Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Методика работы.






Наша семья имеет небольшой рыбацкий корабль, поэтому свое исследование я начала с беседы с папой о плавучести предметов.

Оказывается, плавучесть различных предметов объясняется законами физики, а физика начинается с внимательности и любопытства к простым, привычным для нас предметам и состояниям.

Например, что может быть проще воды? Именно этих прозрачных капелек, облаков и снежинок, окружающих нас ежедневно. Папа предложил провести мне несколько «мокрых экспериментов» с различными предметами.

Я завела журнал наблюдений, в который я записывала свои наблюдения, опыты, порядок проведения опыта и его результаты.

Примеры опытов я нашла….. УКАЗАТЬ источники в квадратных скобках),

Для подтверждения или опровержения первой гипотезы проведем очень простой опыт:

Опыты.

Опыт 1 «Тонет - не тонет!»

 

Для этого эксперимента мне потребовалась ложка, пробка, зубочистка, игрушечный корабль и ёмкость с водой.

По одному опустив эти предметы в воду, я наблюдала за происходящим.

Результаты занесла в таблицу журнала наблюдений.

(предметы можно изменить, чтоб были не такие, как в Интернете)

Предмет Материал Тонет Плавает
Ложка Металл + -
Пробка Пробка - +
Зубочистка Дерево - +
Игрушечный кораблик Пластмасса - +

Я увидела, что часть предметов тонет, а часть остается плавать на поверхности. На уроке окружающего мира в 3 классе мы узнали, что все окружающие нас предметы и вещества состоят из крошечных, не видимых взгляду частичек – молекул. И те вещества, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу – дружат и крепко держатся за «руки» – обладают большей плотностью. На это я раньше не обращала внимания, но теперь всё поняла!

Такие материалы как пробка и дерево держатся на воде, потому что обладают меньшей плотностью, чем вода. Другие материалы, например металл и стекло, тонут, потому что имеют большую плотность, чем вода.

 

Вывод: Все современные корабли в основном сделаны из металла, следовательно, гипотеза о том, что металл, из которого делают корабли, не тонет – неверна.

 

Опыт 2 Для следующего опыта мне потребовалось: кронштейн (или строительный угол), резинка и железный предмет.

Мы привязали один конец резинки к нашему прибору, а другой к металлическому предмету и измерили длину резинки в воздухе, затем опустили предмет на резинке в воду и вновь измерили длину резинки.

Вывод: Длина резинки при погружении предмета в жидкость уменьшилась, следовательно вес предмета в жидкости уменьшился, так как на предмет действует выталкивающая (подъемная) сила со стороны воды.

Опыт 3 Только вверх.

При помощи этого опыта мы определим направление выталкивающей силы. Для этого эксперимента мне потребовался футляр от киндера-сюрприза, нить и железный предмет.

Привяжем один конец нити к железному предмету, а второй конец нити к пустому футляру из- под киндера – сюрприза, и опустим в воду. Что мы видим? Железный предмет затащил футляр под воду, а натянутая нить указывает, что выталкивающая сила действующая на футляр направлена вертикально вверх.

Вывод: Выталкивающая (подъемная) сила всегда направлена вертикально вверх.

 

Чтобы понять, в чем смысл известного закона Архимеда, я провела еще очень простые опыты.

Опыт № 4: «Лимон»

Для этого эксперимента мне потребовался: лимон и емкость с водой.

Я набрала в емкость воду и опустила в нее лимон. Лимон плавает? Плавает. А теперь я очищу его от кожуры и снова опущу в воду. Результат - лимон утонул.

Лимон утонул из-за того, что увеличилась его плотность. Кожура у лимона менее плотная, чем его внутренность, и содержит много частичек воздуха, которые помогают лимону оставаться на поверхности воды.

 

Опыт № 5: «Плотность воды»

 

Для проведения опыта я приготовила неполный стакан с чистой водой, сырое яйцо и соль.

Опустила в стакан яйцо, если яйцо свежее — оно опустится на дно. Затем аккуратно насыпала в стакан соль и понаблюдала, как яйцо начнет всплывать. Оказывается, в яйце есть воздушный пакет, а соленая вода весит больше, чем пресная и поэтому сильнее выталкивает предметы на поверхность.

Вывод: Выталкивающая сила зависит от плотности жидкости, Чем больше плотность жидкости, тем больше выталкивающая сила, действующее на тело, погруженное в нее.

Так же папа рассказал мне, что есть Мертвое море, которое очень соленое, настолько, что люди в нем не тонут, а лежат на воде, как на диване. И еще одна интересная история: до изобретения холодильников, люди проверяли, свежее яйцо или нет так: свежие яйца тонут в чистой воде, а испортившиеся — всплывают, так как внутри них образуется газ.

Опыт № 6 -- «Почему он не тонет, или все зависит от формы?»

 

Мне понадобилась глубокая чашка, холодная вода и 2 одинаковых кусочка пластилина размером с грецкий орех.

Я наполнил чашку наполовину холодной водой.

Сделала из одного кусочка пластилина шарик.

Аккуратно положила пластилиновый шарик на поверхность воды в чашке. Шарик утонул!

Из другого кусочка пластилина слепила лодочку. Сделала дно лодки как можно шире, а борта низкими.

Плавно опустила лодку на поверхность воды в чашке. Она поплыла.

 

Этот же опыт я провела и с пластинкой фольги. Записала результаты наблюдений в журнал.

 

Предмет Материал Тонет Плавает
Шарик Пластилин + -
Лодочка Пластилин - +
Шарик Фольга + -
Лодочка Фольга - +

 

Теперь я знаю, что лодка не тонет благодаря своей форме. Ее вес распределяется по большей поверхности воды. Это значит, что под лодкой находится большее, чем под шариком, количество воды, которое удерживает ее на поверхности.

 

Чем больше объем тела, тем сильнее вода выталкивает его. Если вес тела меньше, чем сила, с которой вода выталкивает его, то тело плавает.
Пластилиновый или стальной шарик тонет в воде, потому что у него маленький объем, а вес большой. Если тот же шарик расплющить в тонкий лист, а из листа сделать большой внутри пустой шар, то вес не увеличится, а объем сильно увеличится, и пластилиновый ли железный шар будет плавать.

Так и с кораблями: хотя они и сделаны из железа и стали, но объем их довольно большой, поэтому они не тонут, а плавают. Но если корабль получит пробоину, он наполнится водой и потонет.

 

Опыт № 7 -- «Определение величины выталкивающей силы» ЭТО МЫ ПОСМОТРИМ В КАБИНЕТЕ ФИЗИКИ

 

Для проведения опыта понадобилось:

- специальное самодельное устройство (подготовленное заранее);

- пластмассовый стакан и 15 одинаковых монет;

-бытовые весы.

Порядок выполнения опыта:

1. Наполним сосуд водой так, чтоб вода закрыла соломинку, когда вода перестанет течь через соломинку, опорожним чашу.

2. Поместим в пластиковый стаканчик 5 монет предварительно взвесим их на весах.

3, Стакан с монетами поместим в сосуд с водой и подождем пока вода перестанет течь в мерную чашу.

4. Определим на бытовых весах массу вытесненной воды.

5. Определим на бытовых весах вес вытесненной воды и стакан с монетами.

Формула для определения веса: F= m*q, где

F – вес вытесненной воды, измеренный в Ньютонах (Н);

m – масса воды (в кг или гр?)………..

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.