Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Севреный модерн






Главные внешние приметы архитектуры «северного модерна» — с большим искусством подобранные сочетания естественных и искусственных отделочных материалов, каждый из которых выигрывает от соседства с другим. Цоколь часто облицован финским гранитом, в основном грубо обработанным, а кое-где гладко тёсаным, со скульптурой. Плоскости стен верхних этажей покрыты фактурной штукатуркой или отделочным кирпичом. В элементы отделки введены орнаменты, вдохновленные северным фольклором, образами северной флоры и фауны. Часто используется майолика, цветная керамическая плитка. Формы зданий массивны, свободны от мелкого декора. Контрастные сочетания фактур, цветотональных плоскостей, форм, разнообразие оконных проемов и их сочетания с простенками — всё это превращает фасады в полном смысле слова в сложную холодную структуру, напоминающую и северные скальные ландшафты, и масштабные средневековые сооружения.

Значение символов модерна.

РЫБЫ

Рыба — олицетворение нижнего уровня в вертикальной модели мироздания, и в этом качестве она противопоставляется птицам как представителям верха. Несмотря на общую отрицательную семантику низа, образ рыбы, обитающей в нижнем мире, обладает как отрицательной, так и положительной символикой. С одной стороны, рыба — олицетворение и слуга злого бога Сета (Египет), съедающая уд Осириса, прислужница библейского демона Асмодея и пр. Довольно часто библейский Левиафан изображается и как морское чудовище, и как рыба. С другой стороны, повсеместно распространено представление о том, что мир стоит на спинах рыб, чаще всего китов.

В древнеиндийской мифологии аватара — земное воплощение божества, сошедшего в мир людей и «вселившегося» в смертное существо, чтобы защитить тех, кто поклоняется этому божеству, и восстановить мир и справедливость. Самые известные ватары в древнеиндийской мифологической системе — десять аватар бога Вишну: Матсья (рыба), Курма (черепаха), Вараха (вепрь), Нарасинха (человекклев), Вамана (карлик), Парашурама

(Рама с топором), Кришна (Баларама), Будда и Калки (белый конь). Воплотившись в рыбу, Вишну спас от всемирного потопа многих мудрецовриши, а также семена всех растений. Миф также гласит, что до того как Брахма покрыл землю водой, царь Ману совершал великое покаяние. Случайно, набирая воду ладонью, он зачерпнул и маленькую рыбу. Она попросила не бросать ее обратно в реку и стала быстро расти в сосуде, куда ее поместил Ману. Через некоторое время рыбу пришлось выбросить в море, где она достигла огромных размеров. Когда начался потоп, Ману с семенами всего живого спрятался в ковчег, привязанный к золотому рогу рыбы. Пережив потоп, Ману стал праотцом человечества. В образе черепахи Вишну участвовал в пахтаньи мирового океана; в образе вепря бог сразил демона Хираньякшу — поединок продолжался тысячу лет, после чего вепрь поднял на клыках землю, утопленную демоном в океане. Кроме того, рыбы во многих традициях символизируют плодородие, воспроизводство жизни, воскресение (отчасти именно поэтому в раннем христианстве рыба трактовалась как эмблема Христа). Известны «рыбные» аватары ведических божеств Брахх мы и Вишну: по индийскому мифу, Вишну принял образ рыбы, чтобы предупредить первого человека Ману о надвигающемся Всемирном потопе. В иранской мифологии перворыба Кара охраняет мировое древо посреди озера Ворукаша. В христианстве рыба прежде всего — символ Христа. Греческая фраза «Iesous Cristos Theou Huios Soter», то есть «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель» рассматривалась как «расшифрованная аббревиатура» Ictius, «рыба». Вдобавок библейские расссказы о Христе изобилуют «рыбной» символикой: так, Христос

насыщает голодных рыбами и хлебами; апостолов Петра и Анддрея Он обещает сделать «ловцамилюдей». Крещение на латыни — piscina («садок для рыбы»), а новообращенные — pisciculi («рыбки»). Кольцо папы римского — «кольцо рыбаря» (то есть ловца людей); ср. фактически ту же семантику образа Короляя Рыбака в цикле легенд о Граале. Изображение трех сплетенных рыб (или трех рыб с одной гоо

ловой) — символ Троицы. В алхимии рыба — символ мистического перерождения. Псии

хология трактует рыбу как образ бессознательного, взаимодействующего с «материнским миром».

Карп. В дальневосточной традиции олицетворение силы и храбрости. В русском фольклоре (как золотая рыбка) — символ мудрости и сверхъестественных способностей.

Лосось (семга). Олицетворение силы, мудрости, вдохновения. Американские индейцы верили, что во внутренностях лосося находится огонь. У кельтов лосось — олицетворение мудрости; в образе лосося много лет провел первопредок ирландцев Финган,

переживший Всемирный потоп.

 

РАКОВИНА.

Олицетворение женского начала, vulva, символ материнского лона, порождающего все живое. Как нечто содержащее в себе драгоценность (жемчужину) трактуется как символ материи, рождающей дух. По греческому мифу, из морской пены и раковины возникла богиня Афродита.

Раковина — эмблема паломничества. Первоначально изображение раковины морского гребешка служило эмблемой паломничества к могиле святого Иакова Компостельского, позднее образ распространили на всех, кто отправляется в путь, томимый духовной жаждой. В христианстве раковина — олицетворение могилы, в которой человек томится после смерти и из которой воскресает. В индийском мистицизме раковина ассоциируется со священным словом «ОМ» («АУМ»), звуком дыхания бога Вишну, от которого вибрирует вселенная. В буддизме раковина — один из восьми буддийских символов Доброго Предзнаменования. В исламской традиции раковина — символ внимания слову Аллаха. На островах Тихого океана раковина каури — знак высокого положения. Также толкуется как символ жизни и плодородия (в женских украшениях) и символ смерти (в траурных церемониях).

ЦВЕТЫ. Как и плоды, олицетворяют райское состояние жизни, плодородие, изобилие, жизнь, а также красоту — и одновременно бренность, хрупкость, быстрое увядание. Раскрытие бутона символизирует пробуждение творческой энергии. Увядающий цветок — символ тлена, умирания, смерти («с падением последнего лепестка окончится и моя жизнь»).

Гвоздика. В классической геральдике гвоздика — эмблема страсти, порыва, душевного возбуждения (вероятно, на основании ошибочного отождествления гвоздикии цветка с гвоздикой пряностью). В конце XIX — начале XX в. гвоздика приобрела значение эмблемы революционной страсти, следствием чего стало широкое употребление этого цветка (и копирующих его красных бантов) в революционной символике.

Лилия. Эмблема чистоты, непорочности, света — и одновременно, благодаря своей «фаллической» форме, эмблема плодородия. По античному мифу, лилии выросли из молока

Геры. В средневековой эмблематике лилия стала символом Благовещения: архангела Гавриила, являющегося Деве Марии, всегда изображали с лилией в руке. Как олицетворение непорочности, лилия стала атрибутом Богоматери. Иногда лилия встречается на изображениях Христа: либо он вручает этот цветок кому-либо из святых, либо лилия исходит из Его рта и толкуется как символ милосердия. Тройная лилия олицетворяет Троицу. Как геральдический цветок, лилия издревле служила эмблемой европейских королевских домов. Широко известна французская лилия Бурбонов. По легенде, лилию королю франков Хлодвигу после его крещения преподнес в дар ангел; с тех пор этот цветок — флеррдеелис — стал эмблемой французского королевского дома.

«Лилейным» (нежным) называют голоса цикад и муз в поэзии. Лотос. Цветок, представляющий собой модель мироздания: он существует одновременно в трех сферах бытия — в воде, на земле и в воздухе. Благодаря этой «тройственности» лотос метафорически толкуется как олицетворение человеческой природы, пребывающей одновременно в материальном, духовном и интеллектуальном мирах. В индуизме лотос — цветок, возникший из пупа Вишну; согласно мифу, из этого цветка появился творец мироздания Брахма. По Е. П. Блаватской, это цветок олицетворяет вселенную, возникающую из неподвижного перводвигателя. Мистическая география индуизма соотносит плавающий по воде лотос с землей, образцы изображения лилии в геральдике и эмблематике. Верхний ряд: натуральные. Нижний ряд: стилизованные, условные. плывущей в мировом океане; в этой модели чашечка цветка олицетворяет священную гору Меру, а лепестки означают четыре стороны света. В Египте лотос символизирует рождение; он возник из первичного ила, и из него появился Демиург. В сочетании с папирусом лотос символизировал единство Египта (юг Египта — лотос, север — папирус). Лотос считался атрибутом Осириса, Гора, Исиды. Голубой нильский лотос, поскольку он цветет днем, а к вечеру закрывается, признавался эмблемой рассвета, пробуждения от сна; поэтому его клали в саркофаги, чтобы умершие наверняка проснулись в загробном мире. Белый лотос, наоборот, раскрывался только ночью и потому считался эмблемой сна.

Роза. Символ вечности, сердце мира, мистический центр, модель мироздания

(подобно восточному лотосу). Священный цветок Афродииты и Венеры, как богинь любви; библейская роза Шарона — олицетворение возлюбленной. Также священный

Семилепестковый цветок. — Boschius. Sumbolographia (1702). Семилепестковая роза как аллегория семи планет, семи стадий трансформации и т. д. — Fludd. Summum bonum

(1629), фронтиспис.

Восьмилепестковый цветок в качестве восьмого или первого из семи. — Recueil de figures astrologiques. Манускрипт (XVIII в.). цветок Исиды, поэтому в «Золотом осле» Апулея роза выступает как эмблема посвящения в культ богини. Роза — эмблема весны, возрождения, красоты, розовый бутон — эмблема девственности, увядшая роза — символ бренности, тлена, мимолетности житейских наслаждений. В эпоху эллинизма роза приобрела значение изнеженности, роскоши; с этих времен в язык вошли выражения

«спать на розах» и «бросать розы к ногам победителей». В христианстве белая роза — атрибут Девы Марии, красная роза символизирует страдания и кровь Христа. Шипы розы — свидетельство неизбежной кары за грехи («нет розы без шипов»). Ранние христиане в Риме клали розы на могилы в знак почестей и удовольствий, которых умершие были лишены при жизни. Так сложился католический праздник розалий — праздник поминовения умерших. Считалось, что розой, как «Христовым цветом», можно отпугнуть демона; жены рыцарей дарили своим отправлявшимся в поход мужьям розы в знак верности и святости любви. В Средние века возник и существующий по сей день высший знак отличия, которым Папа Римский награждает католических правителей, — знак «Золотая роза», вручаемый за Краснообелая роза, «золотой цветок» алхимии, место рождения filius philosophorum. — Ripley Scrowle. Манускрипт (1582). услуги церкви (поскольку французские короли трижды удостаивались этого знака, они получили право именоваться «христианнейшими»). В восточной традиции роза — эмблема земной любви. В придворной поэзии средневековой поры часто встречается мотив любви соловья к розе. Их союз толковался как синтез трех удовольствий — цвета, запаха и звука. Кроме того, роза символизировала вдохновение: при взгляде на нее соловей начинал петь громче и заливистее.

В настоящее время роза с красными лепестками и белыми тычинками —полуофициальная эмблема Англии (наравне с репейником как эмблемой Шотландии и нарциссом как эмблемой Уэльса). Желтая роза — официальная эмблема Пекина.


 

Заключение

Среди всего богатства символов и символически трактованных образов архитектуры русского модерна далеко не все символы равнозначны. Некоторые символы наиболее употребимы, поскольку несут в себе идеологию модерна, определяют его художественный мир. Раскрыть содержание некоторых из таких символов очень показательно для характеристики стиля модерн и его эпохи. Другие интересны тем, что происходят иной раз из самых древних пластов человеческого сознания. Третьи символы имеют важное социальное значение, несут особую функцию в контексте задачи жизнесозидания. Выявление социальной функции символики модерна открывает совершенно новую сторону эстетики символа. В книге все это проделано на конкретном анализе архитектурно- художественного материала. Проследив истоки, проникнув в природу символизма русского модерна и рассмотрев специфику его символики, задача исследования эстетики символа русской архитектуры стиля модерн кажется во многом решенной. Эстетика символа в ходе этого исследования открылась как глубокая, целостная и художественно плодотворная эстетическая концепция, в значительной степени определяющая всю концептуальную платформу стиля модерн. Тем не менее, данная книга не претендует на исчерпывающее изучение этого вопроса, но скорее – стремится обозначить эти проблемы и побудить к дальнейшему движению.


 

Список литературы.

Эстетика символа в архитектуре русского модерна С. И. Николаев.

К.М. Королев. Энциклопедия символов, знаков, эмблем.

В. И. Ивановская Орнамент стиля модерн.

https://ru.wikipedia.org

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.