Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. 1. Верно – слово – составляет заключение предыдущего 15 ст






1. Верно – слово – составляет заключение предыдущего 15 ст. 2 главы (Св. Злат.). Дело епископства многотрудно и многоопасно. Не выдержать его, как должно, тому, кто приступает к нему равнодушно. Почему требуется ревностное желание епископства, не того, чтобы быть епископом для почета, для власти, а для самого дела епископства, т. е. смотрения за пасомыми и руководства их ко спасению. Кто желает епископства с этою целью, тот, говорит, желает доброго дела, потому что предмет его добр: просвещать истиною, очищать неверные понятия, исправлять нравы, руководить к высшему совершенству в духовной жизни, отражать лжеучителей и лжеучения, утешать скорбных, находить пособия бедным и неимущим и для всех быть любящим и заботливым отцом. Кто желает такого рода деятельности и ищет епископства, тот доброго дела желает, - ищет не простого удовлетворения своим тщеславию и честолюбию, а хочет потрудиться для блага других, быть всем слугою, не жалея себя. Что разумеет здесь Апостол под епископством? Пресвитерство, отвечает Феодорит. И действительно, Св. Апостол после законов епископам пишет законы, относящиеся к дьяконам. Тогда одних и тех же называли пресвитерами и епископами. Следовательно, законы Св. Павла относились и к епископам, и к пресвитерам, вообще к пресвитерству. С какими качествами должен был избираться и иметься – епископ – пресвитер?

ба) Доброго нрава и поведения (2-3).

2-3. Но одного желания пресвитерства для добрых дел в нем еще недостаточно для кандидата священства, нужно, чтобы желающий быть достоин этого сана своею прежнею жизнью. Что Апостол повелевает искать и ценить в желающем пресвитерства? – непорочности – всякой добродетели. «Таким образом если кто сознает себя виновным в каком-либо преступлении, то он не хорошо делает, желая такого звания, от которого удалил себя своими поступками. Потому что такому следует не повелевать, а повиноваться. Ибо начальник должен быть светлее всякого светильника, так, чтобы все смотрели на него и по его жизни устрояли свою собственную жизнь». (Св. Злат.). Чтобы он был одноженец: не то чтобы имел зараз двух жен, это воспрещалось и всякому Христианину, но, чтобы однажды был женат. И не то это значит, чтобы епископ или пресвитер непременно был женатый. Св. Павел сам был не женатый и других приглашал подражать этому (1 Кор. 7, 7). Но тогда трудно найти было неженатых, достойных пресвитерства: ни язычники, ни Иудеи не были склонны к аскетизму. Поэтому и в пресвитерство выбирали из женатых. Чтобы он был трезвен, острозорок и внимателен как к своей внутренней жизни, так и к тому, что происходит вне его, чтобы все видеть, и «всегда быть готову ко всякому нужному делу». (Феод.). Чтобы он был целомудрен не телом только, но и душой, - был благоразумен как в своем собственном поведении, так и в отношении к другим. Чтобы он был благочинен – во всем своем наружном поведении – обнаруживал степенность и, «в походке, и во взгляде, и в выговоре, чтобы и в теле видно было душевное благообразие» (Феод.). Чтобы он был страннолюбив – охотно принимал пришельцев, как братолюбец (Феод.). Чтобы он был учителен – во всякое время был готов обличить, умолить со всяким долготерпением и учением, запретить (2 Тим. 4, 2). Чем он не должен быть? – пьяницей – пристрастным к вину (ср. III, 8), бийцей-драчуном, или строго взыскательным, вспыльчивым, жестоким, сварливым – любящим заводить ссоры, тяжбы, корыстолюбивым – ростовщичеством и подобными средствами приобретающим себе имение. Но должен быть кроток – миролюбиво переносить неприятности и обиды, не сребролюбив – не любить денег, не пристращаться к ним, хотя и может иметь их. Св. Златоуст удивляется, что Св. Павел требует от желающего епископства умеренных, - низших добродетелей, а не высших, и объясняет это тем, что имеющих высшие добродетели было мало, а епископов-пресвитеров требовалось много для городов и сел. Но само собой понятно, что имеющие высшие добродетели имели большее право быть избранными в клир.

ва) Далее Св. Павел требует, чтобы желающий епископства доказал свою способность к управлению Церковью добрым управлением своего дома (4-5).

4-5. Церковь – дом Божий, которым править избирается епископ. Способен ли на это служение избираемый, можно судить по тому, как он правит своим домом. Кто хорошо правит своим домом, от того можно ожидать, что он хорошо будет управлять и Церковью; ибо и там, и тут управление, как управление, требует одинаковых приемов. «И Церковь есть тоже самое, что малый дом: как в доме находятся дети, жена, слуги, и над ними всеми возвышается своею властью муж; так и в Церкви не иное что, а тоже самое встречаем – детей, жен, слуг. Если предстоятель Церкви имеет соучастников своей власти, то и там муж имеет соучастницею власти жену. Но в Церкви нужно заботиться о пропитании вдовиц и девственниц? И там тоже муж имеет на своем пропитании рабов и дочерей» (Св. Злат.). Из всех предметов управления по дому Св. Павел особому вниманию избирателей предлагает поведение детей. «Дома должен избираемый показать хороший пример управления. Ибо кто поверит, что чужого заставит слушаться себя тот, кто своего сына не умеет держать в послушании?» (Свят. Злат.). Из добродетелей детей, хорошо управляемых, указывает две – послушание воле родителя и честность пред всеми и в доме, и вне дома, и во всем. Если же кто по недостатку ли характера и благоразумия, (не умеет) по лености ли, или по недостатку усердия (пещись) к благосостоянию дома, дурно правит своим домом, то, конечно, нельзя ожидать от него доброго управления и Церковью и заботы об ее благосостоянии.

га) В пресвитерство не должен быть избираем новокрещенный (6).

6. В то время многие и из почтенных язычников обращались ко Христу и крестились. Апостол и говорит: новообращенных (а не юных) не вдруг возводите на высоту власти. Ибо если они, прежде нежели обучатся всему, или станут совершенными учениками, вдруг будут поставлены учителями, то впадут в высокомерие; если, не научившись повиноваться, займут место начальника, то сделаются надменными. Почему и прибавляет: чтобы не возгордился и не подпал осуждению с дьяволом, т.е. чтобы не подпал тому же осуждению, какому тот подвергся за свою гордость (Св. Злат.). А это значит, что и здесь лишится благодати и опять подпадет под власть дьявола.

да) Наконец ищущий пресвитерства должен пользоваться уважением и среди неверных (7).

7. Указав добрые качества, которые обязательно должен иметь ищущий пресвитерства, Св. Апостол прибавляет ко всему тому и доброе свидетельство от внешних, т.е. не принадлежащих Церкви верующих иудеев и еллинов. Иметь свидетельство не то значит, чтобы надлежало добыть форменное бумажное свидетельство или одобрение от не своих и представить своим, но то, чтобы избираемый пользовался доброю славою и среди неверных. «Совершенно праведного, говорит Златоуст, никто не станет порицать. Правда, язычники часто клеветали на христиан, но праведной их жизни не порицали, напротив, вместе с другими удивлялись и приходили в изумление, взирая на них; поэтому кто ведет праведную жизнь, тот и у неверных становится достойным уважения: истина и врагам заграждает уста». Но какое дело Христианам до внешних, когда они по совести признают избранного достойным? Внешние могут и не знать его хорошо, или злонамеренно оклеветать его. Пусть даже и оклевещут его, но его все-таки не следует избирать для избежания большой опасности» (Св. Злат.). А опасности Св. Павел указывает две: чтобы не впал в нарекание и в сеть дьявольскую. Пока, оставаясь частным лицом, и слыша недобрые о себе отзывы, он легко сносил их, пропуская мимо ушей. А когда поставят главою общества верующих, тогда не легко ему будет оставаться равнодушным к этому. Начнут его давить то стыд и пред собою, и пред своими, и пред чужими, то досада, гнев и злость. Эти неприязненные движения сердца и сами по себе сети дьявольские, но они могут послужить для дьявола поводом к сплетению еще более опасной сети, - желания бросить и пастырство, и самое христианство и обратиться к прежней беззаконной жизни. Тогда поношение падет и на все общество христианское (Феод.).

б) Свойства достойных дьяконства (III, 8-13).

Дьяконы введены Апостолом с самого начала основания Церкви: сначала для удовлетворения вещественных нужд верующих, потом им стали поручать проповедь Евангелия, как видно из примера Стефана, архидьякона, и они мало по малу стали помогать пресвитерам при совершении Божественных таинств. Они, как помощники епископов и пресвитеров, избирались на свое служение, подобно им, и для этого получали особую благодать чрез рукоположение. Особенность при избрании их та, что они должны были наперед испытаны и иметь таинство веры в чистой совести, воодушевляясь к доброму служению надеждой получить высшее служение.

8-9. «И дьяконам должно иметь то же самое, что и епископам, то есть быть непорочными, целомудренными, странноприимными, кроткими, не сварливыми, не сребролюбивыми» (Св. Злат.). Кроме того, они должны быть честны – Богобоязненны, благоговейны, не двуязычны, - не лукавы, не хитры: одно держать в уме, а другое говорить. «Ибо, говорит Св. Златоуст, ни что столько не делает человека бесчестным, как лукавство, и ничто столько не приносит вреда Церкви, как хитрость». Не пристрастных к вину – не пьяниц, не употребляющих много вина. Ибо хотя, кто и не упивается, но все-таки пьет много, - все же настроение его души делает никуда негодным. Не скверно стяжательным – таким, что собирают выгоды с вещей срамных и крайне неприличных (Феод.), или под видом благочестия. При указанных нравственных свойствах дьяконы должны содержать таинство веры в чистой совести – т.е. чистосердечно, по всей совести веровать тому, что Бог явился во плоти… (ст. 16) и устроил нам дивный образ спасения. Это есть таинство, потому что непостижимо для нас, как оно совершено Богом воплощенным. Оно принимается верою, как несомненное. Только под такими условиями, по испытании, поставляются во дьяконы.

10. Если в ком и замечены все указанные качества, то и такого не сразу определять во диаконы, а сначала убедиться испытанием, не случайны ли они – только кажущиеся, а не глубоко заложенные в его сердце, и узнать – благоразумен ли, распорядителен ли он, что необходимо в служении дьякона, и тогда уже, если окажется безукоризненным, определять его на служение, допускать до служения.

Чем дьяконы были в первенствующей церкви для мужчин, тем и для женщин были дьякониссы: они готовили женщин к крещению, помогали епископу при совершении над ними крещения, разносили больным евхаристию, ухаживали за ними. Поэтому Св. Павел определяет и их качества, необходимые для их избрания.

11. Женам, т. е. дьякониссам (Св. Злат.) Св. Павел поставил в закон почти тоже, что и мужчинам (Феод.) – быть чистыми – честными, пользующимися уважением, и благоговейными, не клеветницами – распускающими слухи о других, трезвенными – внимательными к себе и своим обязанностям, верными во всем, - на которых во всем можно положиться, что верно и точно исполнять все порученное им. – Потом опять продолжает речь о дьяконах.

12-13. «Дьяконы, хотя по сану и не равны епископу, однако должны быть столь же непорочны, столь же чисты (Св. Злат.). И они, как и епископы, должны хорошо управлять своим домом и детьми, «дабы прочие не имели повода к соблазну» (Св. Злат.). К такому доброму служению Св. Павел воодушевляет дьякона, что он таким служением приобретает себе высшую степень – пресвитерства. Это – плод доброго дьяконства в Церкви. Но больший плод он получит за такое дьяконство от Господа Христа, в силу веры в Него, - именно «великое совершенство в духе» (Св. Злат.). Ибо, служа церкви, он служит Господу; церковь есть дом Его, поэтому самою совестью он уполномочивает изрекать пред Ним желания своего сердца, - о себе и о верующих.

Слав.: не скверно стяжательным.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.