Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛЕКЦИЯ No 9. Понятие социального конфликта и возможные пути его разрешения






Конфликт — открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия.

 

Стадии протекания конфликта:

1) потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;

2) переход потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;

3) конфликтные действия;

4) снятие или разрешение конфликта.

Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру

В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой

деловых и личных отношений конфликтующих сторон.

Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, мировоззрением.

Конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.

В любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его

причин, зачастую скрываемых обеими конфликтующими сторонами

 

Несмотря на то, что большинство людей относятся к конфликту как к чему" то негативному, он имеет

конструктивные функции

1 ) конфликт выступает источником развития, совершенствования процесса взаимодействия (развивающая функция);

2) обнаруживает возникшее противоречие (познавательная

функция);

3) призван разрешить противоречие (инструментальная

функция);

4) имеет объективные последствия, связанные с изменением

обстоятельств (перестроечная функция).

 

Деструктивные функцииконфликта очевидны:

1) в конфликтной ситуации почти все люди испытывают

психологический дискомфорт, подавленность, напряжение;

2 ) нарушается система взаимосвязей;

3 ) понижается эффективность совместной деятельности

Существует несколько типологий конфликтных ситуаций

Межличностные конфликты — столкновения взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга и несовместимы в данной ситуации, либо противодействуют или мешают

друг другу.

Межгрупповые конфликты возникают из" за противоборства групп в коллективе или социуме.

Внутриличностные конфликты— столкновение относительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений у одного человека

Возможны классификации конфликтов:

1 )горизонтальные (между рядовыми сотрудниками);

2) вертикальные (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу);

3) смешанные (сочетание предыдущих разновидностей)

 

Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные вопросы и разрешение которых выводит организацию на более высокий и эффективный уровень развития

Такой конфликт рассматривается как ложный, в отличие от подлинного, при котором реальные противоречия существуют и осознаются обеими сторонами подлинного противоречия.

Среди различных типов конфликтов наиболее сложным можно считать так называемый латентный, т. е.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.