиться ему< …> изменила не только выражение своего лица, но все свое душевное настроение. Она вдруг стала серьезной, недовольной своею жизнью и, чего-то ищущая, к чему-то стремящаяся, не то что притворилась, а действительно усвоила себе точно то самое душевное настроение, - хотя она словами никак не могла бы выразить, в чем оно состояло, - в каком был Нехлюдов в эту минуту. < …> Графиня Катерина Ивановна видела, что Mariette кокетничает с племянником, и это забавляло ее» - такое поведение замужней женщины не вызывает осуждения, а наоборот одобряется обществом.

«Предметный портрет» героини отчетливо прослеживается в следующем отрывке: «Mariette сняла перчатку и оголила энергическую, довольно плоскую руку с покрытой перстнями безымянкой. - Хотите? - сказала она, берясь за серебряный чайник на спирту и странно оттопыривая мизинец. Лицо ее сделалось серьезно и грустно. < …> так привлекал его к себе тот взгляд блестящих глаз, который сопровождал эти слова молодой, красивой и хорошо одетой женщины. < …> Потом много раз Нехлюдов с стыдом вспоминал весь свой разговор с ней; вспоминал ее не столько лживые, сколько поддельные под него слова и то лицо - будто бы умиленного внимания, с которым она слушала его, когда он рассказывал ей про ужасы острога и про свои впечатления в деревне. < …> Они говорили о несправедливости власти, о страданиях несчастных, о бедности народа, но, в сущности, глаза их, смотревшие друг на друга под шумок разговора, не переставая спрашивали: " Можешь любить меня? " - и отвечали: " Могу", - и половое чувство, принимая самые неожиданные и радужне формы, влекло их друг к другу» 253.

Mariette, грациозная, тонкая, элегантная, декольте, с своими крепкими мускулистыми плечами, спускающимися покато от шеи, на соединении которой с плечами чернела родинка…» 263.Портрет Mariette очень напоминает нам Элен Курагину, тем не менее, она привлекает Нехлюдова, так же как Элен Пьера: «Тот покров прелести, который был прежде на всем этом, был теперь для Нехлюдова не то что снят, но он видел, что было под покровом. Глядя на Mariette, он любовался ею, но знал, что она лгунья» 263-264

Любопытно, что Толстой смело проводит параллель между дамами высшего сословия и женщинами легкого поведения. Приведем эпизод на Невском проспекте: «Когда он возвращался домой по Невскому, он впереди себя невольно заметил высокую, очень хорошо сложенную и вызывающе нарядно одетую женщину, которая спокойно шла по асфальту широкого тротуара, и на лице ее и во всей фигуре видно было сознание своей скверной власти. Все встречающие иобгоняющие эту женщину оглядывали ее. Нехлюдов шел скорее ее и тоже невольнозаглянул ей в лицо. Лицо, вероятно подкрашенное, было красиво, и женщина улыбнулась Нехлюдову, блеснув на него глазами. И странное дело, Нехлюдовтотчас же вспомнил о Mariette, потому что испытал то же чувство влеченья иотвращения, которое он испытывал в театре». 265 Писателем не раз подчеркнут блеск глаз героини, вероятно, он характеризует «поддельность», вспомним пословицу: «Не все то золото, что блестит».

К такому выводу приходит писатель, заключая истинную сущность высшего света в мыслях Нехлюдова: «" Так же и та в театре улыбнулась мне, когда я вошел, - думал он, - и тот же смысл был в той и в этой улыбке. Разница только в том, что эта говорит просто и прямо: " Нужна я тебе - бери меня. Не нужна - проходи мимо". Та же притворяется, что она не об этом думает, а живет какими-то высшими, утонченными чувствами, а в основе то же. Эта по крайней мере правдива, а та лжет. Мало того, эта нуждой приведена в свое положение, та же играет, забавляется этой прекрасной, отвратительной и страшной страстью. Эта, уличная женщина, - вонючая, грязная вода, которая предлагается тем, у кого жажда сильнее отвращения; та, в театре, - яд, который незаметно отравляет все, во что попадает».

Mariette – отриательный двойник Катюши. Они похожи (блястящий взгляд, быстрая легкая походка) и не случайно постоянно сравниваются. Но Катюша - народ, который Толстой любил, а Mariette - бомонд, который он презирал. То есть, одна и та же женщина, но одна с душой, которая умирает и возрождается, а другая – безо всякой души. Одна вода (животворящая сила), другая – яд, который только убивает, и не может очиститься, иначе он перестанет существовать вообще. Его миссия - смерть.

 

ВЫВОДЫ

Ознакомившись с поздним творчеством Л.Н. Толстого и критической литературой, касающейся этой темы, в данной работе изложена роль романа «Воскресение» в творчестве писателя, который отразил перелом взглядов мыслителя, его отношение к современному обществу, а также искусству в целом. Предпринята попытка охарактеризовать творческий метод позднего Толстого и обосновать, в противовес мнениям таких ученых как Б.М.Эйхенбаум, Е.А. Маймин, сохранение приема диалектики души в позднем творчестве писателя, эту точку зрения частично разделяет и В.А. Ковалев. Толстовский метод не утратил своей актуальности, а изменил угол зрения – центральными образами романа стали не высшие сословия, а обычные люди и заключенные. К первым Толстой питает неприязнь, и даже отвращение, и описывает движения души простых людей, но делает это несколько иначе.

Сатирически изображая высшее сословие, писатель пользуется приемом, названным Е.А. Майминым, «предметное и теневое изображение», при котором «предметно», основательно по индивидуальным признакам изображаются интересующие писателя персонажи романа – арестанты, крестьяне и др., а в тени остается высшее сословие, принцип изображения которого основывается на описании окружающих их предметов, одежды. Подтверждением мыслей ученого является и наш анализ женских образов романа.

Динамичность, текучесть портретных характеристик также не утеряна в позднем романе Толстого. Она сохраняется в портрете Катюше Масловой – ее портрет последовательно отражает жизнь, смерть и воскресение души женщины. Это отмечено нами в таких чертах портрета героини, как ее «живость» и «сияние», которые преобладают в описании молодой Катюши: сама она «необыкновенно живая», у нее«быстрый шаг», «быстрый взгляд», «очень оживленные глаза», ее шаги «легкие и быстрые» и эта легкость отделяет ее о мира людей, сытых, полных, подлых, шаги которых тяжелы. После воскресения «хмурые» и «мрачные» взгляды ее снова сменяются «сияющей улыбкой».

Также важна и «непорочность» героини, которая отражается в ее имени, что с греческого переводится как «чистая». Примечательно, что имя Катюша используется, когда она еще молода и чиста, становясь женщиной легкого поведения, героиня меняет имя и называет себя Любовью, арестанткой она все чаще называется Масловой, и, наконец, после воскресения снова обретает свое «незапятнанное» имя Катюша. Антитеза Маслова-Катюша упоминается и в мыслях героя романа Нехлюдова: «…но, к ужасу своему, он увидал, что Катюши не было, а была одна Маслова».

Воскресение Катюши отражено также и в одежде, ее цветовой гамме: если в юности одежда героини еще имеет краски (голубой пояс, красный бант), то после ареста в одежде всегда присутствует белый или серый цвет. Чистый фартук девственной Катюши вступает в контраст с «измученной, мокрой и грязной» Катюшей, которая разочаровалась в людях, любви и добре. Но вспоминая о распутной жизни Катюши, упоминаются «красное платье» и «красный бант» в спутанных волосах, цвет которых символизируют страсть. После воскресения Катюши единственное, что упоминается это красное потное лицо, но оно уже, конечно, не свидетельствует о страстности героини. Исчезает из портрета Масловой и черный цвет ее волос, которые прячутся под косынкой.

Кокетство, приобретенное Масловой в ее профессиональной деятельности, «поза готовности», которое выражалось в выставленной вперед груди и прямом взгляде косящих глаз, «заманчивая улыбка», выставленные из-под косынки завитки черных волос сменяется после воскресения – «косынкой повязанной по самые брови» и скромно сдерживаемой улыбкой. На каторге Катюша как бы надевает монашеское покрывало и ее душа очищается для новой жизни. Если будучи распутной, Катюша стала материальной, полной, лицо стало «пухлым», одутловатым, то на каторге она худеет. С Катюши как бы сходит тело, растет душа. Телесность здесь символизирует грех и смерть души. Воскреснув Катюша теряет привлекательность – появляются морщинки, худоба, белая кожа загорает, т.е. излюбленный Толстым контраст внутреннего и внешнего (вспомним княжну Марью, Элен и др.) вступает здесь в силу.

Главная деталь в образе Катюши ее глаза. Изображая их, Толстой передает различные оттенки настроения героини. Эти глаза могут быть «улыбающимися и немного косящими», «черными, полными слез», «жалостно мокрыми и косящими», «покорными, девственными, любящими», «нежными», «странно смотрящими», «таинственными», «удивленными», глаза эти по-особенному блестят, сияют. Глаза эти также отличает легкое косоглазие, которое возможно свидетельствует о наивности Катюши. Чернота глаз сравнивается с мокрой черной смородиной, что делает ее взгляд особенным, каким-то «садовым», близким к природе, а значит и естественности.

В романе наблюдается антипод Катюши – Mariette. Их портреты похожи. Обе женщины невысокие: мы видим «невысокую и очень полногрудую»арестантку и «невысокую тоненькую барыню». Быстрая легкая походка и блестящий взгляд свойственен обоим. Но если взгляд Катюши блестит, когда из него уходит душа, а в других моментах больше сияет, взгляд Mariette только блестит, что свидетельствует о ее бездушии. Mariette сравнивается с проституткой на Невском проспекте, что еще больше сближает эти образы. Толстой презирает высшее общество и дам наполняющих его с их ненатуральностью и кокетством, и не видит разницы между «латентной» и открытой проституцией. Он в какой-то мере даже оправдывает последнюю, так как ее причиной послужила нужда, и эта деятельность хотя бы открыта и правдива. И Катюша – именно такая проститутка, в ее воскресение Толстой верит, Mariette же не имеет души, потому не может воскреснуть.

Таким образом, проблема женского портрета в творчестве Толстого занимает важное место и будем надеяться, что данная работа поможет лучше осмыслить приемы изображения героев в творчестве писателя.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


[1] Интертекстуальность словесно-художественного портрета: учеб. пособие / Ю. А. Башкатова; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. – 143 с. (с.3)

 

[2] Барахов В.С. Искусство литературного портрета (К постановке проблемы) из книги: Литература и живопись: Академия наук СССР. Институт русской лит-ры (Пушкинский дом). – ред. Иезуитов А.Н. – Ленинград: «Наука», 1982. С.148

[3] https://ru.wikipedia.org/wiki/Лабрюйер, _Жан_де

[4] Барахов В.С. Искусство литературного портрета (К постановке проблемы) из книги: Литература и живопись: Академия наук СССР. Институт русской лит-ры (Пушкинский дом). – ред. Иезуитов А.Н. – Ленинград: «Наука», 1982. 148

[5] Горький М. Собр.соч.в 30-ти т. М, 1953, т.25, с.117-118. Из книги: Литература и живопись: Академия наук СССР. Институт русской лит-ры (Пушкинский дом). – ред. Иезуитов А.Н. – Ленинград: «Наука», 1982. с.152

[6] Барахов В.С. Искусство литературного портрета (К постановке проблемы) из книги: Литература и живопись: Академия наук СССР. Институт русской лит-ры (Пушкинский дом). – ред. Иезуитов А.Н. – Ленинград: «Наука», 1982. с 156

[7] Кузьмин Толстой и русские художники 178

[8] Кузьмин179

[9] Ломунов К. Н. Лев Толстой об искусстве и литературе. М-, 1958

т. 1. с. 472. Цит по Кузьмин 185

[10] Л о м у но в К. Н. Лев Толстой об искусстве и литературе. М-, 1958.т. 2. с, 38. Цит по Кузьмин185

[11] Т о л с т о й Л. Н. Поли. собр. соч. В 90-та т. М.; Л., 1934, т78, с56). цит по Кузьмин 185

[12] Кузьмин с.185

[13] https://www.litra.ru/composition/get/coid/00072001184864229456

[14] https://wiki.iteach.ru/index.php/Вики-статья_" Женские_портреты_у_Л._Толстого"

[15] https://wiki.iteach.ru/index.php/Вики-статья_" Женские_портреты_у_Л._Толстого" (здесь об Элен и княжне Марье)

[16] Письмо к С.А. Толстой от 29 апреля 1888 г. (т.84, стр. 44)

[17] Дневник, 18 июля 1893г. (т.52, стр. 93)

[18] Гудзий 156

[19] Маймин Журнал Литература N14 (677), 16-31.07.2009

[20] Блок А. Записные книжки. 1901–1920. М., 1965. С. 114 (запись от сентября 1908 г.). цит.по: маймин

[21] Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. М., 1959. с.112 (цит по ковалев с.41)

[22] Ковалев, стр. 40

[23] Ковалев, стр. 38-39

[24] Ковалев, стр. 39

[25] Маймин

[26] Ковалев с. 42

[27] Ковалев 51

[28] Ковалев 51

[29] Гольденвезер А.Б. Вблизи Толстого. М., 1959. с.268. цит.по: ковалев 52

[30] История русской литературы: В 3т. М., 1964., Т.3 с. 717 (Е.Б. Тагер) цит.по: ковалев 52

[31] Маймин

[32] Ковалев с.53

[33] Ковалев 81

[34] Ковалев 52

[35] Ковалев 64

[36] Маймин

[37] Жданов от карениной к воскр 79

[38] Цит.по Жданов от карениной к воскр 81

[39] Ник. Крабчевский, «Первая защита» (из воспоминаний адвоката). «Русское богатство», 1901, №5, стр 142-143, цит. По: Жданов 6-7

[40] Жданов с.5

[41] Жданов от карениной к воскр 264

[42] https://www.wikipaintings.org/ru/vladimir-makovsky/verdict-1882 см. приложения

[43] Г а б е л ь М. О. Изображение внешности лиц. — В кн.: Б е л е цк и й А. И. Избр. тр. по теории литературы. М., 1964, с. 159.

[44] Цит. По Гудзий с.150

[45] Гудзий 151

[46] Ковалев 66

[47] Цит. По ковалев 67

[48] Лакшин В.Я. Интервью и беседы с Львом Толстым, М., 1986. С.143 цит. По: Ковалев 67-68

[49] Дневник, 4 июня, 15 июня, 4 июля 1895 г. (т.53. стр. 35, 39, 44, 45) цит. По: Жданов стр 27

[50] Дневник, 19 июля 1896 г. (т.53, стр.100) цит по жданов стр 45-46

[51] Дневник, 17 ноября 1897г. (т.53, стр 163)

[52] Ковалев 69

[53] Гудзий Н.К. Лев Толстой. М., 1960 с. 139. Цит.по: ковалев с.69

[54] Жданов От Карениной к Воскресению стр 69

[55] Ковалев с.71

[56] Салтыков–Щедрин М.Е. Собр. соч.: В 20 т. М., 1970. Т. 10. С. 32–33. Цит. По Маймин

[57] Маймин

[58] Шкловский ЖЗЛ Лев Толстой

[59] Шкловский

[60] Шкловский

[61] Дневник, 5 января 1897г. Т.53, стр. 129. цит. По: Жданов с.37

[62] Письмо к Ю.О. Якубонскому от 15(?) ноября 1898 г. (т.71, стр. 486)

[63] Гудзий 154-155

[64] Маймин






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.