Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 7. Техническое обслуживание насоса.






Вопрос 8. Возможные неисправности и способы их устранения.

 

- 1 -

Вопросы Содержание  
     
I ВВЕДЕНИЕ II ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ПОЖАРНОГО НАСОСА ПН - 40 Одним из основных агрегатов в конструкции пожарных авто­цистерн, автонасосов, мотопомп и некоторых других пожарных ма­шин является пожарный насос, который служит для подачи воды или других жидких огнетушащих составов к месту тушения пожара. К числу наиболее распространенных насосов, устанавли – ваемых на пожарных автомобилях и мотопомпах для целей пожаротуше­ния, необходимо отнести следующие: лопастные (центробежные, вихревые) и объемного действия (шестеренные). Широкое применение центробежных насосов в конст – рукции по­жарных автомобилей объясняется следующими их достоинствами: относительно небольшие габариты и вес, равномерная подача жид­кости, возможность к саморе – гулированию напора при изменении подачи жидкости. Пожарные центробежные насосы должны удовлетворять следу­ющим основным требованиям: удобство расположения и обслужи­вания, возможность работы на загрязненной во де, высокие антикавитационные свойства, достаточная стойкость к коррозии при ра­боте на морской воде, плав – ные изменения напора при увеличении или уменьшении подачи перекачиваемой жидкости, минимально возможные габариты и вес.   Одноступенчатый пожарный насос ПН – 40 УА Центробежный пожарный насос ПН – 40УА является унифицированным для большинства пожарных автомоби – ей и приспособлен для заднего и среднего расположения на шасси автомобилей ГАЗ, ЗИЛ и УРАЛ. Он имеет одну ступень, консольное расположение рабочего колеса и одно – завитковый спиральный отвод. Состоит из собственно насоса, коллектора, двух напор –ных задвижек и пеносмесителя. Корпус и рабочее колесо отливают из алюминиево­го сплава. В рабочем колесе пре – дусматривают отвер­стия для уменьшения осевого давле – ния. Вал колеса укрепляют консольно на двух шарико – подшипниках. Насос оборудован манометром, мановакуум – метром и тахометром. Разрежение в насосе и всасывающем пожарном рукаве создают с помощью вакуум – аппара­та, который приводится в действие струей отработав­шего га – за (газоструйного эжектора). В процессе эксплуатации следят за показаниями конт – рольно – измерительных приборов, своевременно смазыва – ют трущиеся детали, проверяют надежность крепления и сальниковые уплотнения, герметичность насоса. После ра –боты воду из насоса выпускают через сливной краник.    

- 2 -

 

     
  Рис. 1 Общий вид насоса ПН – 40УА 1 – задвижка; 2 – пеносмеситель; 3 – коллектор; 4 – насос. Рис. 2 Разрез насоса ПН – 40УА 5 – сальник; 6 – шарикоподшипник; 7 – пробка со щупом; 8 – уплотнительный стакан; 9 – шланг с масленкой; 10 – стопорная шайба; 11 – гайка; 12 – всасывающий патрубок; 13 – крышка; 14 – рабочее колесо; 15 – резиновые каркас –ные сальники; 16 – сливной краник; 17 – рычаг; 18 – винт; 19 – бронзовое уплотнительное кольцо; 20 – корпус насоса; 21 – сливная пробка; 22 – стальной вал; 23 – распорная втулка с червяком привода тахометра; 24 – корпус при – вода тахометра; 25 – муфта фланца. Двухступенчатый комбинированный насос ПНК – 40/2 Насос выполнен на базе серийно выпускаемого насоса ПН – 40 УА. Рабочей ступенью высокого давления является вихревой насос закрытого типа. Рис. 3 1 – вал; 2 – сальниковое уплотнение; 3 – напорный трубо – провод высокого давления; 4 – напорный патрубок первой ступени; 5 – пеносмеситель; 6 – передняя крышка; 7 – рабо – чее колесо центробежного насоса; 8 – корпус; 9, 10 – правая и левая крышки направляющего аппарата вихревого насоса; 11 – рабочее колесо вихревого насоса.  

- 3 -

     
III УСТРОЙСТВО НАСОСНОГО ОТСЕКА Комбинированный насос обеспечивает 3 режима работы: I – отдельно подачу 1, 6 л/с жидкости при напоре 350 м только на один ствол высокого давления); II – подачу 40 л/с от первой ступени центробежного на – соса при напоре 100 м; III – одновременную подачу 30 л/с и 1, 6 л/с при напорах, соответственно равных 90 и 350 м. В насосном отсеке установлены рычаги для управления вакуумным струйным насосом, сцеплением и оборотами двигателя. Рис. 4 Насосный отсек 1 – напорный патрубок с полугайкой; 2 и 12 – краны пра –вого и левого стволов; 3 – кран для пенообразователя от пенобака; 4 – смотровое отверстие; 5 – вакуумный кран; 6 – манометр давления в стволах; 7 –пенобак; 8 – цистерна; 9 – хомуты; 10 – заливной трубопровод; 11 – эластичные ар – мированные трубопроводы; 13 – водяной насос; 14 – напор – ный патрубок; 15 – краны забора воды из цис­терны; 16 – кран забора воды из внешнего источника; 17 – вакуумметр; 18 – кран – дозатор пе­нообразователя; 19 – дозатор; 20 – вса –сываю­щий патрубок (без головки – заглушки); 21 – колпач – ковая масленка насоса; 22 – рычаг управ­ления оборотами двигателя; 23 – тросик при­вода управления акселератором; 24 – рычаг управления вакуумным струйным насосом; 25 – рычаг управления сцеплением; 26 – кран для пенообразо – вателя от внешнего источника; 27 – счетчик времени на –работки насоса; 28 – выключатель насоса; 29 – сигнализатор включения насоса; 31 –выключатель задней фары – про – жектора; 30 – выключатель подсветки вакуумного клапана; 32 – тахометр насоса; 33 – указатель уровня пенообразовате – ля в баке; 34 – указатель уровня воды в цистерне; А – место расположения сливного крана насоса. Органы управления и водопенные коммуникации   Рычаг управления вакуумным струйным насосом – включает вакуумный струйный насос при повороте ры – чага на себя. Для поворота рычага необходимо предва­рительно снять его с фиксатора нажатием кнопки, расположенной на ры – чаге.  

- 4 -

     
IV ПРИВОД ПОЖАРНОГО НАСОСА   Рычаг управления частотой вращения двигателя – соединен с педалью по­дачи топлива тросиком в оплетке. В край­них и промежуточных положениях рычаг фик­сируется с по – мощью фрикционного механиз­ма. Усилие на рычаге регу – лируется враще­нием гайки штока фрикционного механиз – ма. Рычаг управления сцеплением выпол­няет те же функ –ции, что и педаль в кабине. Водопенные коммуникации Водопенные коммуникации это совокупность трубопро – водов и водопроводной арматуры, со­единяющих емкости с пожарным насосом. Водо­пенные коммуникации состоят из насоса мод. ПН – 40УВ, цистерны, пенобака, вакуумной систе­мы, всасывающих линий и линий подачи пенообра – ­зователя в пеносмеситель. В нижней части корпуса насоса установлен мановаку – умметр для контроля величины разре­жения во всасыва – ющей полости (или подпора при работе от гидранта), а на коллекторе насоса – мановакуумметр, показывающий вели –чину давле­ния, развиваемого насосом. Частота вращения вала насоса определяется по тахометру. В верхней части корпуса насоса, на коллекторе, ус­тановлен вакуумный ша – ровый кран. Напорная полость насоса соединена с цис – терной трубопро­водом, через который производится на – полнение цистерны водой. К напорной полости через краны присоединены напорные патрубки с соединитель – ными головками для рукавов Ø 77 мм. Всасывающая полость насоса соединена с цистерной эластичными армированными трубо­проводами с хомутами, кранами и цельно­сварным всасывающим патрубком. Забор пенообразователя в насос возможен: из пенобака через патрубок с шаровым краном; из посторонней емкости – через трубопровод с краном или цис­терны (если она заполнена пенообразователем). Пенообразователь вызывает сильную кор­розию металлов, поэтому после работы сис­тему необходимо промыть водой. Вывод по 2 и 3 вопросам: Знание устройства узлов и агрегатов пожарного насоса обеспечивает правильную его эксплуатацию и позволяет содержать насос в технически исправном состоянии. Совокупность узлов и агрегатов, предназначенных для передачи крутящего момента от двигателя к валу насоса, называется транс­миссией, или приводом, насоса. Как правило, на всех отечественных и зарубежных по –жарных машинах основного назначения для привода на – соса от двигателя базового шасси применяется механи –ческая трансмиссия. Только пе­редвижные насосные стан –ции и некоторые пожарные машины спе­циального назна –чения тяжелого типа оборудуются отдельными двигателя – ми для привода насоса.  

- 5 -

     
  По месту расположения насоса на шасси пожарного автомоби­ля схемы насосных установок можно разделить на три вида: пе­реднее, среднее, заднее, из которых каждый имеет свои преиму­щества и недостатки. Одной из наиболее перспективных схем является среднее распо­ложение насоса, которое позволяет упростить транс – миссию и управ­ление насосом, понизить центр тяжести автомобиля, обеспечить лучщие условия для обогрева на – соса, освободить заднюю часть кузова для размещения рукавов, а также создать возможность вывода всасываю – щего патрубка насоса в передней части автомобиля. Трансмиссии всех выпускаемых пожарных автоцистерн и насосно – рукавных автомобилей сходны между собой и состоят из основ­ных узлов: коробки отбора мощности (КОМ), карданных валов, промежуточных опор и механиз –мов включения (тяг и рычагов). В зависимости от расположения насоса, конструктивных особен­ностей и типа базового шасси различают следующие схемы приво­да насоса. Тип I Расположение КОМ на корпусе коробки перемены пере - дач с отбором мощности от шестерни первичного вала. Рис. 5 1 – коробка передач; 2 – коробка отбора мощности; 3 –пере – дача к заднему ведущему мосту; 4 – карданные валы; 5 – промежуточная опора; 6 – насос. Эта схема используется на пожарных автомобилях, мон – тируемых на шасси ЗИЛ. Тип II Отбор мощности от выходного вала 1 коробки передач 2 с помощью КОМ 3 шахтного типа, выполненной отдель –ным узлом и укрепленной на раме шасси. Эта схема при – применяется в конструкции привода насоса пожарных автомобилей на шасси ГАЗ с колесной формулой 4 х 2. Рис. 6 1 – выходной вал коробки передач; 2 – коробка передач; 3 – коробка отбора мощности; 4 – насос. Такая схема применяется в конструкции привода насоса пожарных автомобилей на шасси автомобилей ГАЗ с ко – лесной формулой 4 х 2.  

- 6 -

     
V СПОСОБЫ ПОДАЧИ ВОДЫ ПОЖАРНЫМИ НАСОСАМИ Тип III В конструкциях пожарных автомобилей, изготовленных на базовых шасси повышенной проходимости с колесной формулой 4 х 4, 6 х 6, привод к насосу производится от раздаточной коробки или от коробки перемены передач. Рис. 7 1 – коробка передач; раздаточная коробка; 3 – коробка отбора мощности; 4 – насос. Данный тип применяется в конструкциях пожарных автомобилей, изготовленных на базовых шасси повышен –ной проходимости с колесной формулой 4х 4, 6 х 6, привод к насосу производится от раздаточной коробки или от коробки перемены передач. Вывод по 4 вопросу: Среднее распо­ложение насоса является одним из перс – пективных. Оно позволяет упростить трансмиссию и управ­ление насосом, понизить центр тяжести автомобиля, обеспечить лучщие условия для обогрева насоса, освобо –дить заднюю часть кузова для размещения рукавов, а также создать возможность вывода всасывающего пат – рубка насоса в передней части автомобиля. В зависимости от условий применяются различные спо – собы подачи воды пожарным насосом к месту пожара: - из цистерны; - с открытого водоема; - от водопроводной сети; - с помощью гидроэлеватора; - в перекачку. Подача воды из цистерны При подаче воды из цистерны проверяют плотность заглушки на всасывающем патрубке, закрывают сливной краник, присоединяют к напорному патрубку рукавную линию, открывают вентиль на патрубке, соединяющий цистерну с насосом. Контроль заполнения насоса осущест – вляется через смотровой глазок вакуумного клапана. После заполнения насоса водой вакуумный клапан зак – рывают. Заполнив насос водой, включают сцепление рычагом в насосном отделении (на ПА со средним расположени­ем насоса сцепление включают педалью сцепления). Создав насосом требуемый напор, открывают задвижку на напор –ном трубопроводе, к которому присоединена рукавная линия. Поддерживают требуемый напор, из­меняя положе –ние дроссельной заслонки рычагом или педалью газа  

- 7 -

     
  Подача воды с открытого водоема При подаче воды из открытого водоема собирают вса – сывающую рукавную линию, опускают конец рука­ва с всасывающей сеткой в водоем таким образом, что­бы сетка не упиралась в дно и одновременно была ни­же уровня воды на 20... 30 см. Присоединяют напорные рукава к напорным задвижкам насоса, плотно закры­вают все вен – тили, сливной краник, включают вакуум­ную систему и увеличивают частоту вращения вала двигателя до 2 тыс. мин-1. После появления воды в на­сосе вакуумную систему отключают, включают насос и постепенно поднимают давление, плавно открывая напорные задвижки. При отказе в работе вакуум – аппарата заполнение насоса и всасывающих рукавов водой можно произвести двумя способами. Первый способ. Выклю­чается сцепление, открывается вакуумный клапан и вентиль из цистерны, насос заполняется водой, закрыва – ется вакуумный клапан. После этого плавно включается сцепление и за­крывается вентиль из цистерны. Увеличи –вая частоту вращения вала насоса, создают напор 200... 400 КПа. За­тем плавно открывают задвижку на коллекторе насоса и устанавливают требуемый напор. Второй способ. Этот способ включает комплекс работ по так называе- мому кольцеванию цистерны с пожарным насо­сом. Сущность его состоит в следующем. К патрубкам насоса присоединяют напорные и всасывающие рукава. Закрыва – ют все вентили и краны водопенных коммуни­каций. Включив сцепление, открывают вентили в цис­терну и из цистерны и повышают частоту вращения ва­ла насоса до 2000... 2500 мин" 1. Вода будет циркулиро­вать по образо – вавшемуся контуру. При плавном закрывании вентиля на трубопроводе из цистерны в на­сос по вакуумметру уста –навливают разрежение. После заполнения насоса и всасы –вающего рукава водой за­крывают вентили из цистерны и в цистерну и устанав­ливают заданное давление на насосе. Подача воды насосом от водопроводной сети По­жарный автомобиль устанавливают вблизи гидранта. Специальным крюком открывают крышку колодца гидран – та, устанавливают пожарную колонку на гидрант, отсоеди – няют заглушку на всасывающем патрубке насо­са и на ее место ставят сборник. Соединяют колонку с насосом жест –ким и мягким рукавами, закрывают сливной краник, про- кладывают напорные линии и при­соединяют их к напор –ным задвижкам насоса. С помо­щью пожарной колонки открывают гидрант. Поступление воды в гидрант и ко – лонку определяют по харак­терному шуму. Открывают вентили пожарной колон­ки – вода заполняет всасывающие рукава и внутрен­нюю полость насоса, открывают напор – ные задвижки и включают насос, плавно поднимая дав –ление. Если их открывать быстро, возможен обрыв стол –  

- 8 -

     
  ба воды во всасывающих рукавах. В этом случае необхо – димо будет повторно производить забор воды. Работа насоса при заборе воды из водоема с помо­щью гидроэлеватора Данный способ подачи воды организуется в случае, ког –да уро­вень воды в водоеме расположен ниже оси насоса более чем на 7 м. Этот прием используют также в случа – ях, когда берег реки или водоема заболочен и недоступен для передвижения автомобиля. Рис. 8 Схема работы гидроэлеватора 1 – всасывающий рукав; 2 – бак цистерны; 3 – на­порный рукав диаметром 77 мм; 4 – гидроэлеватор; 5 – напорный рукав диамет­ром 66 мм; 6 – пожарный насос; 7 – ствол. Всасывающий рукав 1, соединенный с на­сосом 6, вторым концом опускают через люк в цистер­ну 2, заполненную водой. Напорный патрубок насоса рукавами 5 диаметром 66 мм соединяют с входной сое­динительной головкой гидроэлеватора 4. К соединитель­ной головке на выходе воды из гидроэлеватора подсое­диняют рукава 3 диаметром 77 мм. Свободный конец рукавной линии вводят в горло – вину цистерны. Ко вто­рому напорному патрубку присое –диняют напорную ли­нию со стволом 7. После сборки схе –мы гидроэлеватор опускают в водоем. Включив насос, заполняют его водой из цистерны. Затем доводят давление по манометру до 800 кПа и плавно от –крывают напорную задвижку, через кото­рую вода пода – ется к гидроэлеватору. Открывая задвиж­ку насоса, пода – ют воду в ствол 7. При меньшем давле­нии гидроэлеватор не будет подавать воду. Подача ствола должна быть меньше производитель­ности гидроэлеватора, так как при опорожнении цис­терны сис – тема не будет работать. Поэтому следует пом­нить, что один гидроэлеватор Г – 600 обеспечивает работу одного ствола с насадкой диаметром 19 мм или трех стволов с насадками диаметром 13 мм. При работе с гидроэлевато – ром нельзя допускать заломов и резких перегибов рука –вов. В этом случае увеличиваются поте­ри напора и воз – можен срыв работы всей системы. Работа по перекачке воды На практике нередко складывается такая обстановка, когда пожар находит­ся на большом расстоянии от водо –источника. В этом случае воду к месту пожара можно подавать, перекачи­вая ее от одной автоцистерны к другой. Пожарные авто­цистерны используются при этом, как пе –  

- 9 -

     
  редвижные на­сосные станции. Современные автоцистерны позволяют перекачивать воду на расстояние до 2 кило –метров. При больших расстояниях необходимо организо – вывать подвоз воды. Способы перекачки Последовательное соединение насосов (из насоса в насос)   Рис. 9 По этому способу перекачивают воду насосно – рукав – ными автомобилями и автоцистернами. Основная труд – ность этого способа состоит в том, что необходимо согла –совывать работу главного и последующих насосов. Перед каждым последующим насосом следует поддержи – вать избыточное давление не менее 100 кПа. Если это давление будет малым, то возможен срыв работы насос – но – рукавных систем. При перекачке воды по первому способу выпол­няются следующие работы: - прокладывают напорные рукава между пожарными автомобилями по одной или двум параллельным лини­ям. В последнем случае расстояние между ПА может быть в четыре раза больше, чем при прокладке рукавов в одну линию. Целесообразно использовать рукава воз­можно большего диаметра, что способствует уменьше­нию гидрав – лических потерь по длине рукавной линии; - пожарные напорные рукава ПА, установленного на водоисточник, соединяют с рукавным водосборником, применяемым при работе от пожарной колонки, а послед – ний – со всасывающим патрубком второго пожар­ного автомобиля; - от второго ПА, аналогично описанному порядку прок – ладывают напорную рукавную линию к следующему ПА и т. д. Закончив сборку всей перекачивающей системы, вклю – чают в работу насос ПА у водоисточника и подают воду в насос второго ПА. Насос ПА должен быть под­готовлен к работе с выключенным сцеплением. При по­ступлении к нему воды включают сцепление и плавно открывают задвижки напорных патрубков. Требуемый напор в на – порных линиях поддерживают регулировани­ем частоты вращения вала центробежного насоса.  

- 10 -

     
VI ПОДАЧА ВОЗДУШНО – МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕНЫ Способ перекачки из насоса в цистерну Рис. 10 Второй способ более простой. При его использо­вании не требуется согласования работы насосов и под­держания избыточного давления, поэтому расстояние между ПА мо –жет быть больше, чем в первом случае. При перекачке воды по второму способу напор­ные по – жарные рукава от первого насоса прокладывают в цис –терну второго ПА и т. д. Во время перекачки воды необ –ходимо следить за ее уровнем в цистернах. Если он нач – нет уменьшаться, следует увеличить подачу первым насо – сом и уменьшить вторым. Это осуществляется из­менением частоты вращения валов насосов. Вывод по 5 вопросу: Умение подавать воду к очагу пожара различными способами обеспечивает сокращение количества привле – каемой техники и личного состава. Подача воздушно – механической пены применяется при туше­нии горящей нефти, легковоспламеняющихся жидкос – тей и для защиты сгораемых конструкций зданий от воз – дей­ствия лучистой теплоты. Количество стволов ГПС – 600, присоединяемых при ра – боте, должно соответствовать цифре деления шкалы пено –смесителя, на которое установлена стрелка дозатора. Образование воздушно механической пены можно полу – чать несколькими способами: - воду можно забирать из цистерны, водоема или гид –ранта; - пенообразователь – из пенобака или посторонней емкос – ти.   Забор пенообразователя из бака, воды из цистерны - присоединить напорные рукава к напорным патрубкам насоса, стволы к выкидным рукавам и плотно закрыть заглушкой всасывающий патрубок насоса. Закрыть все краны и сливной краник насо­са; - открыть оба крана трубопровода забора воды из цис – терны и заполнить насос водой (при этом кран одного из напорных патрубков должен быть приоткрыт); - включить насос, как указано в подразделе " Работа от емкости" и при давлении в насосе 0, 7... 0, 8 МПа (70... 80 м вод. ст.) установить указа­тельную стрелку дозатора пеносмесителя на деление шкалы, соответствующее произ –водительности присоединенных стволов; - открыть шаровой кран – дозатор пеносмеителя, открыть краны правого и левого напорных патрубков насоса и установить нужный режим его работы, открыть кран за – ливного трубопровода от пенобака к пеносмесителю.  

- 11 -

     
VII ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСОСА Прекраще­ние подачи пены производится в обратном поряд­ке. Забор пенообразователя из пенобака, во­ды из водоема или гидранта: - присоединить напорные рукава к напорным патрубкам насоса и стволы к рукавам; - для работы от водоема выполнить все опера­ции, ука –занные в подразделе " Работа от водоема", а для работы от гидранта – указанные в подраз­деле " Работа от гидранта", при этом давление во всасывающем патрубке насоса должно быть не более 0, 25 МПа (25 м вод. ст.). Давление регули­руют заслонкой, встроенной в водосборник, а так­же клапанами пожарной колонки; - включить насос и при давлении в насосе 0, 7... 0, 8 МПа (70... 80 м вод. ст.), установить стрел­ку дозатора пеносме – сителя на деление шка­лы, соответствующее производи –тельности (количеству) присоединенных стволов; - открыть шаровой кран - дозатор пеносмесителя, от­крыть краны правого и левого напорных патрубков насоса и установить нужный режим его работы, открыть кран за –ливного трубопровода от пенобака к пеносмесителю. Прекращение подачи пены производится в об­ратном порядке.   Забор пенообразователя из посторонней емкости: - отвернуть заглушку на штуцере трубопровода для за – бора пенообразователя из посторонней емкости; - открыть кран трубопровода для забора воды из посто – роннего водоисточника; - присоединить к штуцеру шланг, свободный ко­нец ко – торого опустить в емкость с пенообразова­телем. Все кра – ны при этом должны быть закрыты (для забора воды из цистерны, водоема или от гидранта произвести все опера – ции, указанные в соответствующих разделах); - включить насос и при давлении в насосе 0, 7... 0, 8 МПа (70... 80 м вод. ст.) установить указа­тельную стрелку дозатора пеносмесителя на деление шка­лы, соответствую – щее производительности при­соединенных стволов; - открыть шаровой кран – дозатор пеносмесителя; - открыть задвижки напорных патрубков и уста­новить нужный режим работы. Прекращение подачи пены произвести в обрат­ном порядке. Техническое обслуживание (ТО) - это комплекс профи – лактических мероприятий, проводимых с целью поддер – жания пожарных автомобилей в технической готовности. Техническое обслуживание пожарных автомобилей должно обеспечивать: - постоянную техническую готовность к использованию; - надежную работу автомобиля, его агрегатов и систем в течение установленного срока службы; - безопасность движения; - устранение причин, вызывающих преждевременное воз – никновение отказов и неисправностей;  

- 12 -

     
  - установленный минимальный расход горюче – смазоч – ных и других эксплуатационных материалов; - уменьшение отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду. При проведении технического обслуживания уборочно – моечные, смазочные, контрольно – диагностические и кре – пежные работы выполняются в обязательном порядке, а заправочные, регулировочные и ремонтные работы прово –дятся по потребности на основании результатов конт – рольно – диагностических работ. Виды, периодичность и место проведения технического обслуживания Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняе – мых работ подразделяется на следующие виды: - ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) при смене караулов; - техническое обслуживание на пожаре (учении); - техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения); - техническое обслуживание после первой тысячи кило – метров пробега (по спидометру); - первое техническое обслуживание (ТО-1); - второе техническое обслуживание (ТО-2); - сезонное техническое обслуживание (СО). Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) при смене караулов Проверить действие кранов, вентилей, задвижек, пеносме – сителя вакуумного затвора. Проверить работоспособность вакуумной системы по величине создаваемого разрежения в насосе за норматив – ное время и герметичность насоса по падению разрежения в единицу времени. Величина создаваемого разрежения должна быть не менее 0, 073 – 0, 076 МПа (550 – 570 мм рт. ст.) за 20 сек. Падение разрежения в насосе не должно превышать 0, 013 МПа (100 мм рт. ст.) за 2, 5 мин. Поверить наличие смазки в масленках и корпусе насоса и при необходимости добавить. Проверить действие кранов, вентилей, задвижек и пено – смесителя. Обслуживание насоса на пожаре (учении) Следить за показаниями вакуумметра и тахометра. Для временного прекращения подачи воды убавить частоту вращения насоса. Периодически проверять утечку воды через соединения насоса, сальники и вентили. При работе насоса через каждый час смазывать его под – шипники и сальники поворотом на 2 – 3 оборота крышек колпачковых масленок при открытых кранах. Закончив работу на пожаре открыть сливной краник насоса и вакуумный кран, слить полностью воду из на – соса, после чего краник и все краны закрыть.  

- 13 -

     
  Техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения) В случае подачи пены промыть чистой водой все внут – ренние полости насоса и каналы пеносмесителя для чего: - отвернуть заглушку на штуцере для забора пенообра – зователя из посторонней емкости; - присоединить к штуцеру шланг, свободный конец которого опустить в емкость с водой; - включить насос от цистерны, водоема или гидранта; - установить стрелку пеносмесителя на деление «5», дать поработать насосу 3... 5 мин., затем остановить насос; отсоединить шланг, навернуть заглушку на штуцер и закрыть краны трубопроводов от пенобака и цистерны. - заправить колпачковую масленку насоса смазкой. Первое техническое обслуживание (ТО-1) Выполнить все работы ежедневного технического обслу – живания (ЕО). Проверить работу вакуумного затвора, состояния пру – жин клапанов и их посадочных мест. Проверить исправность краников, патрубков, задвижек (венитлей), мановакуумметров, тахометра, счетчика нара – ботки моточасов пожарного насоса (при наличии), надеж – ность крепления рабочего колеса на валу. Проверить отсутствие посторонних предметов в полости насоса, состояние переднего подшипника и червячной па – ры привода тахометра. Разобрать и прочистить пеносмеситель, проверить состо –яние его трубопроводов, кранов, обратного клапана. Проверить герметичность соединений давлением. Места неплотностей соединений насоса и водопенных коммуни – каций выявить путем опрессовки за счет давления 1, 2... 1, 4 МПа, развиваемого насосом при работе «на себя». Краны напорных патрубков, а также кран коллектора должны быть закрыты. Воду при этом можно забирать из цистерны, водоема или гидранта. Проверить работоспособность вакуумной системы по ве –личине создаваемого разряжения в насосе за нормативное время и герметичность насоса по падению разряжения в единицу времени. Проверить работу пеносмесителя от посторонней емкос – ти, заливая в емкость воду вместо пенообразователя, при двух выкидных линиях Ø 77 мм со спрысками Ø 28 мм при напоре перед пеносмесителем 0, 75 МПа и подпоре за пеносмесителем во всасывающем патрубке насоса 0, 25 МПа. Минимальный расход воды из посто­ронней емкости при положении стрелки на делении: " 1 " - 22, 2 л/мин; " 2" - 44, 4 л/мин; " 3" - 66, 6 л/мин; " 4" - 88, 8 л/мин; " 5" - 111 л/мин.  

- 14 -

     
VIII ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ   Второе техническое обслуживание (ТО-2) Выполнить все работы технического обслуживания № 1. Проверить работоспособность контрольно – измеритель – ных прибо­ров насосной установки, указателя уровня воды в емкости. Произвести разборку, очистку и проверку технического состояния пеносмесителя, патрубков и кранов на трубо –проводе от пенобака или цистерны, вакуумного затвора, вакуумного аппарата. Проверить работоспособность вакуумной системы по величине создаваемого разрежения в насосе за норматив – ное время и гер­метичность насоса по падению разрежения в единицу времени. Проверить техническое состояние пожарного насоса и пенос­месителя забором и подачей воды из водоема, сог –ласно типовой тех­нологии ТО пожарных автомобилей. Произвести смазку дополнительной трансмиссии органов управ­ления специальными агрегатами, элементов пожар – ного насоса и дру­гого пожарного оборудования в соот – ветствии с инструкцией завода – изготовителя пожарной техники. Сезонное техническое обслуживание (СО) (Производится весной и осенью) Проводятся все работы по техническому обслуживанию № 2. Отключается весной (включается осенью) система подогрева насосного отсека и емкости для воды. Вывод по вопросу 8. Правильное и своевременное проведение технического обслуживания обеспечивает бесперебойную и длительную работу насоса, его узлов и систем Табл. 1
Неисправность Причина Способ устранения
     
Насос не запол – няется водой при включенной ваку – умной системе Высота всасыва – ния превышает 7 м; не закрыты слив – ной краник насоса и запорная арматура водопенных комму – никаций; недостаточно пог – ружена в воду всасывающая сетка; расслоение всасы – вающих рукавов; подсос воздуха во всасывающей линии; подсос воздуха через соединения вакуумной системы; Уменьшить высо – ту всасывания; закрыть краник и запорную арматуру; погрузить всасы – вающую сетку в воду не менее чем на 300 мм; заменить неис – правные рукава; подтянуть гайки соединения всасы – вающих рукавов; устранить негер – метичность;
 
     
 
     
  подсос воздуха через уплотнения насоса; подсос воздуха через соединения трубопроводов во – допенных комму – никаций; не полностью пе – рекрывается зас – лонкой выпускное отверстие вакуум – ного насоса; засорен диффузор или сопло газо – струйного вакуум – ного насоса. запрессовать в манжеты смазку. При необходимости замените манжеты; устранить негер – метичность; отрегулировать длину тяг привода газоструя; очистить диффузор или сопло.
Частота вра – щения двигателя не регулируется из насосного отсека. Ослаблено креп –ление или порван трос привода обо – ротами насоса. Проверить крепле – ние троса, закре – пить, при необходи – мости заменить.
Насос не по – дает воду при работе. Оголение всасы –вающей сетки; засорение всасыва – ющей сетки; сорвана шпонка вала насоса; засорены каналы рабочего колеса насоса Погрузить всасы –вающую сетку в воду; Очистить всасыва – ющую сетку; поставить новую шпонку; очистить каналы рабочего колеса насоса.
При работе насоса наблюда – ются стуки и вибрации. Ослабло крепле – ние насоса к под – рамнику; износ шеек вала рабочего колеса насоса; износ подшипников насоса; поломка рабочего колеса насоса; попадание в насос посторонних пред – метов. Подтянуть болты крепления на­соса; заменить вал; заменить подшип – ники насоса; заменить рабочее колесо; удалить посторонние предметы из внут –ренней полости насоса.
Вал насоса не прокру­чивается Засорение насоса; Не включается раздаточная короб – ка. Очистить внут –реннюю полость насоса и каналы рабочего колеса; Проверить работу электропневмо кла – панов раздаточной коробки.
 
     
 
     
При работаю – щем насо­се ма – новакуумметр не по­казывает дав – ление. Неисправен мано – вакуумметр; засорен канал мановакуум – метра. Заменить новым; прочистить ка­нал мановакуумметра.
При нормаль –ной работе ва – куумной систе –мы мановаку – умметр не по – казывает вакуум Неисправен мано – вакуумметр; засорен канал мановакуум – метра. заменить новым; прочистить ка­нал мановакуумметра.
При работе раздаточ­ной ко – робки наблюда – юдаются стуки и вибрации. Ослабло крепление; износ подшипников; износ зубьев шес – терен; недостаточное ко –личество масла. Подтянуть болты крепления; заменить подшип – ники; заменить шестерни; долить мас­ло.
Просачивание масла в разда – точной коробке Ослабло крепление; Повреждена прок –ладка. Заедает фиксатор. Подтянуть болты крепления; Заменить прокладку, устранить дефект.
Произвольное самовы­ключение раздаточной ко – ­ робки или ее неполное вклю – чение. Утечка воздуха в пневмосистеме включения разда – точной коробки. Не срабатывание электропневмокла – панов включения раздаточной короб – ки. Проверить герме – тичность пневмо – системы. Проверить исправность
Вибрация трансмиссии Ослабло крепление промежуточного вала; ослабло крепление фланцев карданных шарниров. Подтянуть болты крепления проме –жуточного вала; подтянуть болты крепления фланцев.
Пеносмеситель не подает пено – образователь. Засорен трубопро –вод из бака к пе – носмесителю; засорены отверстия дозатора. Прочистить трубопровод; прочистить отверс – тия дозатора.
Сцепление в насосном отсеке не выключается. Утечка рабочей жидкости из систе –мы привода сцеп –ления. Выявить места утечек визуально и устранить, долить жидкости в бачок.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.