Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Два понятия переживания.






Василюк Федор Ефимович.

Психология переживания.

Анализ преодоления критических ситуаций.

Оглавление

От автора. 2

Введение. 5

Два понятия переживания. 5

Введение понятия переживания в категориальный аппарат теории деятельности. 7

Глава I. Современные представления о переживании. 10

1. Проблема критической ситуации. 11

Стресс. 11

Фрустрация. 13

Конфликт. 15

Кризис. 16

2. Процесс переживания. 18

Целевая детерминация переживания. 18

" Успешность" переживания. 20

Техника переживания. 22

Проблема классификации процессов переживания. 29

Глава II. Типологический анализ закономерностей переживания. 30

1. Построение типологии " жизненных миров". 30

Понятие жизни и деятельности в концепции А. Н. Леонтьева. 30

Построение типологии " жизненных миров". 33

2. Тип 1: внешне легкий и внутренне простой жизненный мир. 36

Описание мира. 36

Прототип. 38

Гедонистическое переживание. 38

3. Тип 2: внешне трудный и внутренне простой жизненный мир. 40

Описание мира. 40

Прототип. 43

Реалистическое переживание. 43

4. Тип 3: внутренне сложный и внешне легкий жизненный мир. 45

Описание мира. 45

Ценностное переживание. 49

Прототип. 52

5. Тип 4: внутренне сложный и внешне трудный жизненный мир. 52

Описание мира. 52

Творческое переживание. 56

6. Идеальные типы и эмпирический процесс переживания. 58

Глава III. Культурно-историческая детерминация переживания. 60

Заключение. 67

Литература. 71

Введение.

Два понятия переживания.

Достаточно взглянуть на традиционное психологическое понятие переживания, чтобы убедиться, что оно имеет мало общего с идеей переживания-деятельности. Это традиционное понятие задается через категорию психического явления. Всякое психическое явление характеризуется своей отнесенностью к той или иной " модальности" (чувству, воле, представлению, памяти, мышлению и т. д.), а со стороны внутренней структуры, во-первых, наличием " имманентной предметности" [176], или предметного содержания [123], и, во-вторых, тем, что оно непосредственно испытывается субъектом, дано ему. Последний аспект психического явления и зафиксирован в понятии переживания. Таким образом, переживание в психологии понимается как непосредственная внутренняя субъективная данность психического явления в отличие от его содержания и " модальности". С этой точки зрения теоретически осмысленны, хотя и режут слух, такие изредка употребляемые выражения, как " мыслительное переживание", " зрительное переживание" и т. п. [29; 42]. (4).

Чтобы точнее уяснить смысл этого понятия, необходимо рассмотреть переживание в его отношении к сознанию. Оба структурных компонента психического явления — предметное содержание и переживание — как-то даны сознанию, но даны по-разному, в совершенно различных режимах наблюдения. При активных формах восприятия, мышления, памяти сознаваемое предметное содержание выступает как пассивный объект, на который направлена психическая деятельность. То есть предметное содержание дано нам в сознавании, которое является особым актом наблюдения, где Наблюдаемое предстает как объект, а Наблюдатель — как субъект этого акта. В случае же переживания эти отношения оборачиваются. Каждому из внутреннего опыта хорошо известен факт, что наши переживания протекают спонтанно, не требуя от нас специальных усилий, даны нам непосредственно, сами собой (ср. декартово " воспринимаем сами собой"). Сказать о переживании, что оно " дано само собой" — значит подчеркнуть, что оно именно дано само, своей силой, а не берется усилием акта сознавания или рефлексии, иначе говоря, что Наблюдаемое здесь активно и является, следовательно, логическим субъектом, а Наблюдатель, наоборот, лишь испытывает, претерпевает воздействие данности, пассивен и поэтому выступает как логический объект.

Типология режимов функционирования сознания.

В рамках этого общего смысла наибольшее распространение в современной психологии получил вариант этого понятия, ограничивающий переживание сферой субъективно значимого. Переживание при этом понимается в его противопоставлении объективному знанию: переживание — это особое, субъективное, пристрастное отражение, причем отражение не окружающего предметного мира самого по себе, а мира, взятого в отношении к субъекту, с точки зрения предоставляемых им (миром) возможностей удовлетворения актуальных мотивов и потребностей субъекта. В этом понимании нам важно подчеркнуть не то, что отличает переживание от объективного знания, а то, что объединяет их, а именно, что переживание мыслится здесь как отражение, что речь идет о переживании-созерцании, а не о переживании- деятельности, которому посвящено наше исследование.

Особое место в психологической литературе по переживанию занимают работы Ф. В. Бассина [18; 19], с именем которого в советской психологии 70-х годов ассоциируются проблематика " значащих переживаний" (термин Бассина) и попытка представить их как " преимущественный предмет психологии" [18, с.107]. В этих работах понятие переживания получало, если можно так выразиться, серьезную встряску, в результате которой границы его были размыты (но и расширены!) сближением этого понятия с большой и неоднородной массой феноменов и механизмов (среди них " комплекс неполноценности" А. Адлера, эффект " незавершенности действия" Б. Зейгарник, Механизмы психологической защиты, механизм " сдвига мотива на цель" А. Н. Леонтьева и т. д. [17; 18]), что позволило Ф. В. Бассину выдвинуть ряд перспективных гипотез, выходящих за пределы традиционно понятия переживания, к одной из которых мы в свое время вернемся. Главное же в работах Ф. В. Бассина заключается, по нашему мнению, в наметившемся, хотя явно не сформулированном переводе к " экономической" точке зрения на переживание, т. е. к усмотрению за поверхностью феноменально ощущаемого потока переживания проделываемой им работы, производящей реальные и жизненно важные, значимые изменения сознания человека. Если бы такой переход удалось проделать строго и систематически, мы бы имели единую теорию переживания, объединяющую переживание- созерцание и переживание-деятельность в едином представлении.

Ни Бассину, ни кому-либо другому сделать это на уровне целостной теории пока не удалось; исследования переживания-созерцания, ведущиеся в основном в русле изучения эмоций, и исследования переживания- деятельности, осуществляемые в теориях психологической защиты, психологической компенсации, совпадающего поведения и замещения, идут большей частью параллельно. Однако в истории психологии существуют образцы удачного сочетания этих двух категорий в клинических анализах конкретных переживаний (например, в анализе З. Фрейдом [155] " работы печали", Э. Линдеманном [217] " работы горя", в сартровском понимании эмоции как " магического действия" [237]), и это дает повод надеяться, что рано или поздно объединяющая теория переживания будет построена.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.