Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Население Беларуси в каменном веке. Неолитическая революция






Предмет курса «История Беларуси».Историография истории Беларуси.

История – комплекс социально-гуманитарных наук, изучающих прошлое челов-ва во всей его конкретности и разнообразии. Как комплекс наук, история включает в себя такие специальные дисциплины, как археология и этнография, изучает развитие разных областей науки, техники и культуры. История входит в группу социально-гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион, народ либо группу народов. Историография - буквально описание истории. Смысл этого понятия сводится к следующему: 1)история исторической науки (накапливание исторических знаний); 2)совокупность исторических исследований, посвященных определенной эпохе (историограф.эпохи феодализма, капитализма, теме или периоду, либо совокупность исторических работ, объединенных общими чертами: а)теоретическими (либерально-буржуазная, демократическая, марксистская); б)национальными(белорусская, российская, украинская, польская историография)).Первыми профессиональными историками, заложившими фундамент концепции белорусской истории, были профессора Виленского университета Бобровский, Данилович, Ярошевич.Изучение отечественной истории связано с именем белорусского археографа Григоровича. Важной вехой в становлении и развитии национальной историографии явилась книга Ластовского «Короткая история Беларуси», вышедшая в Вильно в 1910г. Многовековой путь белор.народа от седой древности до наших дней на уровне достижений современной науки отражает «Энциклопедия истории Беларусь». В 2000-02 вышел в свет курс лекций «История Беларуси».

Население Беларуси в каменном веке. Неолитическая революция

1 млн лет назад на планете нач-сь эпоха Великих олед-ий. Согл.этому на терр.Белар. сущ-нно изм-ся жив-ый и раст-ый мир. В лесах все большее место занимают хвойные пароды деревьев. Среди их находили убежище и наживу лесные быки, лоси, медведи, волки, кони, бобры. Правда, попадались и необычные для нас животные - мамонты и носороги.

Прим.90 тыс. лет назад началось посл.олед-ие. На юг поползли ледники и вечная мерзлота сковывала землю. Вот в таких условиях и произошло первое, известное ученым, проникновение древнего человека на терр.Бел. Следов поселений тех времен пока не найдено, но в некоторых местах беларуского Приднепровья найдены кремниевые орудия - наконечники, скребла, резаки. Они принадлежали древним людям неандертальского типа, которые 100-40 тыс. лет назад заселяли Европу. Первые жители еще существенно отличались от нас своими - были присадистые, крупного склада туловища, с выступающим лбом и скошенным подбородком. Однако они уже разжигали костры, чтобы обогреться и зажарить мясо, умели строить нечто похожее на жилище, прикрывали тело шкурами, с кремня и костей делали необходимые для работы и охоты вещи. Неандертальцы уже могли понять друг друга с помощью слов, что было особенно необходимо при коллективной охоте. Так же они имели некий зародыш религии, так как умерших хоронили в могилах.

Около 40-35 тыс. лет назад на смену неандертальцам приходят люди кроманьонского типа, которые внешне почти не отличались от сегодняшних европейцев. В период между 26-23 тыс. лет назад кроманьонцы на довольно продолжительное время проникли на юг Беларуси. Под многометровыми песчаными наносами археологи нашли возле деревень Юрoвичи Калинковичского и Бeрдыжь Чечерского районов две стаянки того времени. Они относятся к познему каменному веку - полеалиту.

Однако и вторая попытка первобытного человека закрепиться на територии Беларуси потерпела неудачу. 19-18 тыс. лет назад ледник достиг районов сегоднешних Гродно, Вилейки, Орши. Даже летними месяцами на юге Беларуси случались заморозки. В таких невыносимо суровых условиях существование креманьонцов прекратилось. 12 тыс. лет назад, в самом конце полеалита, с юга и запада на землю Беларуси пришли племена охотников на северных оленей. Это было кочевое население, так как его основная добыча мигрировала. Основным их оружием стал лук со стрелами.

10 тыс. лет назад кончился ледниковый период и наступил средний каменный век - мезолит. Начало понемногу теплеть, а растительный и животный мир постепенно стал похож на современный. С потеплением северные олени отступили далеко на север. Вслед за ними направилась и значимая часть населения, которая специализовалась на охоте. Иные же групы охотников начали привыкать к условиям жизни среди лесов, которые все гуще покрывали територию Беларуси. В условиях теплого климата, при несчетном количестве озер, густой сетке рек существенное значение приобретает и рыболовство. Рыбу начинают ловить не только гарпунами, но и удочками с костяными кручками. Так же в это время появляются и плетеные сети.

В IV тыс. до н.э. в истории первобытного населения Беларуси начался заключительный период каменного века - неолит. Он продолжался около 2 тыс. лет и характеризовался важными изменениями в жизни наших предков. В неолите научились лепить посуду из глины, начали добывать кремень из шахт. Однако важнейшим достижением этого периода стало зарождение и распростронение земледелия и животноводства.

3. Великое переселение народов. Фино-угры, балты и славяне на территории Беларуси. Одной из самых древних общностей, проживавших на территории современной Беларуси, этническую принадлежность которой можно установить, являются финно-угры - народы уральской языковой семьи. Прародиной уральской семьи, по мнению большинства учёных, является территория по обе стороны Уральского хребта. Данная общность совмещала в себе как европеоидные, так и монголоидные антропологические черты. В восточной части этой территории складывались самодийские языки, в западной угро-финские.

В 4 тысячелетии до н.э. монголоидные черты проявляются в Западной части восточноевропейской лесной полосы, что свидетельствовало о миграции финно-угров. К 3 тысячелетию до н.э. они освоили территории вплоть до Финского залива, Подвинья, устья Нёмана и Сожа (археологическая культура гребенчато-ямочной керамики). Основным занятием финно-угорских племён были охота и рыболовство. Жили они в строениях похожих на чумы.

В 3 тысячелетии до н.э. в восточноевропейскую лесную зону (куда входит и территория Беларуси) с юга проникают племена скотоводов, которые относились к индоевропейской семье. Владея бронзовым оружием, скотоводством, которое обеспечивало человека продуктами питания и тягловой силой, что способствовало росту населения; имея более жёсткую социальную структуру (патриархат), индоевропейцы смогли занять территории, местных неолитических племён, а также продвинуться в ареал расселения финно-угров. Со 2 тысячелетия до н.э. начинается новый этап в этнической истории Беларуси — индоевропейский, который продолжается до сих пор. В других регионах финно-угры положили начало образованию таких народов как эстонцы, финны, карелы, коми, удмурты, марийцы, мордва, ханты, манси, венгры.

С приходом индоевропейцев начинается на территории Беларуси бронзовый век, который охватывает период 2 - начало 1 тысячелетия до н.э. Как и в других районах, удалённых от месторождений меди и олова (составляющих бронзу), в Беларуси бронзовые орудия труда встречаются крайне редко, основными материалами остаются кремний, кость, дерево.

В результате расселения на огромных территориях, смешения и ассимиляции местного доиндоевропейского населения создаются условия для дифференциации индоевропейцев на более мелкие этнические группы. Северо-западная часть индоевропейцев стала предками германцев (к этой ветви относятся языки: восточногерманский - готский (мёртвый), северогерманские - шведский, датский, норвежский, исландский и западногерманские - английский, немецкий, нидерландский, фламандский). Между Балтикой и Волгой расселилась северная группа индоевропейцев, которые стали предками балтов. На территории между верховьями Одры (Одера) и Припятью формировалась славянская ветвь индоевропейцев.

Формирование восточных славян происходило в 1 тысячелетии н. э. на фоне «Великого переселения народов», крушения античной цивилизации, изживания рабовладельческого строя и становления государственности современных европейских народов.

Ситуация в Восточной Европе накануне и в период расселения восточных славян на север от Припяти. Возрастает роль Балтийского моря как торгового пути, создаются предпосылки для налаживания трансъевропейского торгового пути «из варяг в греки» по рекам Восточной Европы.

Главным занятием восточных славян в данную эпоху было земледелие и скотоводство в сочетании с различного рода промыслами(охотой, рыболовством, бортничеством (сбор меда и воска диких пчел)). Основными сельскохозяйственными культурами были у славян пшеница, ячмень, просо. С продвижением на север увеличивались посевы ржи и овса, прежде занимавшие незначительное место, но в данной климатической зоне они имели большую урожайность, чем пшеница. Славяне разводили также лошадей, коров, свиней.

Происходит переход от кровно-родственной общины к территориальной (соседской)

4. Первые - княжества на белорусских землях. Полоцкое и Туровское княжества.Восточнославянские союзы племен чувствовали родство между собой, они были близки по языку, культуре, обычаям, имели много общих внешних интересов. Все это создавало условия для политического обьединения восточных славян, что и произошло во второй половине IX в. Во главе этого обьединения стала династия Рюриковичей, а главным городом - Киев. Однако империя Рюриковичей не была централизованным государственным образованием. Она представляла собой политические обьединения феодалов вокруг великого князя с целью отпора постоянным набегам внешних врагов и сбора дани с собственного населения.

Территория современной Беларуси находилась на западной окраине Киевской Руси. Вначале здесь существовали Полоцкое и Туровское княжества. По мере развития феодальных отношений некоторые княжества делали попытки выйти из-под власти Киева. Одним из первых начал обособляться Полоцк. Полоцк впервые упоминается в источниках под 862г.В последней четверти X в. шла упорная борьба за великокняжеский престол между сыновьями Киевского князя Святослава и Киевским князем Ярополком, Новгородским князем Владимиром. Каждый из них стремился иметь Полоцкое княжество своим союзником. С этой целью Владимир решил жениться на дочери Полоцкого князя Рогволода Рогнеде, но встретил с ее стороны решительный отказ. Тогда Владимир захватил Полоцк, убил Рогволода, силой взял себе в жены Рогнеду и стал Великим Киевским князем. В крупнейшие города в качестве своих наместников Владимир направил своих сыновей. Его сын от Рогнеды Изяслав получил Полоцк.После смерти Изяслава в Полоцке княжили его сыновья и внуки. Наивысшего расцвета Полоцкое княжество достигло при князеБрячиславе (1001-1044гг.) и Всеславе (Чародее) (1044-1101 гг.). В это время расширились границы княжества. Оно занимало территорию теперешней Витебской области, северную часть Минской и несколько соседних районов. В вассальной зависимости от княжества были земли, которые простирались по нижнему течению Западной Двины, где находились города Кукенойс и Герцике. Полочане контролировали торговый путь «из варяг в греки», собирали дань с балтских племен.Между Полоцком и Киевом велась борьба, которая продолжалась с перерывами более 100 лет.

В 1201 г. при епископе Асберте (с разрешения полоцкого князя) была построена крепость Рига. В 1202 г. здесь был создан при помощи римского папы орден меченосцев, который в 1237 г. стал называться Ливонским. Появление немецких крестоносцев в Прибалтике стало угрожать полоцким князьям потерей этих земель. Туровское княжество образовалось на территории южной Беларуси в бассейне Припяти и ее притоков. Столица княжества - город Туров упоминается в летописи под 980 г. До конца X в. Туровское княжество развивалось как самостоятельное. Здесь руководила династия князей. С 1054 г. по 1119 г. Туровским княжеством владели князь Изяслав (сын Ярослава Мудрого) и его сыновья. С 1113 г. княжество перешло к наследникам В. Мономаха. В это время жители Беларуси оказали упорное сопротивление монголо-татарам, когда они, опустошая Русь, двинулись в 1240 - 1242 гг. на Запад. Фланговые отряды Батыя прошли через южную часть Беларуси, опустошили и разграбили Мозырь, Туров, Пинск, Брест. В середине и второй половине XIII в. монголо-татары еще не раз осуществляли набеги на белорусские и литовские земли, но завоевать и подчинить их им не удалось. В конце XII - начале XIV в. Туровская земля была целиком присоединена к Великому княжеству Литовскому.

5. Культура белорусских земель в IX первой половине - XIII вв. Принятие христианства.В тесной связи с государствообразующими процессами в IX - XIII вв. шло развитие культуры. В своей основе она соединяла языческую и греко-византийскую традицию. Язычество сближало славянские общности кривичей, дреговичей, радимичей с местным населением - балтами. Силы, с которыми человек не мог справиться, древние славяне наделяли качествами живых существ (водяной, домовой, лесовой и др.). Возникли обряды, связанные с разными моментами сельскохозяйственных работ. Они становились целыми календарными циклами: прилет птиц, гуканье весны, вербная неделя, юрьев день, купаловские дни, дожинки, зажинки и т.д. С языческих богов больше всего поклонялись богу грома, молнии и дождя Перуну. Широко был представлен у наших предков культ солнечных богов: Хорос, Даждьбог, Купала и Ярило.Христианство появилось в Палестине во времена Римской империи в среде бедного еврейского населения. В первые столетия верующие собирались в домах для чтения евангелий и тайной вечери. Со временем в христианской церкви на первое место выдвинулись обряды, пышные богослужения, стала складываться церковная иерархия. На первом Виленском церковном соборе (325 г.) в Никее и на втором (381 г.) в Константинополе был разработан в общих чертах «символ веры» - краткое изложение основных положений христианской церкви. В символ веры вошел догмат триединства Бога («Бог - отец», «Бог - сын», «Бог - дух святой») и воскресение Христа. Римские императоры приняли христианство и сделали его государственной религией. После распада Римской империи на две части римский патриарх, Папа, считал себя первым среди патриархов. Восточные (греческие) патриархи не хотели подчиняться Папе Римскому. Произошел раскол на две церкви: западную, римско-католическую и восточную, византийскую (православную), или греческую (1054 г.). Русское духовенство всегда поддерживало светскую власть. Церковь получила десятую часть государственных доходов. На Беларуси также стало распространяться христианство, его вначале принимали высшие слои общества, а затем и остальные люди. Благотворным было влияние христианства на распространение письменности и образования. Важными культурно-просветительскими центрами на территории Беларуси стали монастыри: Туровский, Мозырский, Полоцкий (Борисоглебский). При монастырях были своеобразные мастерские (скриптории), в которых переписывались Священное писание и произведения отцов церкви, патерики и жития, византийские хроники и местные летописи.

Основным жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание. Одним из первых памятников летописания является «Повесть временных лет». О распространении письменности на Беларуси свидетельствуют надписи на свинцовой печати полоцкого князя Изяслава, знаменитом кресте Ефросиньи Полоцкой, каменных пряслицах XII в., найденных в Витебске, Друцке, Пинске. В Бресте обнаружен самшитовый гребень с вырезанным алфавитом (буквы от «А» до «Л»), берестяные грамоты, найденные в Витебске и Мстиславле. Памятниками письменности Беларуси являются надписи на камнях-валунах («Борисовы» и «Роговолодов» камни).Мировым достижениям соответствовало строительство храмов, их архитектура, роспись, убранство. В Каменце в конце XIII в. была возведена вежа (Белая вежа), памятник военного зодчества в Беларуси.

В духовно-культурной жизни Беларуси того времени яркой личностью выступает Кирилл Туровский (возможно, 1130 - не позднее 1182 гг.). Он был высокообразованным человеком, блестящим литератором, выдающимся религиозным деятелем. Сохранилось тридцать молитв, восемь «слов», три поучения, два канона, написанных К.Туровским. Ювелиры создали золотые украшения, покрытые цветной эмалью, изделия из серебра со сканью и зернью, с чернью и позолотой. Все это свидетельствовало о высоком уровне развития культуры на территории Беларуси. Большинство памятников культуры древней Беларуси погибло во времена многочисленных войн.

6.Образование ВКЛ и включение белорусских земель в его состав.Процесс образования одного из крупнейших государств Восточной Европы эпохи Средневековья - Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского и других земель - был сложным и длительным по времени. Окончательно территориальные границы Великого княжества установились во второй половине XIV в. Они простирались от Балтийского до Черного морей с севера на юг, от Брестчины до Смоленщины с запада на восток.Исторические реалии XIII - XIV вв. подталкивали к балто-славянскому политическому объединению населения как тех, так и других земель. Именно их единство позволило сохранить на то время в значительной степени этническую чистоту, а вполне допустимо, и само существование этносов, населявших этот регион, в условиях противостояния агрессорам с северо-запада (крестоносцы) и юго-востока (монголо-татары). Известны совместные выступления балто-славянских дружин против крестоносцев и их союзника Конрада Мазовецкого.Чувствительными были и внутренние объединительные тенденции. Двадцать небольших удельных княжеств, которые образовались в результате распада Полоцкого и Туровского княжеств, вели междоусобную борьбу. На балтских землях государственности не было. Здесь возникают племенные союзы, появляются князья (кунигасы), которые имели сильные военные дружины. Они оказывали сопротивление крестоносцам и одновременно сами совершали набеги на земли ослабленной Руси. Внутренняя борьба между племенными союзами возвышала личности некоторых князей. Одним из таких князей был Миндовг.

В середине XIII в. в балто-восточных землях происходит возвышение Новогрудка (совр. Новогрудок). Новогрудок был основан Ярославом Мудрым (1044 г.) и долго находился под влиянием Киева, а затем галицко-волынских князей. Урожайные земли Понеманья, относительно безопасное географическое положение в условиях постоянной внешней угрозы привлекли сюда переселенцев из других районов и обусловили подъем производительных сил.

Первым князем - претендентом на роль создателя Литовской державы был литовский князь Миндовг. Летописная Литварасполагалась на современных восточнолитовских и северозападных белорусских землях. Во второй половине 40-х гг. XIII в. Миндовг стал князем в Новогрудке, где, согласно Густынской летописи, принял в 1246 г. православную веру. С помощью силы Миндовг в конце 40-х - начале 50-х гг. XIII в. отвоевывает для себя Литву, объединяя ее с Новогрудком. Осознавая, что этот шаг вызовет отрицательную реакцию со стороны галицко-волынских князей, Миндовг вступает в союз с Ливонским орденом, по дипломатическим соображениям принимает католичество и коронуется в Новогрудке. Этим актом весь тогдашний католический мир признал правомочность и независимость Великого княжества Литовского, уравнял его с другими европейскими странами.

Крестоносцы оказались ненадежными союзниками, и мощь галицко-волынского войска трижды обрушивалась на Новогрудские земли. Неудачи Миндовга привели к замене его на новогрудском княжеском троне сыном Войшелком. В это время из Жемойтииисходит вторая попытка объединения балтовосточнославянских земель, которую предпринял жмудский князь Тройнята. В 1263 г. людьми Тройняты был убит Миндовг. Войшалк укрылся в Пинске.

Полоцк и князь Товтивилл, племянник Миндовга, тоже намеревался воспользоваться ситуацией и присоединить к своему княжеству соседние балтские и «русские» земли. Таким образом, новогрудский князь Войшалк создал ядро державы. Вхождение балтских и восточнославянских земель в его состав в большинстве случаев было добровольным и осуществлялось через брачные союзы или через заключение договоров. Основой Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского стали соседние балтские и восточнославянские (сегодняшние литовские и белорусские) земли.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.