Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международные экономические конфликты






История экономики свидетельствует о том, что все войны, споры и конфликтные си­туации между странами и народами, которые якобы имеют религиозные, политические, со­циальные и другие предпосылки, в основном имеют экономическую подоплеку.

Несмотря на глобализационные процес­сы и формирование единого хозяйственного пространства, стирание нацио­нальных границ хозяйственных процессов, по­явление единой валюты, повы­шение мобильности рабочей силы, прежние механизмы хозяйственного взаимодействия между государствами вызывают разного рода конфликты, в том числе и экономические.

Экономический конфликт - прежде всего, конфликт по поводу присвоения, распоряжения и использования средств про­изводства, а также организации и управления производством материальных благ и их рас­пределением.

Непосредственной причиной разверты­вания конфликтов становятся самые разные факторы: таможенные, территориальные, ценовые, политические, социально-экономи­ческие, санитарные, экологические и др.

В рамках торгово-экономических группировок возникают противоречия между отдельными странами, перерастающие в тор­говые конфликты. Как правило, страны - участницы кон­фликтов не стремятся доводить их до край­ности, они разрешаются путем длительных переговоров, консультаций, обращениями с жалобами в международные организации.

Конкуренция на международном рынке - это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы продуцентов (стран – производителей) и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта.

Для решения экономических конфликтов между странами и создаются международ­ные экономические организации. Междуна­родная экономическая организация - систе­ма образований различного вида, создавае­мых на основе договоров (соглашений) меж­ду правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями за­интересованных стран для координации их действий (решений), кооперирования или со­вместной производственно-хозяйственной де­ятельности в определенных областях эконо­мики, науки и техники. К наиболее важным и серьезным меж­дународным экономическим организациям относятся: Международная торговая палата, Всемирная торговая организация, ООН - в которых создаются органы, непосредственно занятые разрешением споров. Кроме того, существуют специализиро­ванные судебные инстанции, к ним можно от­нести: экономический суд СНГ, Международ­ный суд ООН, Международный арбитражный суд, которые тщательно рассматривают эко­номические споры между странами, проверя­ют экономические договора, следят за их со­блюдением, проводят судебные процессы, комментируют нормы международного пра­ва и следят за выполнением судебных реше­ний и предписаний.

Принцип мирного урегулирования споров является именно основным принципом меж­дународного права. Способы мирного разрешения экономических споров:

1. Переговоры. Конкретные цели, состав участников и иные процедурные вопросы согласовываются самими спорящими сторонами. Должны вестись на равноправной основе.

2. Консультации сторон: факультативные и обязательные. Факультативными являются консультации, к которым стороны прибегают по взаимному согласию. Применение обязательных консультаций предусмотрено в двусторонних и многосторонних международных договорах.

3. Обследование: если стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, приведших к спору, они создают международную следственную комиссию, результаты работы комиссии фиксируются в докладе, который ограничивается лишь установлением фактов. Стороны по своему усмотрению могут воспользоваться выводами комиссии.

4. Примирение (согласительная процедура) - выяснение фактических обстоятельств и выработка конкретных рекомендаций сторон. Стороны образуют международную согласительную комиссию, которая вырабатывает свои рекомендации, выводы согласительной комиссии не являются юридически обязательными для сторон.

5. Добрые услуги: осуществляются не участвующей в споре стороной.Добрые услуги могут оказываться как в ответ на соответствующую просьбу одной или обеих спорящих сторон, так и по инициативе самой третьей стороны. Добрые услуги нередко перерастают в посредничество.

6. Посредничество - предполагает непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора. Предложения посредника не носят для спорящих сторон обязательного характера.

7. Международный арбитраж - это добровольно выраженное согласие спорящих передать свой спор на рассмотрение третьей стороны (третейское разбирательство), решение которой является обязательным для сторон в споре.

8. Судебное разбирательство - в основе своей сходно с третейским разбирательством. Однако вынесенное судом решение является окончательным и юридически обязательным для сторон в споре.

Международные эконо­мические конфликты являются формой меж­дународных экономических отношений, и их мирное разрешение всегда дает толчок для более тесных и взаимовыгодных экономичес­ких отношений.

16 Протекционизм: сущность, причины, последствия.

Протекционизм – это преднамеренная политика правительств некоторых стран, направленная на повышение барьеров торговли, таких как тарифы и квоты, для того чтобы защитить отечественную промышленность от иностранной конкуренции. Протекционизм - это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

Политика протекционизма преследует следующие цели:

§ постоянная защита от иностранной конкуренции стратегических отраслей отечественной экономики (например, сельского хозяйства), в случае ущерба которым страна оказалась бы уязвимой в условиях войны;

§ временная защита относительно недавно созданных отраслей отечественной экономики до тех пор, пока они не окрепнут настолько, чтобы успешно конкурировать с аналогичными отраслями других стран;

§ принятие ответных мер при проведении политики протекционизма торговыми партнерами.

Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить следующие формы протекционизма:

§ селективный протекционизм — защита от конкретного товара, или защита от конкретного государства;

§ отраслевой протекционизм — защита определенной отрасли (прежде всего сельского хозяйства в рамках аграрного протекционизма);

§ коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;

§ скрытый протекционизм — защита с использованием нетаможенных методов, в том числе методов внутренней экономической политики.

В рамках политики протекционизма предполагается, что защита отдельных отраслей отечественной экономики необходима на определенный срок, чтобы способствовать организованной перестройке производства. Однако при этом существует опасность, что такая защита станет постоянной, если она служит интересам деловых или политических кругов.

Наиболее популярным доводом в пользу проведения политики протекционизма является аргумент молодой отрасли. Протекционизм может быть эффективным средством стимулирования развития новой отрасли, которая может значительно увеличить благосостояние страны, но которая не сможет начать развиваться, если не будет защищена от конкуренции импорта. В конечном счете, новая отрасль может стать равной или даже более эффективной по отношению к своим зарубежным конкурентам. После того как отрасль стала конкурентоспособной, меры протекционизма по отношению к ней могут быть отменены.

 

Причины существования протекционизма:

1. Для развитых стран - это стремление поощрить собственных производителей и защитить их от международной конкуренции.

2. В развивающихся странах (в виде ограничений на ввоз промышленных товаров из-за рубежа) для защиты развивающейся национальной промышленности для проведения индустриализации (было успешно осуществлено в Индии). Если большой внешний долг - то для экономии валюты страны.

Формы протекционизма:

1. тарифный протекционизм - это установление высоких ставок таможенного тарифа на ввозимые из-за рубежа товары.

2. нетарифные ограничения - установление квот на ввоз и вывоз товаров в количественном или стоимостном выражении.

3. субсидирование экспорта - государственное стимулирование экспорта за счет бюджета.

 

Сегодня для государственной политики протекционизма актуальны следующие направления:

1. Антимонопольное регулирование - направлено на совершенствование законодательства в отношении естественных монополий, а также на повышение эффективности работы Федеральной антимонопольной службы.(дальнейшая защита национального производства и развитие конкуренции в России.)

2. Таможенно-тарифное регулирование - ориентация на снижение средневзвешенного таможенного тарифа.

3. Нетарифное регулирование - поддержка экспорта высокотехнологичной продукции, услуг и технологий.

4. Инновационное развитие - внедрение качественно новых продуктов и технологических процессов.

5. Поддержка среднего и малого бизнеса - сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, упрощение порядка регистрации, снижение административных барьеров.

 

Важнейшими направлениями протекционизма в настоящее время должно стать повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер (защита от конкретного товара или государства): защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим изменениям во всемирном хозяйстве.

 

Противоречия:

1) Политика покровительства усиливает межгосударственное соперничество и несет потенциальную угрозу международной стабильности и безопасности. Она ослабляет узы взаимозависимости между странами, сдерживает развитие и углубление международного разделения труда, специализации и кооперации производства, порождая одновременно вражду и недоверие друг к другу.

2)Ограждение национальных производств от иностранной конкуренции загоняет их в конечном счете в протекционистскую ловушку. Введенный как временная мера протекционизм может стать неотъемлемым атрибутом долгосрочной национальной экономической политики.

3)сужаются возможности выбора для потребителей;

4) протекционизм порождает риск цепной реакции, поскольку после защиты одних отраслей рано или поздно потребуется защита других.

 

17. Торговые войны: причины, сущность, виды, последствия

Торговая война (англ. trade war) – торговое соперничество 2 или более стран, которые проводятся с целью захвата зарубежных рынков (наступательная торговая война) или предотвращения торговой «оккупации» национальной экономики (оборонительная торговая война). Изучение причин и методов ведения торговых войн составляет прерогативу различных наук, в т.ч. геоэкономики и мировой экономики. Торговая война может проводиться в рамках более широкого фронта «боевых действий» - т.н. экономической войны.

Экономисты классического направления отрицательно относятся к торговым войнам, считают, что их проведение приводит к уменьшению экономического благосостояния всех стран вовлеченных в конфликт. В то же время, торговые войны теоретически оправдываются в рамках многих теоретических концепций.

Основные методы ведения наступательной торговой войны:

- понижения экспортных таможенных тарифов,

- повышение экспортных квот,

- использование демпинговых цен (демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги);

- в исключительных случаях используется торговая блокада;

- объявление продукции конкурентов вредной для потребителей или экологии, заявления могут сопровождаться продвижением международных нормативных актов и стандартов, запрещающих или существенно ограничивающих производтсво и использование продукции конкурентов.

К методам оборонительной торговой войны относится возведение торговых барьеров (англ. trade barriers):

- повышение импортных таможенных пошлин (в т.ч. использование уравнительных пошлин (англ. сountervailing duty), предусматривающих повышение цены импортируемого товара до уровня внутренних цен с целью предотвращения демпинга);

- снижение импортных квот;

- введение нетарифных ограничений (англ. non-tariff restrict) – барьеров, связанных с усложнением процедуры лицензирования и нагромождением таможенных формальностей;

- введение технических барьеров, предусматривающих возникновение сложностей с соответствием импортных товаров национальным стандартам и техническим условиям.

В случае, если все страны, ведущие торговую войну, придерживаются оборонительной тактики, возникает вероятность возникновения своеобразной «коллективной автаркии» (система замкнутого воспроизводства сообществ).

Торговые войны нередко перерастают в вооруженные конфликты, особенно в случае попыток прорвать торговую блокаду.

 

18. Абсолютное и относительное преимущество во внешней торговле.

19.Теории международных экономических отношений А. Смита и Д. Рикардо.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.