Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛЕКЦИЯ № 14. Динамические процессы, протекающие в группе






По определению К. Левина, «групповая динамика» —это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе. При описании и объяснении принципов групповой динамики К. Левин опирался на законы гештальтпсихологии. Если рассматривать группу как целое, то закономерности групповой динамики можно объяснить действием двух законов:

1) целое доминирует над его частями. Группа — это не просто сумма индивидов: она модифицирует поведение своих членов; извне легче повлиять на поведение всей группы, чем на поведение отдельного ее члена; каждый член признает, что он за" висит от всех других членов;

2) отдельные элементы объединяются в целое. Не сходство, а взаимосвязь членов является основой для формирования группы; человек склонен становиться членом той группы, с которой он себя отождествляет, а вовсе не той, от которой он больше всего зависит.

В современном понимании групповая динамика —это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а так" же внешним воздействием на группу.

Основные элементы — цели группы, нормы группы, структура группы и проблема лидерства, сплоченность группы, фазы развития группы. Дополнительные элементы — создание подгруппы (как развитие структуры группы); отношения личности с группой.

Девиантность поведения носит характер инновации и запускает новый механизм групповой динамики.

Малая группа может рассматриваться в трех качествах: как среда для изменения членов группы; как объект изменений; как агент изменений (когда используются организационные усилия группы).

Идея развития группы была обозначена в психоаналитической концепции.

Идея развития группы: выделяются две фазы, на каждой из которых группа решает определенный набор проблем. Каждая группа может поразному реализовать общую модель развития: демонстрировать отклонения или просто распадаться в случае недостижения поставленной цели.

Критерии, на основе которых можно сравнивать различные стадии в развитии группы:

1 оценивание (целей группы, ее положения среди других групп, значения целей для ее членов); обяза+ тельства группы по отношению к членам);

2 преобразование ролей членов группы (большая или меньшая включенность членов группы, их идентифицированность с ней).

 

В качестве второго блока исследований, где обозначается идея развития группы, можно назвать исследования по сравнению ориентаций личности: коллективизм — индивидуализм.

 

Индивидуализм порождает специфические нормы поведения индивида в группе: ориентацию не на групповые, а на собственные цели, стремление подчеркнуть свой вклад в групповую деятельность

Коллективизм как норматив традиционных обществ определяет взаимоотношения индивида с малой группой: позитивное отношение к целям группы, уравнительное распределение «благ» в ней, большую открытость и в общении, готовности поставить цели группы выше собственных.

Так же, как и в первом блоке проанализированных исследований, здесь важна идея зависимости развития групп от типа общества, в котором они существуют






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.