Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вб) Удаление от любостяжания






11. Ты, же, говорит Тимофею, как человек Божий – Богу служащий и Ему принадлежащий, а не мамоне, бегай, как от огня, как от верной погибели, сребролюбия и совершенствуйся в христианских добродетелях: правде – строго соблюдай справедливость во всем, - в мыслях о других, в суждениях о них и делах с ними, особенно в судах: всякому воздай свое. На милость нет закона, а правда имеет свою определенную меру, отступление от которой, и не большое, вводит в неправду. Самый больший враг правды – любостяжание. При нем весы правды твоей все будут клониться на кривду. Только нестяжательность даст тебе полную свободу действий, по правде. Преуспевай в благочестии – в религиозном и нравственном святом настроении, - в искренней сердечной вере, что возможно только при полном отрешении сердца от вещественного и тварного, и при свободе духа, стремящегося, по природе своей, к общению с Богом. При любостяжании же сердце отягощается житейскими заботами (Лук. 21, 34), а ум обременяется многопопечительностью (Прем. 9, 15). Преуспевай в вере – в уверенности в Боге, надежде на Него и не томи себя заботой о завтрашнем дне, как повелел и Спаситель (Мф. 6, 25-34). Забота о себе есть болезнь неверующего сердца, а постоянно расширяясь, она переходит в любостяжание, и тогда совсем гасит веру и надежду на Бога. Вера не отрицает забот о приобретении необходимого, но она оберегает сердце от пристрастия к ним, и если сердце свободно от пристрастия к богатству, то имение не вредит вере. Преуспевай в любви. Любовь не ищет своего (1 Кор. 13, 5). Она на просьбу нуждающегося не скажет: себе нужно, тем более, не пожелает ничего из принадлежащего другому. По духу она совершенно противоположна любостяжанию, потому что не любит собирать и удерживать для себя, а любит раздавать… Преуспевай в терпении. Не ищущий многого, естественно, довольствуется малым и отказывает себе почти во всем, но, при этом, нередко не чужд бывает скорби от недостатка в терпении. А кто заранее положил не гнаться за многим, тот уже предвидел возможную скорбь от самосожаления и решился переносить всякое лишение. Поэтому Св. Павел и советует Тимофею крепнуть в этой добродетели, чтобы изгнать из мыслей и сердца всякий горький осадок при стремлении к нестяжательности. Терпение стоит в самой тесной связи с любовью, которая все терпит (1 Кор. 13, 7). Преуспевай в кротости – в безгневии. Гнев возникает от всего, что затрагивает наше самолюбие, особенно же он присущ любостяжанию. Поэтому Св. Павел и дает как бы такой урок Тимофею: будь нестяжателен, ибо иначе нельзя быть кротким: кротость происходит из совершенно другого источника – любви и преданности воле Божией, а потому, укоренившись в сердце, она изгоняет из него любостяжание.

12. «От всякого Христианина, особенно же от пастыря, как руководителя других, требуется, кроме принятия веры, еще и стояние в ней, дабы постоянно пребывать в принятом исповедании; а для сего по всей справедливости нужны великие подвиги и не малые труды, чтобы не уклониться с правого пути; потому что много предстоит соблазнов, много препятствий. В следствии сего тесен и прискорбен путь сей. Поэтому отовсюду нужно оградить себя, надо со всех сторон вооружить себя. Отовсюду появляются бесчисленные приманки, которые привлекают к себе душевные очи, именно – утехи, деньги, прельщение, леность, слава, гордость, власть, любоначалие, - и появляются со светлым и приятным лицом, способным привлечь к себе тех, которые подчиняются их влиянию и не очень любят истину, ибо она жестка и не содержит в себе ничего приятного. Почему? – Потому что она обещает всевозможные утешения только в будущем, между тем как эти предметы уже теперь обещают почести, удовольствия, покой, конечно, не истинный, но имеющий только наружный его вид. В следствие сего всякий сластолюбивый, изнеженный и слабодушный прилепляется к ним, бежа от трудов, сопряженных с добродетелью» (Свят. Злат.). Но истинный Христианин, особенно же руководитель его – пастырь, должен усиленным подвигом во имя веры победить в себе все эти приманки мира и держаться одного – вечной жизни, работая для нее и ее только имея пред глазами. Потому что он призван не к этой, а к неземной жизни, и исповедал доброе исповедание веры с полною уверенностью в истине ее и при крещении, и среди опасностей, и при рукоположении, когда, об искренней вере его свидетельствовали многие из братий (Деян.16, 2). Вот к чему должен стремиться истинный пастырь Христова стада! Поэтому Св. Павел, именем Бога, убеждает Тимофея, а в лице его и всех пастырей, твердо хранить до самой смерти это исповедание веры, чтобы получить вечную жизнь.

13-16. В виду высокого значения пастырства в Церкви Христовой Св. Павел именем Бога, дающего всем жизнь, и именем Иисуса Христа, засвидетельствовавшего на суде пред Пилатом существо нашей веры, что Он есть Христос, Сын Божий (Лук. 22, 70; Иоан. 18, 37), заклинает Тимофея, а в лице его и все пастырство Церкви Христовой, соблюдать заповедь Господню, истинную веру и жизнь по вере, чисто и неукоризненно, «чтобы ни за верования, ни за жизнь не навлекать на себя ни малейшего укора» (Свят. Злат.), до явления Господа нашего Иисуса Христа – в том же смысле, в каком Господь сказал Апостолам – се Аз с вами есть во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). В лице Апостолов Господь видел всех верующих и утешил их таким обетованием. Так и здесь Св. Апостол в лице Тимофея видел все пастырство и поставил им в закон преемственно блюсти как заповедь – веру Христову и святую жизнь по вере до явления Господа, до второго Его пришествия: всеобщего воскресения, суда и окончательного решения участи всех. Явится Он в свое время – предназначенное в Предвечном Совете. Тогда всем явно будет, что Бог триединый, всеблаженный, - желание Которого – даровать блаженство всем достойным его, единый сильный всех воскресит, собрать воедино, произвести суд, разделить одесную и ошуюю; одних утешит, а других предаст вечным мукам, и все это утвердит на вечные времена Своим неземным решением и определением. Ибо кто может противиться Его воле? Один Он – Царь царствующих и Господь господствующих. Он один бессмертный – имеющий в Себе источник жизни. От Него и все прочее имеет жизнь (Деян. 17, 25). По существу, Своему Он никому не доступен – окружен неприступным светом, так что Его никто не может видеть – не только люди, но и самые Ангелы. «Слава Ему вечная! Мы можем только это говорить, это только делать, не испытуя, что Он есть в Себе» (Св. Злат.).

гб) Внушение богатым употребить богатство на добрые дела (17-19).

Чтобы богатые не высокомудрствовали, чтобы надеялись не на богатство, а на Бога, и чтобы обогащались добрыми делами.

17. Поелику ничто так не противно духу Христову, как те недобрые расположения, какие внедряет богатство при неразумном отношении к нему. Апостол же хочет, чтобы все христиане были святы и исполнены духа Христова, поэтому он и указывает Тимофею запрещать, т. е. действовать не одним только убеждением, но и силою пастырской власти – богатым в нынешнем веке – т. е. материальным богатством, - думать о себе высоко только потому, что они богаты. Потому что, «ничто так не возбуждает надменности, гордости и высокомерия, как деньги» (Св. Злат.). Второй результат неразумного отношения к богатству есть упование на него. Богатство дает силу богатому, и он чувствует, что с ним все можно устроить и всего достигнуть. И он опирается на богатство, на него одно надеется. И стало богатство для него Бог. Вот и пагуба; ибо извращается коренная обязанность человека, по которой следует жить лишь для Бога и, предав Ему себя, всецело надеяться на Него. Этот внутренний вред от упования на богатство Апостол усиливает еще тем, что богатство – погибающее, ненадежное. Разве видно, что будет с богатством через день, или даже час? Никому это неизвестно, никто - наверное сказать этого не может. Но в таком случае есть ли смысл полагаться на него? Но богатство как бы запорашивает глаз имеющему его, и он не видит всей его слабости. Раскрыть же глаза на неверность богатства и шаткость надежды на него и составляет дело пастыря. Толкуй, говорит, ему почаще, чтобы он не надеялся на богатство. Но так как без надежды человеку немощному жить нельзя, то Св. Павел указывает ее в надежде на Бога живого, Который дает нам все обильно для наслаждения, - с неба нам дает дождь и времена плодоносна, исполняя пищей и веселием сердца наша (Деян. 14, 17). Хотя он и не видим, но дает нам и жизнь, и дыхание и все, - ибо Им мы живем, движемся и есмы (Деян. 17, 25-28). Разумно ли после этого будет, если мы будем уповать не на Бога милостивого и щедрого, а на что другое? Как же с пользою употреблять богатство?

18-19. Пастырь, говорит, должен внушать богатым, что они могут получить от богатства истинную пользу для себя, если будут употреблять его на добрые дела – благотворение ближним. Пусть они настроят себя так, и постоянно заняты будут тем, как бы кому помочь своим богатством. Такой образ действования сделает то, что они будут непрестанно богатиться в добрых делах. Но чтобы под доброю видимостью не укрывались недобрые расположения, Свят. Павел добавляет: благоподатливым быть, общительным. Первым (с греч. «благопередавательным быть») означает то, чтобы богатый относился к своему богатству не как к своему, но как только к вверенному ему для передачи нуждающимся, что он только передатчик блага, которым означается расположение сердца к нуждающимся, - он должен относиться к ним, как к родным, с приветливостью, с сердечным участием. Так поступая с своим богатством, богатый, говорит, собирает себе сокровище, доброе основание для будущего, - он, помогая бедным, по-видимому, расточает свое богатство, а на самом деле собирает его в сокровищницу, и тем кладет прочное основание для будущей своей участи, - именно, получения жизни вечной. Таким образом, делание добрых дел в духе веры Христовой, при помощи богатства, обеспечивает наследие вечного блаженства, в чем и должна состоять последняя цель наших стремлений и трудов.

IV. Послесловие (VI, 20-21).

20-21. После всех этих наставлений Апостол снова коротко указывает Тимофею сущность их: хранить предание и уклоняться скверных суесловий лжеименного разума. Предание то, что с доверием положено у кого-либо для хранения. Так как в настоящем месте речь идет о вере, то под преданием разумеется все учение о вере, преданное Тимофею. Апостол заповедует ему: храни это учение таким, каким оно преподано тебе; «не уменьшай его: оно не твое; тебе вверено чужое: не убавляй его» (Св. Злат.). Вот – закон для всех пастырей на все времена, - усвоив преданное, хранить его как предано, чтобы и преемникам своим передать его таким же, без убавления или прибавления своих измышлений. Это – первое. Второе – отвращайся негодного пустословия и прекословий лжеименного знания. Разум нам дан для суждения о видимом; в этой области он может иметь верные знания. Но если он берется судить о сверх опытном – Божественном, которое дается в откровении и усвояется верою, то его суждения и знания в этой области будут, очевидно, ложные – лжеименные. Такие суждения и знания, как лишенные истины, ведут только к негодному пустословию и пререканиям – прекословиям, спорам. Те же, которые содержат истину, как она открыта, не любят прекословить и спорить (1 Кор. 11, 16), а говорят только: так Бог открыл, и мы так содержим. Вот это и напоминает Св. Павел Тимофею: уклоняйся от этих суесловий и пререканий. Учи паству истине Божией, как она тебе передана и истина сама научит отражать всех суесловов. А лжеименный разум, берущий на себя задачу судить о том, что выше его, ведет неминуемо к отступлению от веры, хотя в доступной ему опытной области он и может иметь похвальные знания. В заключение всего Св. Павел желает Тимофею благодати, с которой подается и хранится всякое благо. Все это истинно – Аминь.

1) Слав.: «запрещай».

2) Слав. «погибающее».

3) Слав.: «благоподатливы».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.