Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика современного рынка России. Структурные и административные барьеры.






Особенности перехода к рынку в России:

  1. Переход: не от феодализма к капитализму, а от социализма к капитализму.
  2. Субъекты первоначального накопления капитала – бывшая социалистическая номенклатура, «теневики» и криминалитет.
  3. Переход осуществляется в индустриальной стране - есть что распределять.
  4. Главная задача не индустриализация (как это было в классическом варианте), а реструктуризация экономики.

Одним из существенных факторов, влияющих на уровень концентрации на рынке и на поведение предприятий отрасли, является наличие и высота барьеров входа.

С момента зарождения рыночных отношений прошло недостаточно большое количество времени. Но за этот недолгий период появилось большое количество препятствий, создающих трудности появления нового предпринимателя в определенном для него секторе экономических отношений. услуг и другие.

Данным препятствия дается такое название, как барьеры входа.

Под барьерами входа на рынок понимают любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами1.

Барьеры входа в отрасль экономики – факторы, которые в большей степени являются характеристиками рыночной структуры.

Известно, что разные структуры рынка обладают разными уровнями барьеров входа:

монополия — барьеры входа в данной структуре характеризуются высочайшим уровнем, что в некоторых ситуациях делают их абсолютными. К данной структуре в России относятся отрасли энергетической, транспортной, общественной областей. Чаще всего это естественные монополии, например министерство путей и сообщений, транспортировка и перекачка газа, передача электроэнергии по высоковольтным линиям;

монополистическая конкуренция — присутствует низкий уровень барьеров входа и представляет собой рынок производства и реализации товаров повседневного использования (одежда, шампуни, мыло);

олигополия — характерны высокие барьеры входа, представителями являются транспортная компания «РЖД», «Аэрофлот», КАМАЗ.

совершенная конкуренция — барьеры для входа отсутствуют. На сегодняшний день в России практически не существует данной структуры экономики. Близко относящейся к ней может являться сельское хозяйство и продовольственный рынок.

 

Барьеры входа в отрасли экономики - явления, носящие обобщающий и конкретный характер, вследствие чего начинающий предприниматель с трудом пробивается в ожидаемую им нишу отрасли экономики, а иногда определенная им задача заняться предпринимательской деятельностью в конкретной отрасли сводится на отсутствие какого-либо результата; в развитии последнего сценария действующие предприятия уже могут не опасаться конкуренции.

Различают следующие типы барьеров входа в различные отрасли экономики:

Нестратегические барьеры входа — проявляются в ходе работы рыночного механизма в целом, независящие от действий самого предприятия и предприятий-конкурентов.

Стратегические барьеры входа — барьеры, создаваемые самим предприятием и предприятиями-конкурентами в целях проведения конкурентной борьбы;

Каждый из вышеуказанных типов барьеров в свою очередь обладает подтипами. Структура типов барьеров входа в отрасли экономики нестратегического характера включает в себя:

 

Структурные - превосходство в издержках; масштабная экономия; большие затраты на капитал, необходимый для результативного входа в отрасль экономики; высокий уровень капитальных затрат, необходимых для эффективного входа на рынок; достаточный ассортимент товара и его модификаций.

Конъюнктурные – уровень удовлетворенности потребителями товаром уже имеющимся на рынке; уровень доходов покупателей; уменьшение масштаба рынка для конкретных предпринимателей; международная интеграция.

 

Стратегические тип барьеров входа в свою очередь подразделяется на подтипы:

Ценовые (ценовая конкуренция);

Неценовые – инвестирование средств в основные средства производства сверх основных вложений; модификации производимого продукта, расширение его круга.

Вход в отрасль экономики тождественен большим издержкам производства, так как конкретная отрасль экономики специфична и требует для производства продукции конкретного специализированного производственного оборудования, которое позволило бы производить собственную продукцию на требуемом уровне. Такие издержки повышают риск не войти в отрасль экономики начинающему предпринимателю, что дает право уже действующим предприятиям в этой отрасли не бояться усиления конкуренции со стороны новичка.

 

Власть на рынке в определенной отрасли обусловлена возможностью предприятий в условиях высокой концентрации совместно с барьерами входа наращивать цены больше предельных издержек и извлекать дополнительную экономическую прибыль в долгосрочном и краткосрочном периодах.

В условиях минимальных входных барьеров в отрасль экономики действующим предприятиям приходится тщательней вести свою деятельность, учитывая позиции предприятий-конкурентов и потенциальных соперников.

 

Различаю и такой тип барьеров входа в отрасль экономики, как поведенческие барьеры, которые характеризуются работой элементов рыночной отрасли, которую можно заключить в принятие соглашении и ведении оговоренных действий, интеграция на межфирменном уровне. Кроме указанных выше черт поведенческих барьеров встречаются и такие: злоупотребления предприятиями своим влиятельным положением и конкуренция в недоброкачественном проявлении, нелегитимное воздействие на других участников рынка.

 

Сегодня рынку характерна глобализация экономического пространства, что ведет к расширению масштабности каждой рыночной отрасли экономики и, соответственно, к ужесточению конкуренции. Также происходит рост различных издержек связанных с транспортировкой товаров в периоды пассивного и активного перемещения их по территориям рыночных субъектов.

 

В условиях развития рыночных отношений наиболее негативные последствия несут за собой административные барьеры входа.

Административные барьеры проявляются в ходе деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти на уровнях государства, субъектов и муниципалитетов в рамках экономических отношений. В данной области ограничений функционируют такие органы, как федеральная налоговая служба, федеральная таможенная служба.

Появление экономических и организационных ограничений в качестве барьеров входа в отрасли экономики ведет к анализу влиятельности следующих рыночных факторов:

политическая деятельность государства в сферах инвестиционной деятельности, кредитования, налогообложения, ценообразования, тарификационной внешнеэкономического регулирования;

доля прибыли в конкретной отрасли;

период полной окупаемости инвестируемого капитала;

платежеспособность субъектов рынка;

уровень присутствия помощи предпринимателям со стороны иных субъектов рыночной деятельности: возможность финансирования предприятий из внепроизводственной сферы, определенный уровень платежей за пользование объектами недвижимости, позволяющий эффективно вести производство своих товаров и услуг.

Совместное влияние административных барьеров и барьеров внешних факторов ведет к тому, что начинающий предприниматель использует весь свой потенциал для выхода в отрасль экономики. При достаточности средств предприниматель преодолевает барьеры входа и ведет конкурентную борьбу, в противном случае предприниматель не состоится в данной отрасли и несет значительные убытки.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.