Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение о категориях Иммануила Канта






Существенный и принципиальный вклад в учение о категориях сделал И.Кант. Он подошел к проблеме не онтологически, а гносеологически и логически. Понимание категорий − это вопрос понимания природы познания, и он находится в компетенции трансцендентальной философии. Познавательная задача которой, считал Кант, заключалась в выяснении возможностей и границ теоретического познания, в выяснении априорных условий познания вообще.

По Канту, познание опирается на созерцания и понятия. И те, и другие бывают эмпирические и чистые. Чистыми созерцания и понятия бывают тогда, когда к ним " не примешиваются ощущения". Поэтому чистые понятия представляют собой " только форму мышления о предмете вообще" и являются " априорными", то есть не зависят от опыта и предшествуют ему [см.: Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения в шести томах. − Т.3. − М., 1964. − С.154]. Но если это так, то, по мнению Канта, " должна существовать логика, отвлекающаяся не от всякого содержания познания" (там же, с.157). С этим связана кантовская идея трансцендентальной логики. Эта логика должна исследовать знание, не обусловленное ощущениями, заключающееся лишь в чистых понятиях.

Кант пишет: " Мы устанавливаем науку о чистом рассудке" (Т. 3, с.158). Эту науку он называет трансцендентальной логикой. Она, по мысли Канта, должна определять происхождение, объем и объективную значимость априорного знания. Ее непосредственным предметом являются априорные чистые рассудочные понятия, которые Кант и называет категориями.

[Категории] «указывают нам способ использования явлений в качестве материала мышления....Мы говорим: камень катится, дерево падает (тело движется), то есть действует, стало быть есть субстанция. Поле вспахано, луг осушен, рюмка разбита: это действия, указывающие на какую-то причину....Без подобных понятий все явления были бы разрознены и не относились бы друг к другу....Опыт есть понятое восприятие. Понимаем же мы восприятие, когда представляем его под рубриками рассудка. Опыт есть спецификация рассудочных понятий при помощи данных явлений" (Кант И. Фрагменты черновых набросков по метафизике // Логос. − № 10. − М., 1997).

Итак, по Канту категории − это " рубрики рассудка", чистые формы мышления. Изучая их, трансцендентальная логика не заимствует ничего из эмпирии.

Это означает, что область знаний о категориях не есть область знаний об эмпирической действительности, а лишь область знаний о принципах рассудочного мышления. Категории " суть лишь формы мысли, посредством которых еще не познается никакой определенный предмет" (Т. 3, с.203).

Кант поставил задачу создать обоснованный список категорий, включающий в себя их минимум, необходимый и достаточный для выполнения функции синтеза представлений. В " Критике чистого разума" этот список представлен в виде Таблицы (Т. 3, с.175, см. эту таблицу ниже), в которой названы 12 категорий, отнесенных к четырем группам − категории количества, качества, отношения и модальности.


 

Таблица категорий Канта

По Канту «категории – чистые рассудочные понятия a priori (до опыта) относящиеся к предметам созерцания вообще». Их перечень определяется тем, что они выполняют логическую функцию связывания представлений в суждение. Поэтому их " ровно столько", сколько существует логических функций во всех возможных суждениях. Взяв типологию видов суждений, предложенную формальной логикой того времени, Кант и находит свои 4 группы категорий.

1.

Количества:

 

Единство

Множественность

Целокупность

 

2. 3.

Качества: Отношения:

 

Реальность Присущность и самостоятельное

Отрицание существование

Ограничение Причинность и зависимость

(причина и действие)

Общение (взаимодействие между

действующим и подвергающимся

действию)

 

4.

Модальности:

 

Возможность – невозможность

Существование – несуществование

Необходимость – случайность

«Таков перечень всех первоначальных чистых понятий синтеза, которые рассудок содержит в себе a priori и именно благодаря которым он называется чистым, т.к. только через них он может что-то понимать в многообразном содержании созерцания, т.е. мыслить объект созерцания. Это деление развито систематически из одного общего принципа – из способности суждения, которая есть способность мышления».

И.Кант (Соч. в 6-ти т.т. – Т.3. – Критика чистого разума. – С.174-175)

Итак, основной вклад Канта в учение о категориях заключается в следующем.

Во-первых, категории − это формы рассудочного мышления, строй мысли категориален.

Во-вторых, эти формы априорны.

В-третьих, благодаря этим формам возможно общее и необходимое знание.

В-четвертых, Кант впервые предпринял попытку создать исчерпывающий список категорий, минимальное число которых необходимо и достаточно для обеспечения опыта и познания.

В-пятых, Кант впервые выдвинул идею, что должна существовать другая, отличная от аристотелевской, логика, предметом которой должны стать категории.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.