Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные современные градостроительные принципы, системы расселения, типология городов, функциональное зонирование города и расположение функциональных зон






 

Развитие теоретических концепций современного города можно представить следующим образом:

- 1890-е гг. – “город-сад”, “линейный город”;

- 1900-е гг. – индустриальный город;

- 1930-е гг. – функциональный город;

- 1950-60-е гг. – пространственный, мобильный город;

- 1980-90-е гг. – средовой подход в градостроительстве, социальная экология города;

- 1970-2000-е гг. – экогород, устойчивый город.

Основные Концепции «Линейного города» Артуро Сориа-и-Мата (план перстройки Мадрида) и «Города-сада» Эбенизера Говарда. Город Лечуорт. Концепция «Индустриального города» Тони Гарнье. «Лучезарный город» Ле Корбюзье. Проект центра Парижа. Появление концепции микрорайона (Кларенс Артур Перри). Основание и конгрессы CIAM. Новые концепции функционального зонирования и системы обслуживания.

Для лучшего понимания удобно будет разделить все концепции на две основные категории: урбанистские и дезурбанистские. Такое разделение может выглядеть довольно условным и для некоторых концепций его можно применить с большой натяжкой, тем не менее, оно поможет обозначить основной “водораздел”, отделяющий два принципиально различных подхода. Различие это проявляется в том, что урбанистский подход предполагает решать экологические проблемы современного города за счёт концентрации населения, тогда как в дезурбанистском подходе это делается за счёт рассредоточения людей в природной среде. В каждом случае предлагалось своё рациональное обоснование для выбора того или иного подхода, что стало причиной давней полемики между сторонниками урбанизма и дезурбанизма

Урбанистские концепции: Среди новаторских работ в области современной урбанистики можно назвать концепцию Эжена Энара (1900-е гг.), индустриальный город Т. Гарнье (1904), “город небоскрёбов” О. Пере (1905), “город-машина” Сант-Элиа (1914), “лучезарный город” на 3 млн. жителей Ле Корбюзье (1922), “динамичный город” Н. А. Ладовского (1930-е гг.), “многоуровневый город” Л. Гильбесмейера (1930-е гг.). В этих работах были сформулированы основные принципы современного урбанистического города: транспортные развязки, ликвидация традиционной улицы, башенные железобетонные дома, использование плоских крыш зданий, многоуровневые улицы с разделением видов транспорта, классификация городского транспорта, функциональное зонирование территории. Большинство из данных нововведений в некоторой степени было обобщено в Афинской хартии 1933 года, ставшей своеобразным манифестом современно урбанистики.В 50-60-х гг. появился новый вид концепций урбанистского типа, основанных на использовании пространственных строительных конструкций. Среди концепций этого периода можно назвать “город-структуру” И. Фридмана, “пространственный город” группы японских метаболистов (Кензо Танге и др.) “висячий город” Дж. Фицджийона, “кибернетический город” Н. Шеффера, “биотехнический город” П. Солери, “город-небоскрёб” на 1, 6 млн. жителей Ф. Л. Райта, “тотальный город” Ж. Бернара и др. В данном случае разрабатывались такие идеи, как город, “подвешенный” над землёй на пространственных конструкциях, “город-мост” над рекой, заливом, океаном. Рисовался город с искусственным микроклиматом, имитирующим природные условия, или, в другом случае, город, выполненный в виде одной башни, высотой в несколько километров. Другой пример подобных концепций – город-лабиринт, все здания которого срослись этажами, переходами транспортными магистралями…. Как крайним выражением идей урбанизма выглядит концепция расселения человечества на территории одного глобального мегаполиса, охватывающего все континенты (“экуменополис” К. Доксиадиса).

Анализируя динамику появления концепций урбанистского типа, можно отметить, что основные плодотворные идеи здесь были высказаны уже в первой трети XX столетия. Они же в целом и определяли ход градостроительного процесса в течение всего столетия. В 50-60-х гг. в развитии урбанистских концепций был достигнут некий предел, когда большинство из них уже представляли собой скорее техноутопию, чем практическую концепцию (“город-небоскрёб”, “тотальный город”, “кибернетический город” и т. д.). В этом виде они были уже мало пригодны для реализации на том техническом уровне, который был достигнут к тому времени. На исходе 60-х гг. наблюдается резкий спад творческих поисков в этой области, что говорит о том, что основные пути урбанизации были уже определены и поиски в этом направлении исчерпали себя.К характерным чертам концепций урбанистского вида можно отнести следующие:

- считалось, что экологические проблемы города необходимо решать путём механизации систем жизнеобеспечения, развития инженерной и транспортной инфраструктуры города; следовательно основное внимание здесь уделялось созданию условий для развития транспортных магистралей, использования машин и механизмов, средств транспорта и т. д.;

- основные биологические потребности человека в контакте с живой природой игнорировались или отодвигались на задний план.

Результатом такого, явно технократического подхода стало то, что современный тип города постепенно приобретал черты “глобальной машины” (как и предвидел Сант-Элиа), превращался в “склад для машин, механизмов и людей” [32].

Дезурбанистские концепции: К концепциям данного вида можно отнести “линейный город” Сориа-и-Мато (1882 г.), “Город-сад” Э. Говарда (1890-е гг.), “города-спутники” Р. Энвина и Н. Тейлора (начало XX в.), концепцию “органической децентрализации” Э. Сааринена (1918), “зональный город” Н. А. Милютина (1930-е гг.), “линейный город” М. Я. Гинзбурга (1930-е гг.), “пространственный город” Ф. Л. Райта (1950-е гг.), “новый элемент расселения” А. Бабурова, А. Гутнова, И. Лежавы (1959) и другие концепции [32]. В этих работах использовались две основные идеи, определившие характер развития дезурбанизма в XX в. Первая – это идея линейного города, вторая – идея города ограниченного размера, вписанного в природное окружение. Крайним примером дезурбанизма можно считать концепцию “глобальной деревни” Л. Мамфорда и У. Оуэна (1960-е гг.), предусматривающую расселение человечества в небольших посёлках и городах, рассредоточенных по всей планете.

1 – центральный парк с общественными зданиями (ратуша, концертный зал, театр, библиотека, больница, музей и картинная галерея); 2 – хрустальные дворцы, предназначенные для прогулок; 3 – жилая застройка; 4 – школа; 5 – церковь; 6 – промышленность.В 80-х гг. появились концепции нового типа, учитывающие, в данном случае, уже современные подходы экологии и социологии жилой среды. Среди них можно назвать “Экополис” А. А. Брудного и Д. Н. Кавтардзе (1981) [47], “биотический город” А. Н. Тетиора (1990-е гг.) [102], “устойчивые поселения” (1992) [119], “ноосферный город” В. А. Колясникова (2000) [53].В концепциях дезурбанистского вида можно выделить следующие основные подходы к решению экологических проблем:

- внедрение элементов городской среды в природное окружение;

- расселение людей в поселениях ограниченного размера;

- активное внедрение в градостроительную теорию и практику методологии и достиженийсмежных наук: гигиены, медицины (начало XX в.), экологии, социологии (конец XX в.);

- удовлетворение потребности человека в контакте с живой природой.В этих концепциях главное внимание сосредотачивалось на обеспечении гармоничного сосуществования города и окружающей среды, человека и природы. Поэтому поселения дезурбанистского типа могут быть отнесены к концепциям экологической направленности. Одновременно с выдвижением разнообразных концепций шла также и теоретическая работа, направленная на решение экологических проблем города. В XX столетии зародилось особое направление градостроительной теории и практики – градостроительная экология. Это направление прошло свой, пока ещё короткий, путь становления и продолжает активно развиваться.

Понятие города неразрывно связано с представлением о центре в сети расселения - функциональном, населенном, жилом. В экономическом смысле город, городское поселение - это, прежде всего населенный пункт, не связанный по преобладающему роду занятий жителей с сельским хозяйством.

Главные детерминанты города - величина и функциональный профиль. Эти признаки положены в основу научной классификации и типологии городских поселений.

При подразделении городов на небольшие, малые, средние, большие, крупные и т.д. обычно применяется критерий численности населения (величины города).

Городские и сельские поселения в зависимости от проектной численности населения на расчетный срок подразделяются на группы в соответствии с табл. 1

Таблица 1

Группы поселений Население, тыс. чел.
  Города Сельские поселения
Крупнейшие Св. 1000
Крупные " 500 до 1000 Св. 5
  " 250 " 500 " 3 до 5
Большие " 100 " 250 " 1 " 3
Средние " 50 " 100 " 0, 2 " 1
Малые1 " 20 " 50 " 0, 05 " 0, 2
  " 10 " 20 До 0, 05
  До 10  
1 В группу малых городов включаются поселки городского типа.

 

Нижней границей города считается, как правило, численность населения не менее 10 тыс. чел. Города с населением 50-100 тыс. чел. могут быть названы средними городами, города с населением свыше 100 тыс. чел. традиционно относятся к большим, а с населением менее 50 тыс. чел. - к небольшим.

В последнюю группу попадает немало пунктов с недостаточно развитой функциональной структурой, даже монофункциональных, а также с недостаточно развитым городским хозяйством. Поэтому необходимо выделить среди группы городов с населением до 50 тыс. чел. группы городов с населением менее и более 20 тыс. От этого нередко зависит результат научного анализа или оценки планов развития, поскольку экономическая база большинства городов с населением 5-10 тыс. чел., максимум до 20-25 тыс. чел. и городов с населением 30-50 тыс. чел. имеет существенные различия.

Города (а также все городские поселения той же величины, включая поселки городского типа) с населением до 20 тыс. чел. следует относить к малым, тогда как города с населением 20-50 тыс. чел. - категория переходного типа между малыми и средними с наличием признаков, характерных для тех и других. Их можно назвать полусредними. По одним показателям, например по удельному весу населения, занятого в промышленности и строительстве, эти города стоят ближе к средним и большим, по другим, например по удельному весу населения, занятого в обслуживающих отраслях, - ближе к малым.

В градостроительной и экономико-географической литературе уже неоднократно отмечалась недостаточность группировки городов по одной лишь величине и выдвигались предложения дополнить ее научно обоснованной типологией по экономической базе городов, по сочетанию их ведущих функций.

В каждой из функций города можно выделить два аспекта: внутренний и внешний (градообслуживающий и градообразующий). Внутренний аспект связан с тем, что город должен обеспечить условия своего собственного функционирования и развития. Внешний аспект обусловлен тем, что город, являясь звеном в цепи территориального разделения труда, имеет определенные обязательства перед другими составляющими территориальной социально-экономической системы.

Основой комплексной характеристики городского расселения служит выявление градообразующих функций города. Именно эти функции (в различных сочетаниях) определяют функциональный профиль того или иного города, его место в системе функциональных взаимосвязей, сложившихся в том или ином регионе.

Функциональный профиль может быть правильно определен только на основании анализа полной хозяйственной структуры городов, который должен опираться на систему количественных показателей. Чтобы охарактеризовать градообразующие функции, нужно выделить градообразующие контингенты трудящихся из всего населения города.

Города, где доля занятых в промышленно-транспортной сфере и в промышленности выше аналогичных среднероссийских значений, относятся к типу городов - индустриальных центров. Города, где показатели занятости в промышленно-транспортной сфере и в промышленности соответственно ниже средне-российских показателей, являются в подавляющем большинстве городами непромышленными. Существуют города - курорты, города - научные центры, города – центры сельскохозяйственной округи и другие особые типы городов.

Существование городов различных типов обусловлено необходимостью иметь различные составляющие экономического организма, как многопрофильные, так и специализированные.

Следует отметить, что всякая классификация носит условный характер. Выделение основных функциональных типов городов не исключает наличия множества переходов между ними, существования городов смешанного типа, а также возможности выделения дополнительных типов и подтипов.

Первичной единицей размещения населения на любой территории является жилище — строение (помещение), в котором живут люди. При этом отдельные жилые строения (их планировка, строительный материал и т. д.) — это предмет изучения архитектуры. А в территориальной организации населения (так же как в демографии и географии населения) первичной единицей учета является населенный пункт (поселение). При этом следует учесть, что иногда населенный пункт может состоять из одного-единственного жилища (жилого строения). И поэтому разграничение понятий " отдельное жилище" и " населенный пункт" является довольно сложным вопросом. Он по-разному решается в различные моменты времени (при проведении разных переписей) даже в одной и той же стране. Не говоря уже о больших различиях, существующих в определении населенного пункта, между странами. Согласно наиболее общему определению, принятому в нашей стране, населенный пункт (поселение) — это совокупность жилищ и других материальных форм обитания людей, а так же мест приложения труда, объектов производственной и непроизводственной инфраструктуры, характеризующаяся пространственной ограниченностью, территориальной общностью структурных элементов и наименованием (топонимом) Поселением может быть и отдельное жилище в случае выполнения специализированных функций и удаленности от других жилищ.
Обязательный признак населенного пункта — постоянство его использования как места обитания, хотя бы сезонно, но пи года в год. Критерием выделения отдельных жилищ в качестве населенных пунктов обычно служит непрерывность застройки. При этом в разных странах величина необходимого разрыва (расстояния до ближайшего соседнего жилища) колеблется от 100—150 м до 2 км и более.
Большинство поселений, как правило, служит не только пунктом жительства людей, но также местом размещения производственных объектов (заводов, ферм, и др.), а также учреждений производственной и непроизводственной инфраструктуры (дорог, магазинов и т. п.). Соответствующие здания и сооружения могут занимать большую часть площади поселения (производственные и инфраструктурные зоны). Но обязательно должна присутствовать территория, занятая жилыми зданиями (селитьба). Производственные и инфраструктурные объекты без жилых построек не являются поселениями. Тогда как поселения могут состоять только из жилых строений — без каких-либо других зданий и сооружений. Территориальная организация населения в некоторых случаях рассматривает и внутреннюю структуру отдельных поселений (взаимосвязь селитебных и производственных зон, закономерности размещения жителей внутри поселения и другие вопросы). При этом она смыкается с градостроительством (если речь идет о городских поселениях), районной планировкой (сельские местности) и микрогеографией населённых пунктов. Но обычно поселения изучаются как внутреннее недифференцированные объекты (изучение миграции), или даже вообще не рассматривается конкретная сеть населенных пунктов, а анализируются более крупные территориальные единицы (изучение размещения). Все населенные пункты принято классифицировать на два больших типа — городские и сельские. Явно различаются крайние варианты этих типов — крупнейшие многомиллионные города и самые мелкие сельские поселения, иногда состоящие лишь из одного дома. Но между ними имеется непрерывная цепочка поселений (сельско-городской континуум), в которой провести четкую границу между городскими и сельскими поселениями практически невозможно. Конкретные критерии подразделения поселений на городские и сельские спои в разных странах. При этом наиболее часто используются следующие разновидности критериев.

1. Преобладающая экономическая функция поселения. При этом главной отраслью в сельских населенных пунктах, как правило, является сельское хозяйство, а в городских — несельскохозяйственные отрасли экономики.

2. Размер поселения, т. е. количество жителей в нем, — городские поселения обычно крупнее сельских.

3. Административное значение -- если оно есть, то поселение считается городским.

4. Плотность населения -- в городских поселениях она намного выше, чем в сельских, за счет более плотной и более многоэтажной застройки.

5. Степень благоустройства — в городских поселениях она выше, чем в сельских.

6. Историческое значение, закрепленное юридическими актами, — поселения являются городскими или сельскими, потому что в прошлом они получили соответствующий статус, закрепленный правовыми документами.

В некоторых странах используется только одна группа критериев, например только административное значение или только размер поселения. Так, в Исландии городом считает населённый пункт с населением более 200 чел., а в Японии- более 30 тыс. чел. В большинстве стран используется совокупность критериев, причем внутри городских и сельских поселений могут выделяться особые разновидности. Поэтому сбор сопоставимых данных о городских и сельских поселениях по разным странам оказывается сложной проблемой. Так, в России используется сочетание преобладающих экономических функций и размера. В городских поселениях сельским хозяйством должно быть занято не более 15% работников. При этом разновидностями являются: 1) города, в которых должно проживать не менее 12 тыс. чел.; 2) поселки городского типа, в которых должно проживать не менее 3 тыс. чел. Учитывается в России также историческое значение населенных пунктов — городские поселения, которым был присвоен такой статус в прошлом, хотя сегодня они не удовлетворяют критериям размера или функций, могут оставаться городскими в течение многих десятилетий. В прошлом использовались также критерии административного значения и степени благоустройства.

Таким образом, сельские поселении в России -- это те, в которых или проживает менее 3 тыс. чел, или более 15% занятых работает в сельском хозяйстве Поэтому они подразделяются также на две разновидности: 1) сельскохозяйственные и 2) несельскохозяйственные. Среди последних встречаются так называемые поселения особого назначения, часто состоящие лишь из одного дома с подсобными постройками — однодворки: разъезды, кордоны, заимки, казармы и др., хотя одновременные поселения могут быть и сельскохозяйственными — хутора, выселки, в отличие от обычных для нашей страны сел, деревень, поселков, состоящих из нескольких жилых строений. При преобладании односемейных (одновременных) поселений говорят о рассеянной форме сельского расселения. При преобладании сел, деревень и поселков - о групповой форме сельского расселения.

По функциональному использованию городские территории разделяются на:

а) селитебную зону, в которой размещаются жилые микро­районы и кварталы; участки административно-общественных учреждений и учреждений культурно-бытового обслуживания населения; вне- квартальные зеленые насаждения и спортивные сооружения общего пользования; улицы и площади; отдельные промышленные предприятия невредного производственного профиля, склады, устройства внешнего транспорта; неудобные для застройки и еще не использованные участки.

б) промышленные зоны, в которых размещаются промыш­ленные предприятия с обслуживающими культурно-бытовыми учрежде­ниями, улицами, площадями и дорогами, зелеными насаждениями;

в) транспортные зоны, занимаемые устройствами внешнего транспорта;

г) коммунально-складские зоны;

д) санитарно-защитные зоны, отделяющие промышленные предприятия и транспортные устройства от. жилья.

Селитебная территорияпредназначена для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общественного пользования. При выборе территории для размещения селитебной зоны наиболее важными являются санитарно-гигиенические и климатические требования. Это благоприятная ориентация по странам света, обеспечивающая достаточную инсоляцию, ветровой режим, обеспечивающий проветриваемость территорий. Особенности ландшафта, такие как крутой уклон, глубокие овраги, затопляемые или заболоченные территории неблагоприятны для размещения селитебных территорий. Водоёмы, естественные зелёные насаждения, создающие микроклимат, облагораживающие ландшафт и создающие живописные панорамы, притягивают селитебные территории.

Производственная территорияпредназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внутригородского и пригородного сообщений. Промышленные предприятия следует размещать на территории промышленных зон (районов) в составе группы предприятий с общими вспомогательными производствами или объектами инфраструктуры. Промышленные предприятия по характеру воздействия на окружающую среду подразделяются на 5 классов. При этом учитываются: радиация, превышающие допустимый уровень концентрации вредные выбросы, пожароопасность, взрывоопасность, уровень шума.

Ландшафтно-рекреационная территория включает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоёмы, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств.

Коммунально-складская зона содержит предприятия пищевой промышленности, общетоварные и специализированные склады, предприятия коммунального, транспортного и бытового обслуживания населения города (гаражи, трамвайные депо, троллейбусные и автобусные парки).

Зона внешнего транспорта предназначена для размещения транспортных устройств и сооружений, пассажирских и грузовых станций, портов, пристаней.

В крупных городах выделяется также зона общегородского общественного центра или центральный район. За пределами города формируется пригородная зона.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.