Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество и взгляды






С 1874 года читал лекции по церковной истории в Санкт-Петербургском университете, сначала в звании доцента, потом экстраординарного и с 1884 года, ординарного профессора.

Преобладающее большинство трудов Троицкого посвящено истории христианского Востока. Докторская диссертация — «Изложение веры армянския, начертанное Нарзесом, кафоликосом армянским, по требованию боголюбивого государя греков Мануила» (Санкт-Петербург, 1875). Некоторые из помещённых в журналах его статей представляют собой целые книги, например, «Арсений, патриарх никейский и константинопольский, и арсениты» (журнал «Христианское Чтенiе»: 1867, 1869, 1871 и 1872).

В течение ряда лет изучал греческие рукописи в московских книгохранилищах. Только некоторая часть извлечённых им оттуда материалов напечатана (например, «Автобиография императора Михаила Палеолога» в журнале «Христианское Чтенiе», 1885, — в подлиннике с русским переводом, и примечаниями). Для позднейшей эпохи истории Русской церкви особенно важны напечатанные им исторические материалы об олонецком архиепископе Аркадии (Лысом).

Считал синодальное устройство Российской Церкви оптимальным, а её фактическое положение во вселенском православии — первым[5]; в своих оценках и политической деятельности исходил из «тезиса о полной солидарности интересов церкви и государства в сфере международных отношений»[6]. Его отчёт[5] о поездке в Константинополь и на Афон в августе 1886 года был составлен как «апология русского церковного присутствия и русской политики на Востоке»[7]. Полемизировал с Тертием Филипповым, выступавшим с позиций необходимости солидарности с Вселенским Патриархатом в церковно-политических вопросах. В своих суждениях о греческой Церкви вообще, отличался крайней тенденциозностью и эллинофобией, имея при том весьма поверхностные и опосредованные знания и сведения о современной ему жизни православного Востока[8], где он кратко побывал впервые только в 1886 году. Некоторые его иллюстрации «крайнего расстройства церковных порядков и упадка церковной дисциплины» в греческой Церкви суть проекция особенностей русской церковно-богослужебной практики (например, необязательность у греков исповеди непосредственно пред причастием).

Труды

Арсений, патриарх Никейский и Константинопольский и арсениты: (К истории Восточной Церкви в XIII в.). — СПб.: Тип. Деп. уделов, 1873.

Вероучение западных исповеданий: Курс лекций, читанных студентам III и IV курсов С.-Петербургской Духовной Академии ординарным проф. — Казань: Типо-лит. Яздовского, Ценз. 1886.

Очерк истории Восточной Церкви по разделении ее с Западной до настоящего времени (IX—XIX вв.). — СПб.: Лит. Транше-ля, [1877]

Церковная сторона болгарского вопроса. — СПб., 1888






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.