Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства невербального общения






НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЯЗЫК И ЕГО РОЛЬ В ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ ПОДСЛЕДСТВЕННОГО

Реферат по русскому языку и культуры речи

 

 

Выполнил: студент группы 103

Института Прокуратуры РФ

Доронин Дмитрий Андреевич

Проверила: доцент кафедры русского

языка и культуры, д.ф.н.

Авдевнина О.Ю.

Саратов-2014

Содержание

Введение. 3

Средства невербального общения. 4

Невербальный язык и его роль в изучении личности подследственного. 9

Заключение. 15

Список литературы: 16

 

 


 

Введение

В нашем мире люди научились получать информацию не только с помощью слов, но и при помощи «невербального языка»- языка тела. Давно доказано, что большую часть информации человек получает из изучения личности, нежели из словесного разговора.

Поэтому актуальность исследования невербального языка и его роли в изучении личности подследственного я считаю очевидной, так как данный вопрос в современной науке до конца не изучен.

Целью реферата является изучение особенностей невербального языка и применение его на практике.

Данная цель предполагает решение следующих задач: во-первых, подбор литературы отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования невербального языка и его роли в изучении личности подозреваемого; В-вторых, классификация собранной литературы по главным проблемам темы и знакомство с первоисточником, в-третьих, выявление особенностей и специфики невербального языка, и наконец, в-четвертых, знакомство с методами и способами изучения личности подследственного с помощью невербального языка.

Материалом для реферата послужили труды отечественных и зарубежных психологов, таких как А.Г. Асмолов, Л.С. Выгодский, Б.В. Зейгарник, В.Н. Колесников и многих других, а также статьи энциклопедии, материалы, взятые из интернет–ресурсов.

Структура работы включает введение, две части, в которых раскрыты основные понятия темы, заключение и список использованной литературы.

 

 

 

Средства невербального общения

Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков, мы изучали родной язык, иностранный, многие изучают языки программирования, другие изучают международный язык эсперанто. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык - это язык жестов, мимики и телодвижений человека – «боди лэнгвидж».[Колесников 1996].

Установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных, [Асмолов 1990].

Эти данные заставляют задуматься о значении «невербалики» для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка – языка телодвижений, на котором все мы разговариваем, даже не осознавая это.

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения, [Жмуров 1986].

Ученые выявили и зарегистрировали более тысячи невербальных знаков и сигналов. Лишь 7 % информации в беседе передается непосредственно словами, звуками и интонацией - до 38 %, а жестами, позой и телодвижениями - до 55 % полезной информации.

Чтобы научиться лучше понимать собеседника и распознавать его скрытые сигналы, для начала следует научиться обращать внимание одновременно на все элементы или средства невербального общения, а к невербальным средствам общения относятся мимика, жесты, позы, интонация и тембр голоса, визуальный контакт и межличностное пространство.[ Рубинштейн 1957].

Начнем с мимики, она определяется психологами, как выразительные движения мышц лица, в которых проявляются эмоции, чувства, умственное напряжение, волевое напряжение или попытки скрыть свое душевное состояние, [Жмуров 1986].

Позитивные эмоции, например, любовь или удивление, распознать намного легче, чем негативные, к которым можно отнести отвращение или гнев. Эмоции по-разному отражаются на правой и левой стороне лица, ведь левое и правое полушария мозга выполняют разные функции: правое совершает управление эмоциональной сферой, а левое отвечает за интеллектуальные функции.

Эмоции выражаются в мимике таким образом:

· Гнев – широко открытые глаза, опущенные уголки губ, «прищуренный» взгляд, сжатые зубы;

· Удивление – приоткрытый рот, широко открытые глаза и поднятые брови, опущенные кончики губ;

· Страх – сведенные брови, растянутые губы с опущенными и отведенными вниз уголками;

· Счастье – спокойный взгляд, приподнятые, отведенные назад уголки губ;

· Печаль – «угасший» взгляд, опущенные уголки губ, сведенные брови.

[Колесников 1996].

Походка определяется стилем передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте, [ Леонтьев 1975].

В исследованиях психологов установлено, что походка, выражает такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» - для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать. Те, кто всегда держит руки в карманах – скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей. Человек, держащий руки на бедрах стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время. Люди, занятые решением проблем, часто ходят в позе «мыслителя»: голова опущена, руки сцеплены за спиной, походка очень медленная. Для самодовольных, несколько заносчивых людей характерна походка, прославленная Бенито Муссолини. У них высоко поднятый подбородок, руки двигаются, подчеркнуто энергично, ноги – словно деревянные. Вся походка принужденная, с расчетом произвести впечатление. Это простое наблюдение помогало ФБР почти безошибочно определять лидера мафии, [Луценко 2000].

Для создания привлекательного внешнего облика наиболее предпочтительна походка уверенного человека, такое же впечатление создает и правильная осанка – легкая, пружинистая и всегда прямая. Голова при этом должна быть слегка приподнята, а плечи расправлены.

Следующим методом невербального общения является визуальный контакт, этот метод невербального общения помогает демонстрировать заинтересованность в беседе и лучше понимать смысл сказанного. Во время разговора два человека вместе создают и регулируют степень комфорта, периодически встречаясь взглядом и отводя его в сторону. Пристальный взгляд может как сформировать доверие, так и породить дискомфорт, [Визель 2005].

Приятные общие темы поддерживают зрительный контакт, а негативные запутанные вопросы заставляют отводить взгляд в сторону, демонстрируя несогласие и неприязнь. Особенности визуального контакта позволяют делать выводы о степени заинтересованности в диалоге и отношении к собеседнику:

· Восхищение – долгий зрительный контакт, спокойный взгляд;

· Возмущение – пристальный, навязчивый, несколько тревожный взгляд, длительный зрительный контакт без пауз;

· Расположение – внимательный взгляд, зрительный контакт с паузами каждые 10 секунд;

· Неприязнь – избегание зрительного контакта, «закатывание» глаз.

· Ожидание – резкий взгляд в глаза, приподнятые брови.

[Биркенбил 1997].

При визуальном контакте можно выяснить не только отношение собеседника, но и определить некоторые особенности характера по цвету глаз.

 

Правильно понимать интонацию и тембр голоса означает научиться «читать между строк» послание другого человека. К таким особенностям можно отнести частые паузы, незаконченные предложения и их построение, силу и высоту голоса, а также скорость речи.

· Волнение – низкий тон голоса, быстрая обрывистая речь;

· Энтузиазм – высокий тон голоса, четкая уверенная речь;

· Усталость – низкий тон голоса, понижение интонации к концу предложения;

· Высокомерие – медленная речь, ровная монотонная интонация;

· Неуверенность – ошибки в словах, частые паузы, нервный кашель, [Лурия 2006].

Чувства и установки людей можно определить по манере сидеть или стоять, по набору жестов и поз. Людям легче и приятней общаться с теми, кто обладает экспрессивной моторикой, оживленным расслабленным выражением лица, [Калина 2001].

Яркие жесты отображают позитивные эмоции и располагают к искренности и доверию. При этом чрезмерная жестикуляция, часто повторяющиеся жесты могут говорить о внутреннем напряжении и неуверенности в себе.

Невербальное общение становится доступным, а уровень взаимопонимания увеличивается, если вы понимаете позы и жесты вашего собеседника.

· Сосредоточенность – закрытые глаза, пощипывание переносицы, потирание подбородка;

· Критичность – одна рука возле подбородка с вытянутым указательным пальцем вдоль щеки, вторая рука поддерживает локоть;

· Позитивность – корпус тела, голова немного наклонены вперед, рука немного касается щеки;

· Недоверие – ладонь прикрывает рот, выражая несогласие;

· Скука – голова подперта рукой, корпус расслаблен и немного согнут;

· Превосходство – положение сидя, ноги одна на другой, руки за головой, веки немного прикрыты, [Лабунская 1986].







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.