Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение науки о Священном Писании Ветхого Завета






Киевская Духовная Семинария

КОНСПЕКТ

По Ветхому Завету - Пятикнижие.

         

I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ
О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ

Понятие о Священном Писании

Бог, создав человека, как существо разумное, свободное и бессмертное, благоволил открыть ему все, что относится к его жизни и спасению. Это откровение, данное Самим Богом, называется сверхъестественным, его сподоблялись уже первые люди, как до, так и после грехопадения. В дальнейшем оно передавалось богоизбранными мужами, жившими до пришествия Спасителя - пророками. В полной мере оно раскрыто Господом Иисусом Христом, Который чрез апостолов поведал Свое учение всему миру. В торжественных словах возвещает об этом Церковь:

" Бог многократно и многообразно говоривший издревле отцам во пророках, в последний дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего" (Евр.1, 1-2).

Для сохранения Божественного Откровения в сознании человечества пророки и апостолы не только устно передавали его (Священное Предание), но и написали книги, которые называются Священным Писанием.

Наименование состава Священных книг

В самом Священном Писании встречаются различные наименования состава или сборника священных книг. Самое древнее название - Писание (ή γ ρ α φ ή - Лк. IV, 21; Ин. 20, 9; Деян. 8, 32; Гал. 3, 22) или Писания (α ί γ ρ α φ α ί - Мф. 21, 41; Лк. 24, 32; Ин. V, 39; 2 Петр. 3, 16), Святые Писания (γ ρ α φ α ί ά γ ί α ι - Рим. 1, 2), Священные Писания (τ α ί ε ρ ά γ ρ ά μ μ α τ α - 2 Тим. 3, 16). Другое древнее название священных книг - " завет" или " книги завета". Такое название встречается у Сираха (24, 25) и в первой книге Маккавейской (1, 57). Апостол Павел называл состав ветхозаветных книг в отличие от новозаветных - " Ветхим заветом" (2 Кор. 3, 14). У Св. Отцов Священное Писание называется " книгами Ветхого и Нового Завета" или просто " заветом", " писанием". Название сборника Священных книг Библией (τ α β ι β λ ι α) ο роисхождения более позднего и восходит ко временам Оригена (III в.) и св. Иоанна Златоустаго (IV в.)

Слово " завет" означает: а) союз, договор, б) завещание, духовная запись. Этим словом означается союз Бога с людьми, осуществляемый в истинной религии. Так как об установлении и исторических судьбах ее повествуется в книгах Священного Писания, то им усвояется наименование Завета.

Наименование Завета в смысле завещания может быть приложимо к Священному Писанию, потому что главный предмет Писания - искупительная жертва Спасителя, давшая верующим вечное спасение, завещанное человечеству как наследство.

Главный предмет Священного Писания

Главным предметом Священного Писания является дело спасения человечества, совершенное воплотившимся Сыном Божиим.

В Ветхом Завете дело человеческого спасения раскрывается как событие будущего в прообразованиях и пророчествах, в Новом Завете изображается самое событие нашего спасения чрез пришествие Господа и Его искупительный подвиг.

Значение науки о Священном Писании Ветхого Завета

Значение Ветхого Завета и необходимость его изучения ясно уже потому, что он, как и Новый Завет, является Божественным Откровением, переданным на человеческом языке, применительно к человеческому разумению.

Ветхий Завет предуготовляет к Новому и органически, тесно с ним связан. Христианство при своей небесной первооснове, явилось в мире не отдельно от исторической жизни. Ветхий, древний Завет Бога с человеком, проходивший чрез всю Библейскую историю, вел к Новому Завету, приуготовлял человечество к явлению Спасителя.

Святой Василий Великий говорит: " Домостроительство нашего спасения, сообразуясь с духовным зрением человека, выросшего во тьме, вводит нас в великий свет истины после постепенного к нему приобучения, потому что щадит нашу немощь.

В глубине богатства Своей премудрости и в неисследованных судах разумения предначертал Бог для нас легкое и к нам применил руководство, приучал сперва видеть тени предметов и в воде смотреть на солнце, чтобы приступив вдруг к созерцанию чистого света, мы не ослепились. На таком основании даны законы " имый сень грядущих благ" (Евр. 10, 1), и предизображения у пророков - эти гадания истины, для обучения очей сердечных, чтобы удобным для нас сделался переходом от них к премудрости в тайне сокровенной".

Ветхий Завет есть как бы первая глава книги Откровения, а Новый - ее вторая глава, и как нельзя понимать книгу, начиная чтение ее со второй главы, так невозможно получать полное христианское знание без изучения Ветхого Завета.

Читая Ветхий Завет, мы убеждаемся, что есть Единый, Живой, Всемогущий, Всеблагий, Святейший Бог: мы узнаем, что человечество есть единая нравственная семья, произшедшая от одного родоначальника - Адама, и что есть единая мироправящая воля Божия, в исполнении которой заключается спасение для человека. Читая затем Новый Завет, мы видим, что эти же истины Ветхого Завета, только углубленные и освященные явлением Бога во плоти и совершенным Им делом спасения, лежат в основе и Нового Завета, который представляет продолжение, дополнение, раскрытие и завершение Ветхого Завета. Об этом учит Господь наш Иисус Христос, апостолы и отцы Церкви.

Нравственное учение Христа Спасителя предъявляет к Человеку большие требования, чем закон, данный чрез Моисея, но нет противоположности между тем и другим, сущность их одна - любовь к Богу и человеку. Различие заключается лишь в степени нравственных требований и оно объясняется тем, что Ветхий Завет имел дело с душами невозрожденными Христовою благодатию, сердцами грубыми и неразделенными словом Божиим. Если бы в самом начале истории нас встречала полная чистота, непорочность и совершенство, тогда не было бы и надобности в длинном процессе божественного воспитания, исправления, духовного исцеления человечества.

Библейские сказания повествуют как о добродетельных, так и порочных лицах. Беспристрастное указание священных писателей на темные стороны жизни библейско-исторических деятелей служит доказательством того, что библейские сказания - не произведение человеческого гения, но написаны под вдохновением Духа Божия. А поскольку это так, то изучение Ветхого Завета имеет и нравственно-воспитательное, спасительное значение. О Моисее, писателе первых пяти библейских книг, святой Иоанн Златоуст говорит, что он излагает историю мужей великих, совершавших добрые дела, чтобы повествования об их жизни служило для потомков добрым наставлением. Он же представляет не только совершивших добрые дела, но и согрешивших, чтобы мы одним подражали, а других избегали, и чрез то преуспевали в добродетели и усердии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.