Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сотворение мира и человека (Быт. 1)






Первую главу книги Бытия по содержанию можно разделить на три части: а) начало мира (1-2), б) творение видимого мира (3-25) и в) сотворение человека (26-31).

1 ст.: Словом " в начале" бытописатель указывает, что мир не безначален, призван к бытию во времени и с самим временем. Бог поэтому является по выражению церковной песни, " времене превышем всякого, яко временем Творец" (Тропарь по 3-Й песни канона утр. воскр. 2 гл.).

Для означения творческого действия, выраженного в славянском тексте словом " сотвори", в еврейском языке существуют три глагола: " бара" (א ר ב), " аса" (ש ע ױ) и " айцар". Глаголам " аса" и " айцар" обыкновенно придается значение первому " устраивать, созидать" а второму - " образовать", причем в обоих случаях предполагается устроение и образование из готового материала. Глагол же " бара", по указанию гебраистов, означает творение в собственном смысле, образование чего-нибудь вновь " из ничего". Это глагол и употреблен в еврейском тексте в первом стихе книги Бытия, чем ясно указывается, что мир приведен к бытию из небытия.

Первопричиною, виновником всякого бытия является Бог. В настоящем случае в еврейском тексте слово " Бог" выражено словом " Елогим" (ם י ה ל א) - " Боги": существительным множественного числа от " Елоаг".

По мнению некоторых толковников, множественное число " Елогим" указывает на бесконечную полноту сил, величие, могущество и превосходство Божественного Существа, на совокупность Божественных совершенств. Но некоторые отцы и учителя Церкви и христианские толковники усматривают в слове " Елогим" указание на троичность ипостасей в Божестве, причем глагол " бара", поставленный в единственном числе, указывает на единство Божественного Существа.

Предметом начального творения является " небо и земля" (ץ ר א ר ם ױ ם ש – шамайм вэ арэц). Под " небом" в настоящем случае нельзя разуметь небо в собственном смысле, потому что твердь или видимое небо явилось на второй день (6-8), а небесные светила - в четверый день творения (14-19). Некоторые толковники под " небом" 1-го стиха разумеют мир ангелов или бесплотных духов. Мнение это, прежде всего, основывается на том, что бытописатель, называя ниже (2) новосотворенную землю " невидимой и неустроенной", ничего подобного не говорит о небе, представляя его, таким образом, благоустроенным, что можно сказать только о мире светлых духов. С другой стороны, господь в книге Иова говорит, что Он утвердил основание земли " при общем ликований утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости" (Иов 38, 7), указывая этим, что ангелы сотворены ранее видимого мира. Поэтому Святая Церковь, называя ангелов началом и начатком тварей, воспевает " Невещественные и умные ангелы прежде состави еси видимых всех" (Тропарь по 8 песне канона в понед. утр. 3 гл).

Под " землею" нельзя разуметь землю в собственном смысле, ибо планета наша явилась во второй день творения (6-8), а суша отделена от воды в третий день (9-10). Под землею, по мнению толковников, бытописатель разумеет первоначальное вещество, материю, из которого образованы потом предметы видимого мира.

2 ст.: Обращаясь к первоначальному состоянию новосозданной материи, бытописатель называет ее, во-первых, " землею" потому, что земной шар образован был потом именно из этой первоначальной материи, во-вторых, " бездною", указывая этим на ее беспредельность и необозримость для человеческого глаза, и наконец, " водою", означая этим неустойчивость, неуплотненность первобытного вещества сравнительно с землею в собственном смысле. Далее это вещество называется " невидимым", в смысле отсутствия тех определенных признаков и качеств, с которыми явилась впоследствии, по завершении творческой деятельности и с которыми она наблюдалась теперь; " неустроенным", - в смысле отсутствия тех законов, которыми обусловлено существование мира впоследствии. Над этою, пока безвидною, неустроенною бездною первозданного вещества, со всех сторон проникая и охватывая ее, была тьма совершения, полное отсутствие света.

Но в то же время первозданному веществу нельзя приписывать нестроение, борьбу и расстройство. Неустроенным первое состояние вещества называется только сравнительно с теми совершенствами и гармонией, которыми запечатлены были дни творения впоследствии. Уже с самого начала Дух Божий оживотворял безжизненную материю: " Дух Божий ношашеся верху воды". Под Духом Божиим должно разуметь, согласно Св. Отцам Церкви, третью Ипостась Святой Троицы. Действие Духа Божия (" ношашеся") в еврейском тексте выражается словом " мерахефет" (ת פ ח ר ם), которое в своем первоначальном значении прилагается к действию птицы, сидящей на яйцах, согревающей их, и таким образом, дающей им жизнь. Отсюда действие Духа Божия по отношению к неустроенному веществу можно представлять как зиждительную силу, которая оживляла первозданное вещество, способствуя деятельности и развитию естественных сил и законов, вложенных в него Богом.

Таким образом, по сказанию бытописателя, Бог является Творцом Мира в собственном смысле, когда Он произвел " из Ничего" самое вещество мира. Это первое творение, когда " Все вообще создал Живущий во века" (Сир. 18, 1) затем уже из первозданного, но еще " неустроенного" вещества происходит второе творение, совершившееся в течении шести дней, когда всесильная рука Божия, по словам Писателя книги Премудрости Соломоновой, творит мир " из необразного вещества" (11, 18).

3-5 ст. " Выражением - рече" бытописатель указывает Слово Божие, которое вызвало к бытию свет. Под словом " рече" можно разуметь мысль, намерение, хотение божественное. С другой стороны, в выражении " рече" можно находить указание на участие в деле творения Ипостасного Слова, второго лица Святой Троицы, о Котором св. Иоанн Богослов говорит: " вся тем быша и без него ничтоже бысть, еже бысть" (Ин. 1, 3). Вообще в деле творения принимали участие все три лица Святой Троицы:

" Словом Господним небеса утвердишься и духом уст Его вся сила их" (Ис. 32, 6).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.