Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Великий трагический поэт Афин V в

Великий трагический поэт Афин V в. — Софокл. Родился около 496 г., умер в 406 г. Родиной Софокла был Колон, предместье Афин, прославленное поэтом в его предсмертной трагедии «Эдип в Колоне». По происхождению Софокл принадлежал к состоятельным кругам (отец его был владельцем оружейной мастерской). Он получил традиционное гимнастическое и музыкальное образование и, по античным сообщениям, не раз одерживал победы на состязаниях в обоих этих искусствах. В молодости близкий к Кимону, вождю реакционной землевладельческой группировки, Софокл впоследствии примкнул к Периклу, но до конца жизни держался лишь умеренно-демократических взглядов. Его старость совпала с Пелопоннесской войной, с периодом, когда развитие рабовладения уже подтачивало основы полиса. Общество, поэтом которого был Софокл, вступило в стадию своего кризиса; поэт оставался, однако, сторонником традиционного уклада жизни и отрицательно относился к новым политическим и идейным течениям. Он принял даже участие в антидемократическом перевороте 411 г., происходившем под лозунгом восстановления старинного государственного строя. Впрочем, хотя Софокл неоднократно избирался народом на государственные должности, в политических вопросах он разбирался плохо и, по свидетельству современника, трагического поэта Иона из Хиоса, не возвышался в этом отношении над уровнем среднего «честного афинянина».

 

Рис.1 Софокл

Первая победа Софокла на трагических состязаниях относится к 468 г., последняя трагедия «Эдип в Колоне» была написана уже незадолго перед смертью и поставлена посмертно. За шестьдесят лет творчества Софокл написал, согласно античному сообщению, 123 пьесы, выступая, таким образом, с тетралогией (три трагедии и драма сатиров) в среднем раз в два года. Его произведения пользовались исключительным успехом: он 24 раза получил на состязаниях первый приз и ни разу не оказывался на последнем месте. До нас дошло лишь семь (полных трагедий; в 1912 г. к ним присоединился большой отрывок драмы сатиров «Следопыты», на сюжет гомеровского гимна к Гермесу).

Рис. 2 Эдип в Колоне
Жан Харри Фулькран, 1798-99 г.


 

Софокл завершил начатое Эсхилом дело превращения трагедии из лирической кантаты в драму. Центр тяжести трагедии окончательно перешел на изображение людей, их решений, поступков, борьбы. В то время как Эсхил старался обнаружить в человеческом поведении действие высших сил, и человек у него зачастую являлся лишь ареной столкновения богов (например, Орест в «Эвменидах»), герои Софокла по большей части действуют вполне самостоятельно и сами определяют свое поведение по отношению к другим людям. Богов Софокл редко выводит на сцену, «наследственное проклятие» не играет уже той роли, которая приписывалась ему у Эсхила. Проблемы, волнующие Софокла, связаны с судьбой индивида, а не с судьбой рода. Это изменение в идеологической установке привело Софокла к отказу от принципа сюжетно связанной трилогии, господствовавшего у Эсхила. Выступая с тремя трагедиями, он делает каждую из них самостоятельным художественным целым, заключающим в себе всю свою проблематику. Другое значительное драматургическое новшество Софокла — допущение третьего актера. Сцены с одновременным участием трех актеров позволяли разнообразить действие введением второстепенных лиц и не только противопоставлять непосредственных противников, но и показывать различные линии поведения в одном и том же конфликте. Нововведение Софокла было воспринято Эсхилом и использовано в «Орестее». В своем дальнейшем развитии аттическая трагедия уже не выходила за рамки трех актеров, так что форма, приданная ей Софоклом, явилась в этом отношении окончательной. Характерным образцом драматургии Софокла может служить его трагедия «Антигона» (около 442 г.). Сюжет «Антигоны» относится к фиванскому циклу и является непосредственным продолжением сказания о войне «Семерых против Фив» и о поединке Этеокла и Полиника. Герои «Антигоны» — люди с ярко выраженной индивидуальностью, и поведение их всецело обусловлено их личными качествами. Софокл характеризует главных действующих лиц показом их поведения в конфликте по существенному вопросу полисной этики. В отношении Антигоны и Исмены к долгу сестры, в том, как Креонт понимает и выполняет свои обязанности правителя, обнаруживается индивидуальный характер каждой из этих фигур. Изображая величие человека, богатство его умственных и нравственных сил, Софокл вместе с тем рисует его бессилие, ограниченность человеческих возможностей. Гибель Антигоны и несчастная судьба Креонта — следствия их одностороннего поведения. Так понимал «Антигону» Гегель. Согласно другому толкованию трагедии, Софокл всецело стоит на стороне Антигоны; героиня сознательно выбирает путь, который приводит ее к гибели, и поэт одобряет этот выбор, показывая, как смерть Антигоны становится ее победой и влечет за собой поражение Креонта. Это последнее толкование более соответствует мировоззренческим установкам Софокла. Рис. 3 Антигона. Художник Ф. Лейтон, 1882 Софокл, несмотря на то, что был другом Протагора, выступает в трагедии «Антигона» против разлагающего влияния протагоровского учения и пытается предостеречь афинских граждан. Софокл показал становление и развитие заблуждений Креонта, разоблачив в конце всю его несостоятельность. Креонту богами и людьми вручена верховная власть в городе. Креонт считает свой закон выражением воли государства (отсюда тезис - “человек - мера всех вещей”). Ошибка Креонта- правителя была в том, что он неправильно понял свои права и переоценил свои возможности. Первой против него выступает Антигона, от ошибочного шага его пытается удержать Гемон. С этой точки зрения интересны его речь и трагический агон, т.е. словесная борьба, по форме диалога представляющая собой стихомифию, быстрый обмен героев репликами «Антигона» - одна из первых трагедий Софокла. Необыкновенно любима афинскими жителями. Софокл здесь разрабатывает принцип трагической вины. Трагическая вина – вина по ошибке или по неведению или в результате ложно понятого долга. Открывается прологом: умер Эдип, братья (Этеокл и Полиник) боролись за власть и погибли в братоубийственной войне, у власти – царь Креонт. Креонт запретил погребение Полиника, ибо он предатель, войной пошел на родину, Антигона посыпает тело землей из кувшина. Диалог Креонта и Антигоны– важный момент в произведении. Общечеловеческая мораль. Боги положили закон о погребении человека. Человеческие законы, указы правителей – Антигона считает, что пусть она будет виновата перед Креонтом, но чиста перед богами. Трагическая война Антигоны: соблюдая общечеловеческий закон, она нарушает закон государства в трагическое военное время. Этот закон поможет удержать государство, но идет против моральных законов, т.е. против традиций. Вина Креонта, Софокл на стороне Антигоны. Она подчиняется не писаным законам, а законам общечеловеческой морали. Ради этих законов она не желает отвечать за плохие безнравственные поступки Креонта. В «Антигоне» Софокл показывает противоречия между законами божественными и произволом человека и ставит выше всего неписаные божественные законы. Образы трагедии Преобладающая черта в характере Антигоны - сила воли, которую она проявляет в борьбе с Креонтом за право похоронить брата по установленному обряду. Она чтит древний закон родового общества. У нее нет сомнения в правильности принятого решения. Чувствуя свою правоту, Антигона смело бросает вызов Креонту. Свои действия он софистически оправдывает интересами государства. Он говорит, что во имя блага родины не может одинаково почтить спасителя Отечества и врага, идущего против государства. Креонт готов применить самые жестокие законы. Всякое сопротивление своему приказу Креонт рассматривает как выступление антигосударственное. Другие действующие лица: Исмена - сестра Антигоны, Сторож, Гемон - сын Креонта, жених Антигоны - появляются в трагедии эпизодически, чтобы оттенить основные черты главных действующих лиц. Слабость, нерешительность Исмены являются контрастом силе, стойкости Антигоны, а корыстолюбие и трусость Сторожа - самозабвенной решимости героини. Второстепенные образы как бы дополняют характеристики Антигоны и Креонта. Софокл строит трагедию в соответствии с характерами основных персонажей. Уже с самого начала в диалоге с Исменой обнаруживается решительный характер Антигоны, который она, по словам хора, унаследовала от отца. Хотя в песнях хора часто упоминается роковое проклятие, тяготеющее над родом Эдипа, но не оно лежит в основе развивающегося действия. Решительность и твердость Антигоны в осуществлении своей идеи, в борьбе с единовластием Креонта связаны с целеустремленным развитием действия, которое отличается большой напряженностью. В композиционном отношении большое значение имеет допрос Креонтом Антигоны. Рис. 4 Антигона выводит слепого Эдипа из Фив. Картина Жалабера, 1842 Появление Гемона, порицающего отца и осуждающего его политику, в идейном отношении имеет значение как выражение политических взглядов самого Софокла, а в композиционном - как протест, который окончательно выводит Креонта из себя, он велит слугам привести Антигону, чтобы убить ее на глазах жениха. Монолог Антигоны перед казнью - высшая степень напряжения. Ее жалобы, приведенные в коммосе, вызывают живую симпатию к героической девушке, не знающей страха перед всесильным Креонтом, а сравнение ее судьбы с уделом Ниобы, дочери Тантала, обращенной в утес, усиливает драматизм. Песни хора связаны с ходом действия, но не играют большой роли в его развитии. Хор признает правильность поступков Антигоны и вместе с тем чутко относится ко всему, что касается безопасности и блага государства. В отдельных случаях хор порой удивляется храбрости Антигоны, боится за нее, порой сочувствует ей.В гибели Антигоны хор видит возмездие за отцовский грех. Социально-политическая направленность трагедии В трагедии «Антигона» Софоклвскрывает один из глубочайших конфликтов современного ему общества - конфликт между родовыми неписаными законами и законами государственными. Религиозные верования, уходящие своими корнями вглубь веков, в родовую общину, предписывали человеку свято чтить кровнородственные связи, соблюдать все обряды в отношении кровных родственников. С другой стороны, всякий гражданин полиса обязан был следовать законам государственным, которые иногда резко противоречили традиционным семейно-родовым нормам.Героиня сознательно выбирает путь, который приводит ее к гибели, и поэт одобряет этот выбор, показывая, как смерть Антигоны становится ее победой и влечет за собой поражение Креонта. Идейное содержание и художественные особенности трагедии Софокла «Антигона» Драмы Софокла обычно строятся таким образом, что герой уже в первых сценах выступает с твердым решением, с планом действия, определяющим весь дальнейший ход пьесы. Этой экспозиционной цели служат прологи; пролог к «Антигоне» содержит и другую черту, очень частую у Софокла, — противопоставление суровых и мягких характеров: непреклонной Антигоне противопоставляется робкая Исмена. Хор не играет в «Антигоне» сколько-нибудь значительной роли; песни его, однако, не отрываются от хода действия и более или менее примыкают к ситуациям драмы. Особенно интересен первый стасим, в котором прославляются сила и изобретательность человеческого разума, покоряющего природу и организующего общественную жизнь. Заканчивает хор предостережением: сила разума влечет человека, как к добру, так и к злу; поэтому следует придерживаться традиционной этики. Эта песня хора, чрезвычайно характерная для всего мировоззрения Софокла, представляет собой как бы авторский комментарий к трагедии, разъясняя позицию поэта в вопросе о столкновении «божеского» и человеческого закона. Смысл – это не драма о преступлении и наказании, трагедия человека- Креонта (в том, что он никого не слушал). Он неправильно понял свои права и переоценил свои возможности. Моральное уничтожение Креонта страшнее физической смерти.   Фемида- образ правопорядка и законности Ни для кого не секрет, что Фемида является общепризнанным практически во всех странах символом юридической профессии, в частности правосудия и ассоциируется с законностью и правопорядком. Рис. 5 Фемида   За всю историю человечества Фемиду изображали по-разному, но в большинстве случаев, она предстает перед нами как статная, достойная женщина, одетая в мантию, держащая в левой руке весы, в правой — обоюдоострый меч и с повязкой на глазах. Вполне узнаваемая для каждого человека атрибутика, в общих чертах, которых улавливается смысловая нагрузка всей скульптуры, сопровождающая, как экстерьеры, так и интерьеры множества зданий, имеющих отношение к юридической сфере. А ее главные атрибуты — меч и весы, используются на эмблемах судебных и правоохранительных органов. Стало быть, атрибутами правосудия и законности являются весы, меч, мантия и повязка на глазах. И это является не случайным, так как каждый из этих атрибутов имеет свое определенное значение. Итак, рассмотрим их подробно. Весы - являются древнейшим символом меры и справедливости для «взвешивания» добра и зла, вины и невиновности. Это подразумевает и то, что строгость и справедливость правосудия также предполагают точное взвешивание деяний. Так как с древних времен левая сторона тела человека считается воспринимающей, то чаще всего весы у Фемиды изображают в левой руке. Меч — это символ духовной силы, воздаяния, возмездия. Считается, что острие меча должно быть устремлено вверх, тем самым указывая на «волю небес», высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Причем, меч у Фемиды должен быть обоюдоострым, так как это означает то, что закон не только карает, но и предупреждает, и находится в противоположной весам руке (правой), что является значением «правого дела». Однако поднятый меч не особо выигрывает в плане композиции скульптуры, поэтому ваятели его частенько и «опускают». Но вместе с этим существенно меняется по значению символика, так как опущенное оружие свидетельствует о том, что борьба окончена, победа одержана (ярким примером такого смыслового содержания является памятник советскому солдату-освободителю в Берлине). Мантия – особое торжественное одеяние, которое предназначено для совершения в нем определенной процедуры, действия, подчеркивающее его важность. Повязка, которая присутствует на глазах Фемиды, символизирует беспристрастность. Главный ее смысл заключается в том, что для закона не имеет значение внешность человека, его вера, материальное состояние и национальность. Это означает, что перед правосудием все одинаковы, то есть совершающий правосудие не должен видеть различий между людьми. Судья должен изучать лишь факты, выслушивая обе стороны и на их основании принимать свое решение. Правосудие должно быть слепым в том плане, что воздает лишь по праву. Однако, несмотря на положительный аспект всей атрибутики символа юридической профессии, сегодня мы живем в XXI веке, который считается веком христианства и поэтому в нашем государстве неоднократно поднимался очень важный вопрос, связанный со сменой символа украинского правосудия. Ведь многим хочется, чтобы судьи осуществляли справедливое правосудие, основанное на истинных принципах христианской морали. В связи с этим было предложено изменить символ правосудия — Фемиду на изображение небесного воина и защитника Святого Архангела Михаила, который держит в одной руке меч, в другой — весы. Только пока это не увенчалось успехом. Но скорее всего, процесс изменения символического образа правосудия в нашем государстве – это только вопрос времени. Возможно, наступит тот момент, когда наше общество в целом и юридическое сообщество в частности будет готово к тому, что в зале суда появятся, возвращающие человека к Богу образы, например, Архангела Михаила с огненным мечом в руке и Архангела Иеримила, держащего в правой руке весы. А может быть образ святителя Иоанна Златоуста, адвоката по первому своему роду занятий, будет воспринят как пример для подражания тем, кто избрал для себя путь служителей правосудия.     Предметный указатель: А Антигона, 6 Д Диалог Креонта и Антигоны, 6 С Софокл, 6 Ф Фемида, 6      

Список литературы:

· Тронский И.М. История античной литературы [Текст] / И.М. Тронский. – Ленинград, 1946.

· Вишневский В. Г. Право и история художественной культуры [Текст]/ В. Г. Вишневский – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

· Алексеев А.И.Логистика [Электронный ресурс]: Энциклопедия юриста – / А.И. Алексеев. – Электронные данные. – Москва, 2005 .(Дата обращения 12.12.2015)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 13. Признание доходов и расходов | представляемых при их выдвижении по состоянию на «31» июля 2014 года




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.