Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие привязанности






Хотя понятие привязанности в разных концепциях трактуется

несколько по-разному, тем не менее общим для всех интерпретаций

признается формирование тесной, индивидуально направленной

эмоциональной связи младенца с матерью. Так, например, в работах

М.И. Лисиной (1986) понятие привязанности фигурирует при описании

формирования взаимоотношений ребенка с матерью и рассматривается

как один из важнейших продуктов деятельности общения, в частности

ситуативно-личностной формы общения ребенка со взрослым.

Дж. Боулби (2003) интерпретировал механизмы привязанности,

опираясь на общую теорию систем. Системный подход позволил ему

представить привязанность как комплекс поведенческих и эмоциональ-

ных реакций, основанных на сложной системе внутренней регуляции.

В своей первооснове данная регуляторная система ориентирована на

поиск маленьким ребенком защитной близости, контакта с матерью:

система привязанности резко активизируется в ситуациях опасности,

тревоги или любого дискомфорта (боли, холода и т.д.), а контакт с мате-

рью снимает тревогу и дает чувство защищенности, значение которого

нельзя переоценить, поскольку только будучи внутренне свободным

от переживания опасности, тревоги или боли, ребенок способен пере-

ключать свое внимание на окружающий мир и решать задачи по его

познанию и освоению. В работах Дж. Боулби (2003) и его последователей

показано, что привязанность — это сложная система, в состав которой

входят: 1) когнитивные компоненты в виде опознавательных признаков,

образов и представлений, связанных с матерью (или постоянно заме-

щающим ее близким лицом); 2) эмоциональные реакции, адресованные

матери и сигнализирующие о потребностных состояниях ребенка, а

также об их удовлетворении; 3) собственно поведенческие реакции —

плач, улыбка, приближение, следование, цепляние и др.

Существенно, что система привязанности строго индивидуаль-

на — она настроена на конкретного человека, из-за чего ребенок de

facto не может быстро и безболезненно «переключаться» на кого-то

другого. В ситуации разлуки с матерью даже при самом хорошем уходе

со стороны чужих для ребенка лиц он теряет интерес к окружающе-

му, испытывает тревогу, отчаяние или апатию, легко заболевает и т.д.

Можно без преувеличения сказать, что ребенок входит в этот мир и

воспринимает его в буквальном смысле сквозь призму привязанности

к матери. По Дж. Боулби, ориентировочно-познавательные процессы и

эмоционально-личностная сфера ребенка развиваются не сами по себе, а

непосредственно в рамках системы привязанности как средства обеспе-

чения связи ребенка с матерью и снятия эмоционального дискомфорта.

Привязанность не только создает у него чувство безопасности перед

лицом нового и сложного мира, но и выражает внутреннюю потребность

в человеческом общении. В рамках отно шений привязанности к мате-

ри младенец строит свою первую модель межличностных отношений,

которая изначально связана с его познавательной, эмоциональной и

поведенческой сферами.

По мере развития и обретения все большей самостоятельности

привязанность к матери трансформируется, но не исчезает из жизни ре-

бенка: на место потребности в непосредственном физическом контакте

и близости приходит более сложная по форме и содержанию, но та же

по сути потребность в психологической защищенности и поддержке, в

доверительном общении, а также в гибком, не сковывающем руковод-

стве со стороны матери. Растет и круг лиц, к которым у ребенка, а затем

подростка и взрослого формируется отношение привязанности, хотя

роль матери в качестве основного объекта привязанности, как правило,

сохраняется. Многочисленные исследования последних полутора-двух

десятилетий показывают, что влияние привязанности к матери не

ограничивается ранними этапами детства, но распространяется и на

взрослые возрасты жизни (Fraley, 2002; Jacobsen et аl., 1994; Mikulincer

et аl., 2002; Thompson, 2000). При этом сфера влияния привязанности

оказывается много шире области собственно детско-родительских от-

ношений, охватывая дружеские и романтические отношения со свер-

стниками и партнерами (Fraley, Shaver, 2000; Kerns et аl., 2000).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.