Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система социального обслуживания населения в РФ






Дипломный проект

Организационно-экономический механизм социального обслуживания населения (на примере Апатитского комплексного центра социального обслуживания населения)

Студент-дипломник ___________________ Ганага Валентина Николаевна

(подпись)

Научный руководитель __________________ Корчак Елена Анатольевна

(подпись)

 

«Допустить к защите» Дипломный проект защищен
Зав. кафедрой «____» __________________2014 г.
_______________ А.Д. Корчак Оценка __________________________
«____»__________ 2014 г. Председатель ГАК ____________________ В.С. Селин
   

 

Апатиты

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….

1. Сущность организационно-экономического механизма социального обслуживания населения в РФ…………………………………………………...

1.1. Система социального обслуживания населения в РФ…………...

1.2. Организационные основы социального обслуживания населения в РФ….

1.3. Экономические основы социального облуживания населения в РФ…….

2. Анализ организационно-экономического механизма социального обслуживания населения на примере г. Апатиты ……………………….

2.1. Характеристика ГОАУСОН " Апатитский комплексный центр социального обслуживания населения" ……………………………………

2.2.Анализ деятельности ГОАУСОН " Апатитский комплексный центр социального обслуживания населения" …………………………………

2.3. Недостатки организационно-экономического механизма, ГОА УСОН “АКЦСОН”………………………………………………………………………..

3.Предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма, социального обслуживания населения “АКЦСОН”………………

3.1.

3.2.

Заключение…………………………………………………………………………

Список использованных источников……………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РФ

 

 

Система социального обслуживания населения в РФ

 

Социальным обслуживанием в РФ ежегодно охвачено около 14 млн. человек – пожилых граждан, инвалидов, детей-инвалидов.

Социальное обслуживание представляет собой регламентированную ФЗ РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [1]. Оно основывается на следующих принципах [1]:

- адресность. В условиях развития рыночных отношений, характеризующихся усилением обнищания населения, низким уровнем пенсионного обеспечения и т. д., совершенно очевидным становится тот факт, что государство на сегодняшний день не имеет реальных возможностей обеспечить социальными услугами всех нуждающихся в них. В силу указанных обстоятельств

- доступность. Этот принцип означает реальность для каждого гражданина, имеющего право на тот или иной вид социального обслуживания, получить его без каких- либо препятствий в кратчайшие сроки путем обращения в соответствующее учреждение социальной защиты населения.

- добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на условиях добровольного согласия гражданина на получение услуг. Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 -летнего возраста, и лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, дается их законными представителями, а при их временном отсутствии решение о согласии принимается органом опеки и попечительства. Помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждения социальной защиты без их согласия возможно лишь в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном порядке недееспособными;

- гуманность. При получении социальных услуг граждане имеют право на уважительное и гуманное отношение к себе со стороны работников учреждений социального обслуживания;

- приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Провозглашение этого принципа в законодательном порядке продиктовано социальной необходимостью защитить прежде всего тех, кто не может это сделать самостоятельно в силу возрастной недееспособности;

- конфиденциальность. Статья 11 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» указывает, что сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждений социального обслуживания, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ;

- профилактическая направленность. Одной из основных целей социального обслуживания является профилактика негативных последствий, возникающих в связи с возникшей у гражданина жизненной ситуацией (обнищание, обострение заболеваний, беспризорность, одиночество и т. д.).

Мероприятия по социальному обслуживанию осуществляются в рамках государственной системы социальных служб, состоящей из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов РФ и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ [1].

Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица [1].

Клиентами социальных служб являются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в этой связи в предоставлении социальных услуг. Под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно. Социальные услуги определяются как действия по оказанию помощи отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством РФ [1].

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения. Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания. Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане имеют равные с гражданами РФ права на социальное обслуживание [1].

Законодательство устанавливает следующие формы социального обслуживания [1]:

- материальная помощь, предоставляемая гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ,

- социальное обслуживание на дому, осуществляемое посредством предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи,

- социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга,

- временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания, предоставляемый детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта,

- организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, осуществляемая посредством предоставления социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации,

- консультативная помощь в виде консультаций по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты,

- реабилитационные услуги в виде помощи в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

Социальное обслуживание может осуществляться социальными службами как бесплатно, так и за плату.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется [1]:

- гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают;

- гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

- несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, который также устанавливается органами государственной власти субъектов РФ [1].

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания населения относятся [1]: а) установление основ федеральной политики в области социального обслуживания; б) принятие федеральных законов в области социального обслуживания и контроль за их исполнением; в) установление методического обеспечения социальных служб; г) установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области социального обслуживания; д) организация и координация научных исследований в области социального обслуживания; е) развитие международного сотрудничества в области социального обслуживания.

На основе федерального законодательства в сфере социального обслуживания населения в субъектах РФ сформирована законодательная, материально-техническая база и кадровый потенциал, система управления и сеть учреждений различных типов и форм, осуществляющих социальное обслуживание населения.

Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют собственное правовое регулирование социального обслуживания населения. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся [1]: 1) обеспечение реализации ФЗ РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; 2) разработка, финансирование и реализация региональных программ социального обслуживания; 3)определение структуры органов управления государственной системой социального обслуживания и организация их деятельности; 4) установление порядка координации деятельности социальных служб; 5) создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания. Социальное обслуживание населения, осуществляемое в соответствии с нормами, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов РФ, и финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ устанавливает ФЗ РФ " Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", определяющий общие положения, права граждан, организацию, полномочия органов государственной власти и ресурсное обеспечение системы социального обслуживания [1].

Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов регулирует ФЗ РФ " О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", определяющий права, формы, организацию и профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов [2].

Основные приоритеты и направления государственной политики в сфере социального обслуживания населения определяет подпрограмма " Модернизация и развитие социального обслуживания населения" Государственной программы Российской Федерации " Социальная поддержка граждан" [3].

Реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов с обществом предусматривает государственная программа РФ " Доступная среда" на 2011 - 2015 годы [4].

Социальное обслуживание в РФ осуществляется в учреждениях следующих типов [1]:

· комплексные центры социального обслуживания населения;

· территориальные центры социальной помощи семье и детям;

· центры социального обслуживания;

· социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

· центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

· социальные приюты для детей и подростков;

· центры психолого-педагогической помощи населению;

· центры экстренной психологической помощи по телефону;

· центры социальной помощи на дому;

· дома ночного пребывания;

· специальные дома для одиноких престарелых;

· стационарные учреждения социального обслуживания;

· геронтологические центры;

· иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

По данным федерального статистического наблюдения на 1 января 2012 года инфраструктура учреждений социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, детей-инвалидов включает 4165 государственных учреждений [3, 4]:

- 1417 стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе 865 домов-интернатов общего типа, 488 психоневрологических домов-интернатов, 10 реабилитационных центров для инвалидов, 23 дома милосердия, 31 геронтологический центр;

- 129 стационарных учреждений социального обслуживания для детей-инвалидов;

- 38 социально-оздоровительных центров;

- 4 центра социального обслуживания на дому с 12 отделениями;

- 2197 центров социального обслуживания, в том числе 1441 комплексный центр социального обслуживания населения (в состав которых входят 510 отделений временного проживания, 834 отделения дневного пребывания, 1234 прочих отделений). При центрах социального обслуживания как самостоятельные учреждения функционируют 11312 отделений социального обслуживания на дому, 1542 специализированных отделения социально-медицинского обслуживания на дому, 1992 отделения срочного социального обслуживания на дому, 687 социально-реабилитационных отделений;

- 150 учреждений социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий;

- 230 специальных домов для одиноких престарелых на 1393 социальных квартир.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.