Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение и история развития криминологии






Возникновение криминологии как самостоятельной науки относится к середине XIX в. В истории криминологии выделяют три периода (школы): классический, позитивисткий и плюралистический.

Классическая школа возникла после появления в 1765 г. работы Ч. Беккариа (1738-1794 гг.) «О преступлениях и наказаниях».

Классической эта школа называется потому, что в ее рамках впервые сложилась относительно полная система воззрений в области криминологии.

Представители классической школы полагали, что совершение преступления – это вопрос свободной воли человека и его умысла. Наказание устрашает, поэтому уголовные законы должны широко обнародоваться в интересах единообразия и устрашения.

Классическая школа заменила принципы наказания, в основе которых лежали мотивы мести, закрепленными в праве принципами рационального наказания, соответствующего серьезности содеянного. Классическая школа выдвинула лозунг «пусть наказание соответствует преступлению».

Позитивистская школа криминологии придерживалась теории, в соответствии с которой преступное поведение не избирается правонарушителем свободно, а обусловливается биологической и социальной наследственностью и другими факторами.

Сторонниками позитивистской школы были Энрико Ферри (1856-1928), Рафаэль Гарофало (1852-1934), Габриэль Тард (1843-1904) и др.

Свое название позитивистская школа получила ввиду того, что стремилась заменить отвлеченные рассуждения и философствование, попытку представителей классической школы рационально, чисто теоретически объяснить, почему человек совершает преступление, юридическими выводами и наблюдениями, основанными на доказательствах.

От концепции свободной воли классического направления позитивистская школа переходит к «причинности» преступления.

Позитивистская школа развивалась в двух основных направлениях: антропологическом (биологическом) и социологическом.

Плюралистический период длится с 30-х годов ХХ века по настоящее время.

3. Преступность: понятие, признаки, показатели преступности.

Преступность – явление классового общества относительно массовое, исторически изменчивое, социальное, имеющее уголовно-правовой характер, слагающееся из всей совокупности преступлений, совершаемых в соответствующем государстве в определенный период времени.

К признакам, характеризующим преступность, относят следующие: -массовость; -количественный признак (выражается в состоянии и динамике преступности); -качественный признак (характеризуется структурой совершаемых преступлений); -интенсивность (это количественно-качественный параметр криминологической обстановки на определенной территории, указывающий на уровень преступности, темпы ее роста и степень опасности); -характер преступности (акцентируется внимание на видах преступлений) и др.

В криминологии принято выделять количественные и качественные показатели преступности. Каждый из них играет свою особую роль в оценке преступности, но только во взаимосвязи друг с другом показатели преступности могут дать объективное представление о ней.

К количественным показателям преступности относятся:

− объем (состояние) преступности; − интенсивность (уровень) преступности; − динамика преступности.

К качественным показателям преступности относят:

− структуру преступности; − общественно опасный характер; − территорию распространения преступности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.