Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 13. 1-2.Чем и как служить Господу?






1-2. Чем и как служить Господу? Тем, отвечает Св. Павел, что вам и ранее заповедано было, именно – братолюбием, страннолюбием, целомудрием, нестяжательностью, верою. С верою во Христа вы приняли и учение Его о братской взаимной любви, ибо Он заповедал нам любить друг друга, как самих себя (Лук. 10, 27-37). Тому же учили и все Апостолы Его (1 Иоан. 4, 20-21; Гал. 5, 13-15; 1 Кор. 13, 1-7). В этой взаимной любви вы и продолжайте пребывать и тем будете служить Господу. Вас учили так же оказывать гостеприимство странникам. Вы и исполняли эту заповедь, и теперь ее не забывайте исполнять. Сам Господь на суде скажет праведникам: странен бех и введосте Мене, (Мф. 25, 35); значит, оказывая гостеприимство странникам, мы оказываем его Самому Господу и тем заслужим благословение Его и наследие в Царстве небесном (Мф. 25, 34). И в ветхом завете Авраам под видом странников принял под свой кров Ангелов (Быт. 18 гл.), также и Лот (Быт. 19 гл.).

3. На суде своем Господь в заслугу праведникам поставит и то, что они служили узникам и больным: был болен и вы посетили Меня; в темнице был и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 36). Посему и Св. Павел заповедует христианам – помнить узников, с такою сердечной теплотой относиться к ним, - облегчать их нужды, как бы и вы сами были в узах, - как бы сами находились в таком же состоянии и терпели тоже самое. Не забывайте, говорит, и больных, так, как и сами вы облечены телом, которое подвержено разным болезням. – Также целомудрием должно служить Господу.

4. Брак узаконен Господом в начале, - создав мужа и жену, Он благословил их и сказал: раститесь и множитесь (Быт. 1, 28; Мф. 19, 5; Мар. 10, 6). Сам Господь Иисус Христос как бы освятил Его своим присутствием в Кане Галилейской (Иоан. 2, 2). Как учрежденное Богом Святое таинство Церкви Христовой (Ефес. 5, 25-33), христианский брак да будет честен, говорит, у всех вас, свят и ненарушим. И девственники, аскеты и монахи исполняют эту заповедь, если не порицают христианского брака, как таинства, как заповедь целомудрия; только по отношению к себе, предпочитая каждый честному сожительству двух супругов еще более честное – одинокую жизнь ради Единого Иисуса Христа (1 Кор. 7, 7-8; 32, 34) Но и брачное ложе не противоречит целомудрию, если оно будет свято и непорочно: всякий порок неверности, явный и тайный (в сердечном расположении) должен быть чужд христианского брака, поэтому всякое отступление от чистоты и целомудрия христианского брака есть блуд и прелюбодеяние, которые не только лишают человека способности зреть Господа (Евр. 12, 4, 16), но подвергнут грозному осуждению, и лишению царства небесного (1 Кор. 6, 9-10; Ефес. 5, 6). – Евреи искони имеют сребролюбивый нрав, который охлаждает надежду на Бога; поэтому Св. Павел увещевает их,

5-6. Нравом Апостол называет здесь взгляды людей на земное богатство, мысли и чувства их при виде сокровищ. Бывает, что не имеющий ни золота, ни серебра, ни других сокровищ, сребролюбив от одного пожелания и намерения сделаться богатым. Так как среди Палестинских христиан были ограбленные (в имущественном отношении), и располагали кое-какими небольшими средствами, то Св. Павел прибавил: будьте довольны тем, что имеете. А если и этого нет, то Св. Павел советует возложить всю надежду на Господа, Который сказал: не оставлю тебя, не покину тебя, - то есть надеющегося на Него. В виду этого мы смело можем говорить: Господь мне помощник и не убоюсь: что сделает мне человек? Вполне полагаясь на помощь Божию (Пс. 145, 5-9; 1 Кор. 10, 13). «Будем же и мы, говорит Св. Златоуст, творить тоже при всех искушениях и не бояться дел человеческих. Если Бог благоволит к нам, то никто не преодолеет нас. Как тогда, когда Он противится нам, не будет никакой пользы, если бы даже все были нашими друзьями, так и тогда, когда Он расположен к нам, не будет никакого вреда, если бы даже все восстали против нас». Для этого заповедует им хранить преподанную Им веру.

7-8. Вдумайтесь, говорит, глубже в жизнь своих наставников – Апостолов и учителей, особенно тех, которые мученическою кончиною запечатлели свою веру, как напр. Апостол Иаков и первомученик Стефан, - они до конца своей жизни сохранили чистою свою веру во Христа Господа и за нее пострадали. Такой вере и подражайте. Хотя вера их утверждалась личным учением Господа Иисуса Христа, при Котором они жили, но Он же, Христос, и в настоящее время живет между верующими благодатью Св. Духа и утверждает веру их, как будет делать и до окончания века, потому что Он неизменяем, Один: и тот же вовек.

6) Превосходство Христианских религиозных собраний пред религиозными собраниями ветхозаветными (XIII, 9-19).

9. Известно, что не все жертвы, приносимые евреями, по закону, в храм, сожигались на алтаре и отдавались жрецам, а часть их и кровавых (некоторых) и бескровных отдавалась принесшим их; с ними те отправлялись потом в свои дома, приглашали родных и знакомых и вкушали их, как освященные на алтаре. И христиане имели свои религиозные собрания, на которых, после молитв и песнопений, освящалась бескровная жертва Тела и Крови Христовых; ею приобщались собравшиеся верующие и после этого садились за общую трапезу, вечерю любви, на которую приносили, кто что может. Неверующие иудеи учили, что их собрания, от вкушения жертвенных явств, превосходнее христианских, потому что имеют более освятительной силы, именно, от жертвенных явств. Поэтому некоторые из христиан евреев оставляли христианские собрания, предпочитая им ветхозаветные неверующих иудеев (Евр. 10, 25). Св. Павел и пишет христианам: не увлекайтесь различными учениями, чуждыми нашей религии – Христовой. Весьма спасительно укрепляться христианам благодатными средствами, дарованными нам верою в Господа Иисуса Христа, каково, например, приобщение Тела и Крови Христовых, бываемое на христианских собраниях, а не явствами жертвенными, от которых самые усердные почитатели их не получили никакой пользы для очищения души от грехов и угождения Богу (Кол. 2, 16-17). Жертвой же Христовой очищаются все грехи, но только верующих в Него.

10-12. У нас, христиан, говорит, есть свой жертвенник, от которого не имеют права питаться не только евреи не христиане, но и самые левиты, если они предварительно не уверуют в Господа Иисуса Христа. Потому что этот жертвенник христианский и жертву, принесенную на нем, прообразовала очистительная жертва, приносимая за грехи народа первосвященником в день очищения. Животным, на которых возлагались грехи народа, выводились за стан народа и там сожигались все целиком, так что остатками этой жертвы никто не имел права питаться. Кровь же их вносилась первосвященником во Святое Святых для очищения народа. Так и наша истинная жертва за грехи людей, Иисуса Христа, принесена была Им на кресте вне города Иерусалима. Очевидно, что эту жертву Христову – Тело и Кровь Его, могут вкушать только верующие в Него и Его очистительную жертву, т. е. христиане. Итак, у христиан все разно от Иудеев: и завет, и обетования, и закон, и жертвы, и Первосвященник – Ходатай, и собрания, и все превосходнее для благоугождения Богу и спасения души. Поэтому Св. Павел побуждает Палестинских христиан выделиться из среды Иудеев неверующих и идти своей самостоятельной дорогой в обетованное им отечество в Царстве Христовом.

13-14. Наш Первосвященник, говорит, принес Свою жертву вне святынь Иудейских и города их, - вне религиозной и гражданской жизни Иудейства. Поэтому и мы, христиане, должны подражать Ему – выйти или отрешиться от религиозной и гражданской жизни Иудейства. Это, конечно, еще более озлобит неверующих против вас. Но и наш Первосвященник, Иисус Христос, перенес от них поругания и поношения и самую позорную смерть, чем Он и нам указал путь следования за Ним в Его славное Царство небесное. Там наше истинное вечное отечество, куда мы и должны стремиться; настоящая же жизнь наша на земле есть только временная, мы здесь только странники и пришельцы (Евр. 11, 13; Ефес. 2, 19). Поэтому нам должно всю жизнь свою устроить по будущему, - пренебречь временным, а искать и делать то только, что полезно и спасительно для вечного. – Поэтому и жертвы мы должны приносить Богу не телесные, а духовные, - полную преданность Его воле, по примеру Господа Иисуса Христа.

15. Господь наш, Иисус Христос, наш Первосвященник и Ходатай за нас пред Богом Отцом, принявши на Себя наше человеческое естество, подчинил его воле Божией, - послушлив был даже до смерти крестной (Фил. 2, 8); тем и крестною смертью Своей Он спас нас, примирив с Богом, и открыл нам вход в Царство небесное. И мы, путем веры в Него и, по примеру Его послушания воле Божией, при Его ходатайстве за нас, достигнем небесного Отечества. Для подчинения Своей воли воле Божией мы должны постоянно приносить себя в жертву Ему, вести, для самоумерщвления себя, постоянную борьбу с своими страстями и похотями, а Господа прославлять сердцем и устами за дарованный нам путь спасения. – Эту жертву хвалы мы и должны непрестанно приносить Господу. Но не одними устами должны мы прославлять Господа за Его благодеяния, но и делами любви христианской, как жертвой, Ему благоугодной.

16. Любовь наша к Богу выражается в любви к ближним нашим: Сам Иисус Христос на страшном суде Своем скажет праведникам: поелику вы сделали сие (дела любви ближним) одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Поэтому приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам (царство небесное) от сложения мира (Мф. 25, 34-40, 46). И Св. Иоанн Богослов говорит: не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Иоан. 40, 20). Поэтому и Св. Павел завещает Палестинским Христианам оказывать благотворение нуждающимся и находиться в живом сердечном общении друг с другом. Эта жертва, говорит, благоугодная Богу. – Особенно свою сердечную общительность и послушание должны они оказывать своим наставникам.

17. «Безначалие», говорит Св. Златоуст, везде зло, причина многих бедствий, начало беспорядка и смешения; особенно же в Церкви, тем опаснее, чем власть ее больше и выше. – Если корабль лишен кормчего, то потонет корабль, так и здесь, - если у паствы не будет пастыря, то все низвратится и уничтожится». Так как жизнь христиан не столько внешняя, сколько внутренняя, - духовная, воспитание которой требует опытных руководителей, которых и избрала Церковь из верующих, и им, после молитвы и рукоположения Апостольского или преемников их и ниспослания на них благодати Св. Духа, вверяла руководительное воспитание вверенных им душ. Поэтому они, говорит Св. Павел, неусыпно пекутся о душах ваших, боязнь страшной ответственности пред Богом за погибель какой-либо вверенной им души. Но это воспитательное руководство пастырей тогда может быть плодоносным, когда пасомые будут всем сердцем подчиняться им, слушаться их и исполнять их приказания. Если же этого не будет, то это огорчит пастырей, наведет на них уныние, ослабит их усердие, энергию, что будет не полезно как самим пастырям, угрожая ответственностью пред Богом, так и пасомым: Бог накажет их за неповиновение пастырю, да и сами они, лишаясь руководства пастыря, могут впасть в заблуждения по вере и нерадение по жизни. «Но, скажет кто-нибудь: как повиноваться начальнику нехорошему? Знаю, отвечает Св. Златоуст, что это не малое зло, и даже гораздо большее, чем безначалие, потому что лучше не управляться ни кем, нежели быть под управлением дурного начальника. В первом случае народ иногда подвергается опасности, а иногда и спасется, в последнем же всегда находится в опасности и падает в пропасть. Поэтому Св. Павел указывает, каким наставникам повиноваться, - таким, которые правою веру свою, которой учили подчиненных им, или запечатлели мученическою кончиною, или до конца сохранили ее чистою (ст. 7). Если начальник нехорош по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже ангел, сшедший с неба; если по отношению к жизни, то не беспокойся об этом, а поступай, как заповедал Христос: вся, елика рекут вам творите (книжники и фарисеи) (чему они учат) творите, по делом-же их не творите (Мф. 23, 2, 3); ибо от поведения других никто не получит вреда, потому что оно явно для всех, и такой человек, хотя бы он был тысячу раз нехорош, никогда не научит дурному. Но недостатки относительно веры не явны для всех, и дурной в этом отношении не постыдиться учить других». Св. Павел и себя причисляет к наставникам Палестинских христиан и просит их молитв к Богу о его освобождении из уз и возвращении им.

18-19. Св. Павла многие Евреи не любили, как отступника от закона их (Деян. 21, 22). Он, «как бы обращая речь свою к таким людям, которые были недовольны им, говорит: не представляйте против меня обвинений: совесть наша ни в чем не обвиняет нас, потому что во всем желаем вести себя честно, т.е. не только между язычниками, но и между вами мы ничего не делали по корыстолюбию, ничего – по лицемерию. Вероятно, в этом и обвиняли его Евреи. Я прошу ваших молитв за меня, особенно же прошу помолиться Господу со всем усердием – о том, чтобы Он возвратил меня к вам. Так может говорить не враг, а человек сильно любящий их». (Св. Злат.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.