Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стилистические особенности прозы А.П.Чехова.






 

Многие литераторы 80—90-х годов XIX века показывали неодолимо гнетущее влияние среды, их герои уныло повторяли: " Среда заела! " Чехов же сосредоточивает свое внимание на том, как человек противостоит своей среде, как он выбивается из-под гнета раз и навсегда заведенных правил, условностей, привычек; иначе говоря, как он противоборствует укладу жизни. В рассказах, повестях, пьесах Чехова всегда ощутим внутренний сюжет, связанный с угасанием или, наоборот, пробуждением человека. Не во внешней интриге, не в эффектных поворотах действия проявляется этот сюжет, который может быть назван " биографией души" чеховского героя.
Напряженность чеховского сюжета часто связана не с самим событием, но с его мучительным ожиданием. Явственно проявилась эта особенность в пьесе " Три сестры", где сюжет строится по принципу несовершающегося действия. Раскрывая внутренний мир героя, Чехов отказался от сплошного и ровного изображения. Его повествование прерывисто, пунктирно, строится на соотнесенных друг с другом эпизодах. При этом огромную роль играют детали. Эта особенность чеховского мастерства далеко не сразу была понята критиками — долгие годы они твердили о том, что деталь в произведениях Чехова случайна и незначительна.
Разумеется, писатель не подчеркивал сам значительности своих деталей, штрихов, художественных подробностей. Он вообще не любил ни в чем подчеркнутое™, не писал, что называется, курсивом или разрядкой. О многом он говорил как бы мимоходом, но именно " как бы" — все дело в том, что художник, по его собственным словам, рассчитывает на внимание и чуткость читателя. Деталь у Чехова глубоко не случайна, она окружена атмосферой жизни, уклада, быта.
Чехов-художник поражает разнообразием тональности повествования, богатством переходов от сурового воссоздания действительности к тонкому, сдержанному лиризму, от легкой, едва уловимой иронии — к разящей насмешке. Юмор Чехова не обособленная черта его дарования, а неотъемлемое свойство его писательской натуры, его видения жизни. Это сплав комизма с грустным раздумьем о нелепости, " изжитости" всей современной жизни.
Вот, казалось бы, чисто юмористический рассказ — " Мститель". Оскорбленный муж выбирает в оружейном магазине револьвер. В голове его проносятся планы один решительнее другого — убить " его", себя. А в результате после долгих сомнений и колебаний он покупает... сетку для ловли перепелов. Сюжет здесь не просто забавен. В смешной фигуре незадачливого " мстителя" вдруг угадываются герои более поздних произведений Чехова — люди с огромным " замахом" и неожиданно слабым " ударом". Их жизненные истории тоже строятся по принципу обещавшего выстрелить, но так и не разрядившегося ружья.
Крылатым изречением стали слова писателя: " Краткость — сестра таланта". Краткость, умение сказать многое в немногих словах определяют все, что вышло из-под пера Чехова. Произведения его поэтически изящны, внутренне соразмерны и гармоничны. Лев Толстой недаром назвал его " Пушкин в прозе".
А. П. Чехов — наследник лучших традиций русской классической литературы. Сын России, связанный с родной землей, с русской историей, культурой, жизнью всем духом и строем своих произведений, Чехов сегодня признан всем миром. Скромный, начисто свободный от суетного тщеславия писатель предсказывал себе как автору рассказов, повестей и пьес недолговечную жизнь. Однако миновал уже его 140-летний юбилей, и ни одной морщинки нет на его творческом портрете.
Он прожил в двадцатом веке всего только несколько лет, но стал одним из самых любимых, читаемых писателей нашего времени. Вместе с именами Льва Толстого и Достоевского имя Чехова получило признание всего человечества.
Чехов — один из самых репертуарных драматургов мира. Его называют Шекспиром современности. Нет ни одного континента, где не шли бы его пьесы и водевили, И может быть, самая драгоценная его черта: признанный миллионами, он входит в каждый дом не как модная знаменитость, а как незаменимый друг.

А. П. Чехов очень разносторонний писатель. Есть у него и пьесы с глубоким философским содержанием, есть лиричные повести, есть и наполненные юмором сценки, рассказы, новеллы. Но все, что им написано, всегда изящно, талантливо. Любой, даже самый известный рассказ, который и в школьной программе, и в университете, казалось бы, надоел, прочитывается с огромным удовольствием. Точность в описании персонажа, меткий юмор увлекают читателя любого поколения Чехов — тонкий психолог, знаток человеческой натуры.
Рассказ " Смерть чиновника" — еще одно подтверждение этому. Трудно однозначно назвать этот рассказ юмористическим. Сквозь юмор мы видим рабскую душу чиновника, чье понимание мира полностью искажено. Здесь не приходится уже говорить о благородстве, о человеческом достоинстве. Автор дает своему герою чудную фамилию- Червяков. Чехов всегда умеет дать своему персонажу полную характеристику, только назвав его имя. Статский генерал, которого " обрызгал" Червяков, совершенно второстепенное лицо в рассказе, тоже получает свою краткую характеристику: Бризжалов. Сразу становится ясно, что генерал —представитель того мирка, который показывает Чехов. Описывая мелкие, незначительные события жизни Червякова, автор как будто смотрит на мир червяков-скими глазами, и события эти становятся огромными. Едва заметна усмешка автора, когда он рассказывает, как случилось это " событие" - Червяков смотрел спектакль " и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг... В рассказах часто встречается это " но вдруг". Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!.." Как будто сейчас и правда произойдет грандиозное событие. Но нельзя забывать, что мы смотрим глазами героя, а для него произошло действительно что-то важное. Он чихнул. Нет, в первую минуту он " нисколько не сконфузился" Тут Чехов приводит важный аргумент, опять же транслируя его прямо из головы чиновника: " Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники" Но оглядевшись, " как вежливый человек", Червяков с ужасом обнаружил, что обрызгал статского генерала Бризжалова. Он начинает извинятся, и Чехов своей талантливой рукой, одним написанием слова передает и настроение, и характер обращения Червякова к генералу. " Извините, ваше-ство.." Через это " ваше-ство" как будто слышишь интонацию, подобострастный шепот в театре. Но и этого Червякову показалось мало. Он извинился и в антракте, а придя домой, не успокоился и на следующий день вновь отправился извиняться. Причем Чехов явно издевается над бедным Червяковым: " На другой день Червяков надел новый вицмундир, подстригся и пошел к Бризжалову объяснить.. " Но и тут Червяков потерпел неудачу. Генерал упорно твердил, что все это пустяки, что он давно забыл и не стоит извинений. " Говорить не хочет! — подумал Червяков, бледнея. — Сердится, значит..." И Червяков снова поплелся за генералом: " Ваше-ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше-ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!." Генерал опять отнесся слишком поверхностно, и, делать нечего, на следующий день опять пришлось идти извиняться. Есть, конечно, во всем этом небольшое преувеличение, гротеск. Но Червяков — не выдуманный герой, " а подмеченный Чеховым в жизни. Возможно, он использовал сообщение своего корреспондента о самоубийстве одного из мелких таганрогских чиновников после неудачной попытки попросить извинения у своего начальника за незначительный проступок. Таких маленьких чиновников, знающих только свой мирок, очень много, и неудивительно что их переживания складываются из таких малюсеньких ситуаций. Используя преувеличение, автор передает всю сущность маленькой души чиновника, как будто рассматривает ее под микроскопом Даже сам размер рассказа — всего лишь маленькая зарисовка — для Червякова становится эпохальным произведением с трагичным концом. Когда он снова явился к Бризжалову просить прощения, тут произошло нечто невероятное...
" — Пошел вон!!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал
— Что-с? — спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.
— Пошел вон!!! — повторил генерал, затопав ногами". Это то, чего не может пережить Червяков. Он, всегда с
уважением относившийся к высокопоставленным особам, всегда считавшийся вежливым человеком, всего, лишь старался загладить свою вину, извиниться, так сказать. И вдруг — такое! Бедный маленький Червяков машинально идет домой и, не снимая вицмундира, умирает. Эта страшная катастрофа его жизни — на самом деле катастрофа его ограниченности. Но все-таки " Смерть чиновника" — комический рассказ. Чехов очень ловко, двумя-тремя мазками создает бессмертную картинку человеческой узости. Точность образов, целостность, лаконичность присущи всем маленьким историям Чехова, которые издавались вместе, под названием " Пестрые рассказы". Их объединяет умение автора правдиво показать характеры людей. Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть..." — писал Чехов в своей записной книжке.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.