Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеграционные процессы на постсоветском пространстве.






Результатом распада СССР стала дезинтеграция мощной единой экономики на 1/6 части мировой суши. На основе сложившихся в СССР хозяйственных связей было образовано Содружество Независимых Государств. В соответствии с Алматинской декларацией, СНГ образовали 11 бывших республик СССР (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Армения, Украина, Молдова), к которым чуть позднее присоединилась Грузия. По политическим мотивам Грузия вышла из состава СНГ в 2009 г. С самого начала бывшие прибалтийские советские республики (Латвия, Литва и Эстония) отказались от участия в подобных структурах.

В первоначальных документах СНГ были поставлены цели сохранения единого экономического, валютного, правового, оборонного пространства. СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не обладает наднациональными полномочиями.

Высший орган — Совет глав государств СНГ. Постоянно действующий орган — Исполком СНГ (Минск, Белоруссия). Несмотря на то, что объективных предпосылок для объединения хозяйств бывших советских республик было существенно больше, чем у ЕЭС в 1950-е гг. (общие история, инфраструктура, коммуникации, язык, денежная единица, научно-техническая и производственная кооперация, общее культурное пространство и т.д.), сравнение эффективности двух интеграционных группировок говорит не в пользу СНГ и показывает явную слабость Содружества.

Причины неэффективности СНГ:

1) Существовавшие в СССР как единой экономике кооперационные связи были в одночасье разорваны и их место заняли простейшие формы торгового обмена. Иностранные инвестиции и торговый обмен со странами дальнего зарубежья привели к переориентации внешнеэкономических связей со стран СНГ на других партнеров.

2) Попытки организовать интеграцию сверху (соглашения между главами государств, а не снизу – по инициативе частных предпринимателей) оказались малопродуктивными.

3) Стремление политических руководителей к независимости от России, которая объективно должна была стать интеграционным ядром как наиболее крупная и развитая экономика СНГ.

В 1990-е гг., особенно в первой половине, на постсоветском пространстве дезинтеграционные процессы преобладали над интеграционными. Но в 2000-е гг. благоприятная экономическая конъюнктура в России и других странах СНГ, динамичное развитие мировых рынков энергоносителей способствовали относительно высоким показателям макроэкономического роста, роста взаимного товарооборота, грузоперевозок, инвестиций в основной капитал, роста доходов населения.

Различия в экономическом развитии, интересах компаний, политические предпочтения руководителей и другие факторы сделали целесообразным создание на просторах СНГ более компактных образований. Сформировались Союзное государство России и Белоруссии, ЕврАзЭС (Евроазиатское экономическое сотрудничество в составе России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана), Центрально-Азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан).

 

В 2007 году был подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном. В 2010 договор вступил в силу, а в 2012 году на базе Таможенного союза было сформировано Единое экономическое пространство (ЕЭП). С 1 января 2015 года вступил в силу договор о создании Евразийского экономического союза. В его состав на данный момент входят Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Киргизия. Органами управления ЕАЭС являются Высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия.

Плюсы интеграции членов в ЕАЭС:

· Снижение цен на товары благодаря уменьшению издержек перевозки необходимого сырья/экспорта своего готового товара

· Стимулируется «здоровая» конкуренция на общем рынке ЕАЭС за счёт равного уровня экономического развития

· Увеличение конкуренции на общем рынке стран-членов Таможенного Союза благодаря вхождению на рынок новых игроков из общего пространства

· Увеличение средней з/п благодаря уменьшению издержек и повышению производительности

· Наращивание производства благодаря увеличению спроса на товары

· Увеличение благосостояния народов стран ЕАЭС благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения в экспансирующихся производствах импортоориентированных/экспортоориентированных фирм

· Повышается окупаемость новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка

· Увеличение объёма ВВП стран ЕАЭС минимум на 25 %

Однако актуальные вопросы по созданию единого финансового регулятора по политике в области торговли энергоносителями, а также по проблеме существования изъятий и ограничений в торговле между участниками союза были не решены, а отложены до 2025 года или на неопределённый срок.

Евразийская экономическая комиссия и Евразийский экономический суд не получили широких полномочий для контроля за соблюдением принятых договорённостей. Если постановления ЕЭК не выполняются, спорный вопрос рассматривает Евразийский экономический суд, решения которого имеют лишь рекомендательный характер, а окончательно вопрос решается на уровне совета глав государств.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.