Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. 1-2.Дух Святой явственно – членораздельным словом возвестил Св






1-2. Дух Святой явственно – членораздельным словом возвестил Св. Павлу, что в последующее, после Апостолов, время некоторые отступят от веры – оставят чистую веру Христову и сделаются нехристианами, но сами они будут считать себя совершенными христианами, как предсказал о них Св. Павел Ефесским пресвитерам: из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян. 20, 30). Св. Павел, по внушению Духа Божия, предрекает, как будет зарождаться лжеучение и происходить отступление. Две силы будут влечь к отступлению: духи обольстители и учение бесовское, первая будет действовать внутри, вторая со вне. Духи обольстители – бесы отуманят умы некоторых не твердых в вере, ложью под видом истины и склонят их согласиться на это. Так зарождается лжеучение внутри человека. Оно сначала касается одной какой-либо стороны веры, в которой истина заменяется ложью. Внушивши это уму, бесы далее учат его по духу этой лжи перестроить и все христианское учение, а тогда создается система лжеучения в словесной форме. Это уже учение бесовское, которое, по внушению тех же бесов, ревностно распространяется, как совершенное учение Христианское, между христианами. Чем лжеучители увлекают в свое лжеучение? Лицемерием, говорит Св. Павел. Они принимают вид людей особенно как бы избранных – мудрых, святых и тем располагают к себе слушателей внимать их учению, которое Св. Павел называет лжесловесием, - в котором ничего нет истинного, а только ложные слова. А совесть разве не обличает их за это? – Она сильно обличала их, но они своим противлением ей заглушили ее в себе, как бы сожгли ее в себе. – Чему они будут учить?

3а. Лжеучители будут учить, что материя сама в себе есть зло; поэтому они будут запрещать вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, может быть различая в пище чистое и не чистое. – Св. Павел коротко, но решительно, обличает это лжеучение.

3б-5. Пищу, говорит, Бог сотворил для питания людей, чтобы верные Ему, размышляя о благости Божией в этом, воздавали Ему благодарение, вкушая сотворенную для их телесных потребностей пищу. Ибо, по слову Божию (Быт. 1, 31), всякое создание Божие хорошо и может быть принимаемо в пищу незазорно, - ничем не следует гнушаться, как нечистым; напротив, все такое нужно, как благодеяние и дар от руки Господней, принимать с благодарностью. При таком настроении принимаемое в пищу делается священным – святым и от слова Божия, изрекшего, что сотворенное Им все добро, и ради благодарственной к Нему молитвы вкушающим за сотворенное Богом.

Все, изложенное Св. Павлом, как истинное учение о церкви, о тайне воплощения Бога и нашего спасения, и о ложных учениях о браке и пище, внушает Тимофею разъяснить Христианам, что нужно, чтобы быть добрым служителем Христовым.

6. На пастыре лежит обязательный долг – учить пасомых истинам Христианским о Христе и о церкви, как учил Св. Павел, и предотвратить их от лжеучителей; только тогда он будет добрым служителем Иисуса Христа, Который учредил пастырство с тою целью, чтобы оно верно передавало волю Божию пасомым, и не себе или людям служило, а Господу Иисусу.

Но чтобы быть таким добрым пастырем – служителем Христовым, пастырь должен наставлять себя как в христианском ведении (ст. 6-7), так и в благочестии (ст. 7-10).

7. Св. Павел указывает, как сделаться добрым пастырем – служителем Христовым: «не только других наставляй, но и сам упражняйся в этом» (Св. Злат.), именно: - питайся, как духовной пищей, словами веры – Евангельским учением, - этим добрым учением, которому ты последовал. Он уже усвоил это учение. Что же значит теперь питаться Им? «Пережевывать, постоянно повторять его в уме своем, всегда поучаться одному и тому же» (Св. Злат.), чтобы таким образом и ум, и сердце всецело прилепить к нему единому. Всякое же другое учение должно быть тотчас же отвергнуто. Так, скверных – пошлых – бабьих басней о необходимости Моисеева закона для спасения, о родословиях разных, о чем болтают лжесловесники (1, 4), следует избегать без всяких об них разговоров. Во 2-х, пастырь должен укрепляться, упражняясь в делах благочестия.

7-8. Пастырь должен быть образцом в вере и добродетельной жизни для пасомых. Для этого Св. Павел советует Тимофею, упражняться практически в делах благочестия – т.е. «в вере чистой и жизни праведной» (Св. Злат.), не пропускать ни одного случая, в котором можно совершить дело по духу своей веры. Опыт показывает, что такое упражнение необходимо для приобретения совершенства в жизни, ибо от него получается навык к Богоугодной жизни. Если для того, чтобы получить приз на гимнастических играх, нужно постоянно упражняться в телесной гимнастике, то тем более нужно употребить усилий и трудов в гимнастике духовной, т.е. в обучении себя благочестию для венцов нетленных. Ибо телесное упражнение только отчасти полезно – т. е. для тела и для настоящей лишь жизни. А благочестие полезно на все, т. е. для благоденствия в настоящей жизни и для вечного блаженства в будущей, имея обещание жизни настоящей и будущей. Благочестие обещает жизнь счастливую, блаженную, в мире душевном и радости как в здешней, так и особенно в будущей жизни. «Ибо тот, кто не знает за собой никакого преступления, и творит добрые дела, радуется и в настоящей жизни. Между тем, человек порочный не только там, но и здесь переносит наказание, постоянно живя в страхе, ни на кого не смея взглянуть с дерзновением, трепеща, бледнея, томясь» (Св. Злат.). – Верность сказанного о благочестии и упования жизни вечной Св. Павел удостоверяет и своим словом, и своим примером.

9-10. «Поелику упомянул о жизни будущей, а она есть нечто невидимое, то по необходимости прибавил удостоверение, что слово о сем верно, как достойное веры и украшенное истиною» (Феод.). Потом то же самое подтверждает собственным примером. Что вера и жизнь по вере приносят жизнь вечную, убеждение в этом, говорит, составляет нашу силу. Из-за чего мы несем такие труды и подвергаемся всякому поношению? Только из-за того, что уверены в получении за то жизни вечной. А эта уверенность на чем основывается? На том, что имеем надежду на Бога живого, - слово обетования мы слышали из уст Самого Бога, совершенно уверились в Нем и положились на Него, что обетованное будет несомненно исполнено. Бог Этот, давший такое обетование, есть Спаситель всех человеков – (ср. 1 Тим.2, 4) и не только хочет, чтобы спаслись все люди, но и устроил дивный образ спасения, открытый всем теперь, кто хочет спастись. Но так как на деле спасаются только верные – уверовавшие в Него, то и Он есть их – верных Спаситель по преимуществу, для них и уготовал Царство небесное и блаженство в нем.

В) Уроки Тимофею, как ему учить паству (ст. 11-16).

11-12. Не только, говорит, сам себя питай словами веры и обучай благочестию, в надежде жизни вечной, но тому же учи и свою паству. При чем Св. Павел указывает два способа воспитания паствы: иных не ведущих нужно учить: - разъяснять не известное, а иных ведущих, но не делающих – проповедовать – властно повелевать делать то, или то. Главным же образом повелевает воспитывать паству своею образцовою жизнью. Так, говорит, поставь себя, чтобы в тебе видели не юношу, увлекающегося и изменчивого, а крепкого старца, опытного в духовной жизни; поэтому, чтобы не пренебрегали тобою из-за юности твоей, а уважали. Как этого достигнуть? Образ буди верным: «во всем подавай собою пример добрых дел» (Св. Злат.). В чем? В слове – учительстве, чтобы оно при всяких обстоятельствах было назидательно (ср. Ефес. 4, 29). В жизни – в обычной жизни и в церковном чине. Общий закон здесь такой: всякого встречать с уважением к нему и готовностью сделать ему всякое добро, словом и делом, не допуская никакой вольности в обращении. В любви – в сердечном расположении ко всем, как отец к своим детям. В духе – в духовном настроении, все творить во славу Божию, по воле Его, присутствии Его, со страхом и благоговением пред Ним. В вере. Есть две веры: вера, принимающая без сомнений все открытое нам Богом, и вера, утверждающая нас в Боге в той мысли, что Он не оставит предавшего себя Ему, и приведет к желанному концу – вечному блаженству, в каком бы кто положении здесь на земле ни был. Первая вера царствует в умственной сфере, вторая – в практической жизни. Этой последней принимаются из слова Божия, - вразумления и подкрепления нравственной энергии в обстоятельствах опасных для чистоты сердца и совести. Верх ее есть вера, о которой говорит Спаситель: веруяй в Мя, дела, иже Аз творю, и той сотворит (Иоан. 14, 12); также – Мф. 21, 22: Марк. 11, 24). В чистоте – в непорочности «в девственной чистоте и целомудрии» (Св. Злат.). Св. Тимофей был девственник телом, а здесь ему внушается девственность сердца, которая состоит не только в свободе от плотской страсти, но в равнодушии к красоте женской. – Далее, Св. Павел указывает Тимофею, чем он должен заниматься с пасомыми.

13-14. Чем же образцовый пастырь должен заниматься с пасомыми, чтобы назидать их и вести к совершенству? Чтением Божественных писаний, утешением тех, которые имеют в том нужду, учением – поучением, обращенным ко всем вообще (Св. Злат.). Чтение Божественных писаний и утешение разумеет и в собраниях, и частное – домашнее. Вот чем должен заниматься Тимофей до прихода в Ефес Св. Павла; и тогда получит от него дальнейшие указания. Указываемые Тимофею, пастырю, занятия обязательны для него, как пастыря; на то он избран, по указанию, чрез Св. Духа, пророков; священники – пресвитеры – старейшины на избрание это дали свое согласие возложением своих рук на него, а Св. Апостол рукоположил его в сан Епископа (2 Тим. 1, 6) и чрез это низвел на него благодать священства, - дарования Св. Духа для совершения священства. Если же не будет исполнять этого, то окажется нерадивым о даровании, живущем в нем. Поэтому Св. Павел настоятельно побуждает Тимофея радеть о даровании.

15-16. О созидании себя, как пастыря, и о пастырском созидании пасомых особенно, говорит: заботься и в сем пребывай, будь весь в этом, а что касается чего другого, то оно и на ум не всходило, этому одному будь всею душою предан. Ибо это есть существенное условие к тому, чтобы явиться совершенным в деле, к какому призван. Только таким образом успех твой для всех будет очевиден, все увидят, что ты совершен в своем деле и чине – пастырстве и по учению, и по жизни. Поэтому налегай на себя и на учение других, не жалей труда, принуждай себя на примерную жизнь и неустанное учительство; с усилием, прилежанием и терпением будь в этом – в этих трудах и занятиях по пастырству, не знай не только лености, но и усталости. Ибо если будешь так трудиться, то и сам спасешься и получишь награду, да и пасомых – поучаемых тобою, спасешь; потому – что никто не устоит против твоего слова и убеждения, - все тебя послушаются, последуют твоему учению и примеру, и спасутся, - получат жизнь вечную.

1) Слав.: «завещевай»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.