Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типологии психического развития






Будучи обязательным нормативным образованием, при вязанность

каждого конкретного ребенка приобретает качественно разный характер

в зависимости от целого ряда условий, в частности от поведения матери,

т.е. чуткости, настроенности на ребенка, эмоционального принятия, по-

следовательного реагирования и от таких характеристик темперамента

ребенка, как легкость возникновения и сила позитивных и негативных

аффективных реакций. Принято различать по меньшей мере четыре

разных типа привязанности: надежный тип, соответствующий опти-

мальному ходу развития ребенка, два ненадежных — амбивалентный

(или тревожно-агрессивный) и избегающий (тревожно-тормозимый),

а также дезорганизованный, обычно сопутствующий нарушенным

вариантам развития детей. В зависимости от типа привязанности у

ребенка устанавливается определенная система ожиданий по отноше-

нию к участникам всех других социальных контактов. Такая система

ожиданий фактически опосредствует дальнейшее взаимодействие

ребенка с окружающим миром и, следовательно, становится важным

механизмом влияния на другие стороны его развития, например вполне

определен ным образом сказывается на формировании его образа-Я.

Глубокое влияние привязанности на эмоционально-личностное,

коммуника тивное и даже познавательное развитие ре бенка позволяет

полагать, что тип привязанности во многом определяет свое образие

всей «траектории» развития.

В частности, было показано, что во взрослом возрасте тип при-

вязанности сохраняет большое значение по меньшей мере в двух от-

ношениях. Во-первых, привязанность остается активно действующим

психологическим механизмом в плане построения межличностных

отношений, включая отношения дружбы, любви, внутрисемейные

отношения. Например, показана тенденция к преемственности типа

привязанности от одного поколения в семье к другому вплоть до случаев

четкого «межпоколенного наследования», когда от бабушки к матери и

затем к дочери и внучке передается определенный тип привязанности.

Во-вторых, тип привязанности к матери сохраняет свой отпечаток в

особенностях эмоциональной и когнитивной сфер у людей молодого

и даже зрелого возраста. В настоящее время широко изучаются психо-

динамические особенности личности, характерные для разных типов

привязанности (Mikulincer et аl., 2002; Fraley, 2002).

Установлено, например, что надежный тип привязанности, как

правило, задает позитивно окрашенные взаимоотношения, когда объ-

ект привязанности воспринимается как отзывчивый и доступный, а ее

субъект — как значимый, достойный любви и заботы. На этой основе

формируется установка на то, что близкие отношения дают защищен-

ность и поддержку, освобождая от тревоги и напряжения. В эмоциональ-

ном плане люди с надежной привязанностью обретают способность к

большему самораскрытию и свободному выражению чувств. Им не свой-

ственна склонность к накоплению негативных эмоций и преувеличению

трудностей. Их отличает более позитивное и дружелюбное отношение к

другим людям, которое даже в случае возникновения гнева способствует

проявлению его в контролируемой и невраждебной форме. В ситуациях

стресса они оказываются в гораздо большей степени способными со-

хранять веру в собственные силы и поддержку со стороны окружающих,

воспринимать трудности как преодолимые. Этой группе также больше

свойственна когнитивная открытость и гибкость, готовность признать

свои ошибки, отсутствие излишней боязни критики.

Иная организация эмоционально-личностной сферы и иной круг

индивидуально-типических особенностей характерны для личности,

формировавшейся в условиях ненадежной привязанности к матери.

Так, отличительная черта детей и взрослых с избегающим типом при-

вязанности — чувство дискомфорта в близких отношениях, ощущение

уязвимости и зависимости. Как следствие происходит формирование

защитных механизмов в виде эмоциональной гипоактивации. Это не

просто вытеснение неприятной информации, а снижение самой вос-

приимчивости к ней, обеднение аффективной сферы, эмоциональная

закрытость. В поведении проявляется тенденция к дистанцированию

в межличностных отношениях, стремление опираться только на себя.

Напротив, люди с тревожно-амбивалентным типом привязанности

обнаруживают повышенную потребность в принятии, поддержке и

подтверждении своей значимости со стороны партнеров по общению.

Для этой группы скорее характерна эмоциональная гиперактивация,

когда сфера близких взаимоотношений пронизана неуверенностью и

тревогой, а память с готовностью актуализирует переживания обиды

и гнева. В поведении преобладает повышенное внимание к объекту

привязанности, стремление минимизировать дистанцию и любыми

средствами добиться принятия, т.е. позиция зависимости, своего рода

«цепляния» (Mikulincer et аl., 2002).

В целом результаты обширных и разносторонних исследований

позволяют полагать, что привязанность может служить генетическим

основанием разных типологических вариантов осуществления онтоге-

неза, т.е. разные формы (типы) привязанности задают свой особый круг

индивидуально-типических особенностей личности. Это положение

легло в основание цикла эмпирических исследований, где предметом

изучения стали качественные особенности психического развития

детей дошкольного и младшего школьного возраста с разными типами

привязанности к матери. Представим далее некоторые из этих работ,

выполненных аспирантами и дипломниками кафедры возрастной пси-

хологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.