Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. 1-2.Где заводилось христианство, там заводились и общие собрания их, в частном ли доме, или в нарочно устроенном для того (в Церкви)






1-2. Где заводилось христианство, там заводились и общие собрания их, в частном ли доме, или в нарочно устроенном для того (в Церкви). И вот на этих собраниях Св. Павел заповедует Тимофею, как настоятелю Церкви, совершать вместе с паствой разного рода молитвы к Богу: просить Его об избавлении от скорбей, - это предмет молитвы; вымаливать – испрашивать у Него благ, - это предмет моления; жаловаться на врагов, видимых и невидимых и испрашивать помощи против них, - это предмет прошения (Феод.), благодарить Бога за дарованные блага, - это предмет благодарения. За кого молиться? За всех людей верных и неверных, друзей и врагов. «Священник, говорит Св. Златоуст, есть как бы общий отец целой вселенной; поэтому прилично ему заботиться о всех, подобно тому, как печется о всех Бог, на службу Которому он поставлен». И потом Апостол особо выделяет тех, за кого обязательно нужно молиться – за царя и за всех правительствующих, под гражданскою властью которых находятся христиане. Чего им желать и просить в молении? Мира и благоденствия, - чтобы они имели силу внутри и обладали средствами защиты всех со вне; чтобы, имея силу внутри, соблюдали правосудие, изыскивали средства к благосостоянию, укрощали злых. При таком порядке водворится мир между подданными; тогда и христианам можно жить в мире и безмятяжии со вне – от язычников, а внутри во всяком благочестии, в правой вере и чистоте – в воздержании от страстей, в добродетельной жизни. Это – первая цель, так сказать – внешняя молитвы Христовой за царя и за правительство. Далее Св. Павел указывает другую внутреннюю цель молитвы за них, - чтобы Господь вразумил их и спас.

3-4. Вот, говорит, что хорошо и угодно Спасителю нашему, чтобы все люди спаслись и познали истину. Следовательно, христиане и должны молиться Ему о том, чтобы Он вразумил царей и правителей, и привел их к познанию истины – веры в Него, - веры в то, что нет иного спасения, как в Господе Иисусе Христе, и, таким образом, спас их. Ибо это есть единственный путь спасения.

5-6. Почему же спасение людей только в Господе Иисусе? По идее творения человека спасение и жизнь его назначены быть в Боге, - в живом общении с Ним. По падении человека живое общение стало невозможно; ибо человек погряз в грехах и лишился жизни в Боге, - стал мертв грехами. Чтобы восстановить падшего и снова привести его в общение с Богом, пришел на землю Сын Божий – Бог, принял природу человеческую и своими смертью и воскресением очистил ее от греховной нечистоты и воссел в нем, как Богочеловек, одесную Отца. Таким образом, человечество в лице Его снова соединилось с Богом и в Нем получило жизнь. Это в идее, в лице Богочеловека. Но Он не для Себя это сделал, а для возрождения и приведения к Богу Отцу и всех людей. Таким образом, Он есть новый Адам – образец, живой пример – соединитель разобщенных людей с Богом – посредник, «совокупивший в Себе разъединенное» (Феод.). И как Бог един, так и посредник между Богом и человеком един – Богочеловек Христос Иисус. Это посредничество было дело не легкое, заключалось оно – не в словесном только ходатайстве, но в деле, требуя жертвы за людей. Люди отпали от Бога чрез грех и состояли под гневом Его за вину греха, - по причине греха подлежали тиранству сатаны, а чрез то и другое – смерти. Бог соблаговолил примириться с отпадшими; но, чтобы отпадшие стали способными к примирению, нужно было высвободить их из всех уз рабства: прогневанной Божией правды, греха, дьявола и смерти. Свершить все это взял на себя Посредник, без Своей вины понесший то, что лежало на виновных. Взяв в общение с Собою один, так сказать, экземпляр человеческой природы, Он провел его по пути послушания даже до креста и этим принес искупление пред правдой Божией и вместе в Себе дал неиссякаемый источник сил для возрождения всего человечества. Таким образом, помилованные Богом и облагодатствованные Им, получают силу свергнуть с себя иго греха, а чрез это и иго дьявола, и, таким образом, становятся сынами воскресения, над которыми смерть уже не властна. Все это дело посредничества Св. Павел выражает в главном моменте его: предавший Себя для искупления всех. Это единственный путь спасения, которым от века Бог определил спасти всех людей – Иудеев и язычников. Но свидетельство о том дано в свое время – времены своими, т.е. в подобающее или подлежащее время, когда люди сделались способными к уверованию (Св. Злат.), или как Апостол говорит в другом месте: когда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего, да подзаконныя искупить (Гал. 4, 4). Для возвещения этого свидетельства людям, особенно язычникам, Господь посылает Св. Апостола Павла.

7. Данное Богом свидетельство о том, что воплотившийся Сын Божий стал посредником между Богом и всеми людьми – истолковать и распространить его всюду поручено было Господом Св. Павлу. К этому свидетельству он поставлен проповедником, чтобы проповедовать о кресте и смерти Господа и спасении язычников, и не в одном каком-либо месте проповедовать, но всюду, для чего он поставлен Апостолом – посланником, и не мимоходом проповедовать, но учить неотступно, пока не научит; а также поставлен и учителем язычников, чтобы научить их веровать истинно, без излишних умствований (Св. Злат.). Все сказанное, не для Тимофея, а для Ефесян, Св. Павел удостоверяет словами: истину говорю во Христе, не лгу.

б) Какие держать порядки в Церковных собраниях (II, 8-15).

аб) О мужчинах (8).

8. Возвращаясь к прерванному пояснительными положениями (ст. 3-7) наставлению о молитве (ст. 1. 2), Св. Павел добавляет его новыми наставлениями о месте и лицах, которые должны совершать молитвы. Где молиться? На всяком, говорит, месте. Тогда храмов еще не было; собирались на молитву в домах, которые какими-либо боголюбцами отдавались на это святое дело. Когда один дом не мог вмещать всех верующих в городе, или селе, назначали другой, третий и т.д. Так и в Ефесе был не один дом. Апостол предписывает: во всяком месте, где собираются верующие на молитву, молитву должны творить мужи, разумея определенных на это мужей. В чем состояла молитва первенствующих христиан и кто эти определенные мужи, совершители молитв? На собраниях пели псалмы прор. Давида и новые песни, сложенные по движению Духа Божия, во славу Пресвятой Троицы, Христа Господа, Его смерти и воскресения, и о прочих христианских таинствах. Иные молитвы читали вслух, большею счастью из употреблявшихся уже, а иногда и новые. Все такие молитвы, которые читались и пелись, должны были, по заповеди Апостола, свершаться определенными мужами, избранными на то или обществом или поставленными чрез рукоположение: те и другие, составляли клир, который Св. Павел имел обычай заводить всюду, где основывал Церкви (Деян. 14, 23). Вот этот клир и должен был творить молитвы. Чтение и пение молитв клиром сопровождалось (по Иудейскому обычаю) воздеянием рук и крестным знамением (по Апостольскому преданию, как говорит Св. Василий Великий). Первое указывало на возношение к Богу, а второе – на путь восхождения к Нему. Но при этом внешнем должно быть внутреннее соответственное расположение души. Воздеваемые руки должны, говорит, быть преподобные, - незапятнанные ни каким пороком и в душе воздевающего их не должно быть гнева – памятозлобия (Св. Злат.): «она должна быть чиста и свободна от всякой страсти» (Св. Злат. Ср. Мф. 5, 23-24; Марк.: 11, 25); в ней не должно быть размышления – раздумывания в мыслях – услышит ли Бог возносимую ими молитву, а полная уверенность, что Бог услышит и исполнит просимое в молитве (Мф. 21, 22; Иак I, 6-7; Мф, 7, 11).

Далее Св Павел занимается более подробно наставлением, как должны вести себя на молитвенных собраниях женщины. Именно – и они должны молиться в том же духе, как и мужья; на собрания должны являться в одеждах пристойных (ст. 9), заботясь украшать себя не пышными нарядами, а добрыми делами; в дело учительства не вмешиваться (ст. 10), и вообще быть в отношении к мужчинам в подчинении (ст. 12), указывается основание для этого (ст. 13, 14) и условие спасения их (ст. 15).

бб) О женах (9-15).

абб) На собрание они должны являться в пристойных одеждах (9).

9. Равным образом, говорит, хочу, чтобы и женщины приступали к Богу без гнева и без памятозлобия и сомнений, и имели чистую совесть, не запятнанную ни каким пороком (Св. Злат.). «В прочем, говорит, Св. Златоуст, от женщин Св. Павел требует нечто и большее, - именно, чтобы они приходили молиться Богу в приличном одеянии, - в платье, которое со всех сторон прикрывало бы их благопристойно, - было прилично, но не изысканно», чтобы оно не нарушало стыдливости, свойственной женскому полу, и целомудрия, которым украшаться должны они всюду. Не украшать себя женщины не могут, и нельзя на них налагать обязательства: не украшай себя. И Св. Павел не налагает на них этого, а заповедует им: да украшают себя; но чем? Не плетением волос – щегольским заплетением своих волос (ср. 1 Петр. 3, 3), не золотом – чем-нибудь из золота или жемчуга – в серьгах, ожерельях, не многоценною одеждою, - дорогими платьями, ничем таким не должны они себя украшать.

ббб) Но добрыми делами (10).

10. Пусть украшают себя делами благими – всякого рода добрыми делами, чтобы такие добродетели составляли отличительный их характер. И это согласно обету, данному ими при крещении: отвергшеся нечестия и мирских похотей, жить прочее благочестиво, целомудренно и праведно (Тит. 2, 12). Об этом и напоминает Апостол словами; как прилично женам, посвящающим себя благочестию. – Так женщины должны являться в молитвенные собрания. Как они должны держать себя?

вбб) Без права учительства (11-14).

11-12. В собраниях Церковных с молитвою были соединяемы поучения. Как молитвы – чтение и пение их, так и поучение должны совершать одни мужчины, женщинам же Св. Павел запрещает это делать: женщина даже и вопросов недоумения не смела предлагать в Церкви (1 Кор. 14, 35). Она должна здесь молиться в безмолвии и исполнять со всякою покорностью как это, данное для них повеление, так и предлагаемое мужами учение. Если в чем-либо встретит здесь неясность, недоразумение, то пусть спрашивает разъяснения у мужа дома. Самой же женщине в Церкви учить Св. Павел положительно запрещает. Дома же они могут учить как детей, так и взрослых, и даже мужей своих, если они в чем не совсем исправны. В Церкви же им не позволяется и властвовать над мужем – мужчиной, быть госпожой мужа, мужчины и командовать им, приказывать ему то или другое делать и говорить, а сидеть в безмолвии и слушать. «Вообще многоречив род женский, говорит Св. Златоуст, позволь им говорить в Церкви, - они поднимут такой шум, какого и на торжище нее встретишь. Почему Св. Павел всеми мерами старается обуздать их». Далее Св. Павел доказывает, почему женщина должна находиться в подчиненном положении к мужчине.

13-14. Жена создана после мужа, поэтому и должна быть позади его. Она создана из части (ребра) мужа; поэтому естественно не все имеет в такой степени, в какой имеет мужчина. Из боку взято то, из чего она создана, чтобы всегда была около мужа, как помощница, а не как госпожа. В другом месте Св. Павел говорит: не муж создан для жены, но жена для мужа (1 Кор. 11, 9). «Поелику, говорит в самом создании род мужской удостоен первенства, а Ева создана второю; то должны после всего и все жены второстепенные иметь места после мужей и покорствовать им. Ибо сила того, что тогда совершено по отношению к Адаму и Еве, простирается на весь род мужской и женский» (Феоф.). Другую причину подчиненности жены мужу Св. Павел берет из порядка падения: Ева первая прельстилась и Адама прельстила, за что и присуждено ей, к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3, 16). Очевидно, за падение она лишена Богом того, что прежде имела в равной части с мужем. Почему подчинение жены мужу есть как бы епитимия, наложенная на нее за прельщение Адама Евою. В Еве виновною в этом сделался весь род женский, - и это не по одному вменению, а потому, что унаследовал и самое дело Евы прельщать мужской пол, что доселе делается женщинами не случайно, а по живущей в них наследственно переданной склонности нравиться и прельщать. В падении прародителей Св. Павел большую вину видит в Еве, а не в Адаме. И Адам прельстился, но не так как Ева: она послушалась дьявола, сорвала с запрещенного Богом дерева плод и ела, Адам же послушался ее, равной с ним чести и данной ему Богом (Быт. 3, 12), и согрешил. Ева проявила как бы власть, господство над Адамом и погубила его; за это она и наказана подчинением ему. – Но Св. Павел, умаливши жену пред мужем, утешает ее, что и она спасется, если соблюдет предложенные ей условия. Какие?

гбб) Она спасется чадородия ради (15).

15. Впрочем и женщина, не смотря на ее вину, спасется под тем же условием, что и мужчина, т.е. если уверует в Господа Иисуса и в жизни будет руководиться христианской любовью – к Богу и ближним. Но, кроме этих условий, Св. Павел полагает для женщины дополнения к ним: если она пребудет в святости с целомудрием, в непорочности по телу и душе в браке для посторонних и целомудрии в брачной жизни с мужем, (не в угоду плоти, а из покорности закону природы для рождения детей, которое Св. Павел так же полагает условием спасения для жены). Но так как чадорождение есть явление естественное, не имеющее само по себе спасительного значения, то Св. Отцы под чадородием главным образом разумеют воспитание рожденных детей в страхе Божием (Св. Злат. Феод.). «Деторождение, говорит Св. Златоуст, есть дело природы. Но жене даровано не только это, зависящее от природы, но и то, что относится к воспитанию детей. В том великая будет состоять для них награда, если они воспитают ратоборцев Христу; так что они могут заслужить спасение не только сами чрез себя, но и чрез других, - детей своих». Св. Павел удостоверяет родителей – верно слово (III, 1), что они действительно получат награду, если хорошо воспитают своих детей (Св. Злат.)

1. Слав.: «времены своими».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.