Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международный менеджмент науки






Различают управление наукой на уровне отдельной научной организации (научный менеджмент) и на государственном или национальном уровне (государственная научно—техническая политика). Управление наукой — комплексная проблема, включающая в себя науковедческие, экономические и правовые аспекты. Как показывает анализ национальных систем управления наукой в развитых странах, существуют как общие закономерности эффективного управления наукой, так и специфические особенности, обусловленные культурно-историческим различием стран. К числу универсальных закономерностей управления наукой относятся: 1) отношение к науке как к одному из приоритетов национального развития; 2) необходимая доля финансирования науки в валовом национальном продукте (не менее 2% ВВП); 3) диверсификация источников финансирования науки из государственных источников и частного бизнеса (в среднем — 50: 50); 4) систематическая и последовательная научно—техническая полигика, созданная на основе компромисса интересов научного сообщества, государства и частного бизнеса; 5) налоговые преференции при вложении капитала в развитие науки; 6) развитая система пропаганды достижений науки и ее престижа в национальном самосознании; 7) активная роль государства в качестве координатора всех секторов национальной науки, обеспечения интеграции науки и промышленности. Национальные особенности систем управления наукой связаны со спецификой распределения ролей и ответственности государства и частного бизнеса в финансировании национальной науки, отношений государства и научного сообщества, специфики взаимодействия различных секторов науки.

 

9. Источники и формы финансирования НИОКР ( Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки)

Как и в большинстве стран, в России можно выделить три основные секторы национальной инновационной системы – государственный, исследовательский и предпринимательский. В этих секторах преобладают разные источники финансирования инновационной деятельности.

Государственный сектор, отвечающий за формирование приоритетов инновационной политики, финансирование и стимулирование инноваций, представляет собой систему министерств, агентств и фондов.

Ведущим органом, призванным отвечать за формирование и реализацию инновационной политики, является Министерство образования и науки. Вместе с тем в России активно (хотя не всегда согласованно) разрабатывают инициативы в инновационной сфере Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли, Министерство связи и массовых коммуникаций, Совет по науке, технологиям и образованию при Президенте России (совещательный орган) и Совет безопасности Российской Федерации.

Большинство гражданских НИОКР, финансируемых из федерального бюджета, контролируются государственными ведомствами – Российской академией наук, Российским космическим агентством, Федеральным агентством по промышленности, Федеральным агентством по науке и инновациям. С формированием государственных корпораций (Государственной корпорации «Ростехнологии», Объединенной авиастроительной корпорации, Объединенной судостроительной корпорации, Российской корпорации нанотехнологий) предполагается их активное участие в формировании приоритетов инновационной политики и ее реализации. Министерство обороны отвечает за федеральный военный бюджет НИОКР.

Часть средств федерального бюджета на финансирование НИОКР распределяется на конкурсной основе посредством федеральных целевых программ и фондов (Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере). Кроме того, с формированием и началом функционирования механизмов государственно-частного партнерства (Инвестиционный фонд России, Российский банк развития, Российская венчурная компания) средства на реализацию инновационных инициатив стали распределяться и через эти механизмы на конкурсной основе.

Исследовательский сектор российской инновационной системы включает в себя 3957 научно-исследовательских учреждений (в том числе организации «заводской» и «вузовской» науки), распределение которых по секторам деятельности показано на рисунке. Хотя формально почти 48 % организаций относятся к предпринимательскому сектору, де-факто большинство из них управляются государственными агентствами.

Предпринимательский сектор включает все организации, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в целях продажи, в том числе находящиеся в собственности государства, а также частные некоммерческие организации, обслуживающие вышеназванные организации

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.