Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






песнь (2 гл.)






Иерусалим предстает в разрушенном виде.

1 Как помрачил Господь во гневе Своем дщерь Сиона! с небес поверг на землю красу Израиля и не вспомнил о подножии ног Своих в день гнева Своего. 2 Погубил Господь все жилища Иакова, не пощадил, разрушил в ярости Своей укрепления дщери Иудиной, поверг на землю, отверг царство и князей его, как нечистых: 3 в пылу гнева сломил все роги Израилевы, отвел десницу Свою от неприятеля и воспылал в Иакове, как палящий огонь, пожиравший все вокруг; 4 натянул лук Свой, как неприятель, направил десницу Свою, как враг, и убил все, вожделенное для глаз; на скинию дщери Сиона излил ярость Свою, как огонь.

Тема Иерусалима – городские стены разрушены, как и все укрепительные сооружения, и не вспомнил о подножии ног Своих – т.е.храм и святыни также поруганы.

6 И отнял ограду Свою, как у сада; разорил Свое место собраний, заставил Господь забыть на Сионе празднества и субботы; и в негодовании гнева Своего отверг царя и священника. 7 Отверг Господь жертвенник Свой, отвратил сердце Свое от святилища Своего, предал в руки врагов стены чертогов его; в доме Господнем они шумели, как в праздничный день.

Итак, стены храма разрушены и очевидно, что автор этой песни был свидетелем всех этих событий. До этого пророк хорошо помнил шумные праздники, крые были до этого в Иерусалиме. Ликование неприятелей, ворвавшихся в храм, вполне сравнимо с тем, что было ранее у евреев.

8 Господь определил разрушить стену дщери Сиона, протянул вервь, не отклонил руки Своей от разорения; истребил внешние укрепления, и стены вместе разрушены. 9 Ворота ее вдались в землю; Он разрушил и сокрушил запоры их; царь ее и князья ее - среди язычников; не стало закона, и пророки ее не сподобляются видений от Господа.

Ворота вдались в землю – очевидное авторское свидетельство.

Не прояви себя Седекия таким непокорным, жизнь Иерусалима бы продолжалась, и все могло бы пойти по другому пути.

Физическое разрушение – полбеды. Самое страшное – это все сопровождается духовным опустошением. Нет князей, нет духовного управления, оскудение духовное, пророки не сподобляются видений – помимо того, что святилище разрушено. У людей пропала радость жизни.

Вся остальная часть – это то же самое продолжение описания состояния Иерусалима и причин бедствия. Например,

14 Пророки твои провещали тебе пустое и ложное и не раскрывали твоего беззакония, чтобы отвратить твое пленение, и изрекали тебе откровения ложные и приведшие тебя к изгнанию.

Конец этой песни печали – описание массового истребления людей:

21 Дети и старцы лежат на земле по улицам; девы мои и юноши мои пали от меча; Ты убивал их в день гнева Твоего, заколал без пощады. 22 Ты созвал отовсюду, как на праздник, ужасы мои, и в день гнева Господня никто не спасся, никто не уцелел; тех, которые были мною вскормлены и вырощены, враг мой истребил".

 

3 песнь

Представляет собой личный плач, личное сетование. Здесь пророк жалуется на личные стесненные обстоятельства. И здесь объясняются причины бедствий народа – неправедный суд, указываются пути избавления – обращение к Всевышнему.

4 песнь

Написана, возможно, уже после разрушения Иерусалима. Описывается жалкое состояние города. Золото потускло, святилище разрушено, князья унижены, народ находится в бедственном состоянии. Также указывается причина гнева Божия – в данном случае это грехи лжепророков и священников.

Народ ожидал помощи со стороны, но она не пришла, друзья изменили, и более того – сами бывшие союзники в борьбе с вавилонянами стали врагами.

4 гл. 21 Радуйся и веселись, дочь Едома, обитательница земли Уц! И до тебя дойдет чаша; напьешься допьяна и обнажишься. 22 Дщерь Сиона! наказание за беззаконие твое кончилось; Он не будет более изгонять тебя; но твое беззаконие, дочь Едома, Он посетит и обнаружит грехи твои.

Впоследствии мы вернемся к этому месту, когда будем говорить о пророчестве об Идумее у пророка Авдия.

5 песнь.

Здесь помимо сетования содержится и молитва за Израиль. Бедственное состояние находится уже на совершенно ином уровне. Уже враги чувствуют себя хозяинами на земле, а сами обитатели земли находятся в бесправном положении.

7 Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их.

В кн.же Иезекииля будет говориться об индивидуальной ответственности за грех.

Структура песни: начало и конец – это обращение к Богу, середина – это описание бедственного состояния. Завершение песни – это молитва о милости Божией к Израилю.

 

ПОСЛАНИЕ ИЕРЕМИИ

Книга неканоническая, более того – анализ книги показывает, что она никак не м.принадлежать Иеремии, потому что автор послания явно был хорошо знаком со всеми вавилонскими обычаями и культами. И на этом делается акцент. Такой стиль изложения полностью, совершенно отличен от стиля пророка Иеремии, крый никогда не вступал в полемику относительно ложности язычества. Он говорил лишь о необходимости праведности и поиска истины.

Но самая главная причина, почему это послание не м.принадлежать Иеремии – т.к.оригинал послания Иеремии вавилонским переселенцам помещено в 29 главе его книги, и идеи там изложены совершенно иные.

Оригинал греческий. В Вульгате же помещено в последней главе кн.Варуха.

Краткий обзор послания.

3 Войдя в Вавилон, вы пробудете там многие годы и долгое время, даже до семи родов; после же сего Я выведу вас оттуда с миром.

Это полностью противоречит содержанию др.его послания и пророчеству о 70-летнем вавилонском плене.

Затем идет полемика против язычества. Описывается ложность идолов. Идолов выделывает художник, их украшают золотом, серебром и дорогими украшениями, перед ним зажигают светильники, но ничем этим они воспользоваться не могут, все эти дорогие украшения не спасают их от ржавчины и моли, по ним ползают кошки и крысы, другие животные, они совершенно бессильны, ни на что не способны – дать что-либо человеку. Бывает так, что и сами языческие жрецы совершают злоупотребления в капищах, злоупотребляют жертвоприношениями и дарами идольскими, присваивают их себе. Соответственно, обычные животные – и те выше их.

72 Итак, лучше человек праведный, не имеющий идолов, ибо он - далеко от позора.

 

КНИГА ПРОРОКА ВАРУХА

Тоже книга неканоническая, в еврейской Библии ее нет.

О личности Варуха:

1 Слова книги, которые написал Варух, сын Нирии, сына Маасея, сына Седекии, сына Асадия, сына Хелкии, в Вавилоне, 2 в пятый год, в седьмой день месяца, в то время, когда Халдеи взяли Иерусалим и сожгли его огнем.

Указывается родословие Варуха до 5-го колена. Это говорит о знатности пророка. Пророк занимал видное светское положение. Он был учеником пророка Иеремии, записывал пророчества Иеремии, когда последний находился в тюрьме и не мог лично обратиться со своим словом. Кроме того, Варух после разрушения Иерусалима был взят в плен и освобожден по просьбе Иеремии. Он так и оставался с прор.Иеремией до конца его жизни, был вместе с ним уведен в Египет.

В книге м.выделить пролог, эпилог и 4 части.

3, 9-38:

9 Слушай, Израиль, заповеди жизни, внимайте, чтобы уразуметь мудрость. 10 Что это значит, Израиль, что ты находишься в земле врагов? Состарился ты в чужой земле, осквернился вместе с мертвыми, 11 причислен к находящимся в аде, 12 оставил источник премудрости. 13 Если бы ты ходил путем Божиим, то жил бы в мире вовеки. 14 Познай, где находится мудрость, где сила, где знание, чтобы вместе с тем узнать, где находится долгоденствие и жизнь, где находится свет очей и мир. 15 Кто нашел место ее, и кто взошел в сокровищницы ее? 16 Где князья народов и владевшие зверями земными, забавлявшиеся птицами небесными, 17 и собиравшие серебро и золото, на которые надеются люди, и стяжаниям которых нет конца? 18 Где те, которые занимались серебряными изделиями, и которых изделиям нет числа? 19 Они исчезли и сошли в ад, и вместо них восстали другие. 20 Позднейшие видели свет и жили на земле, но пути мудрости не познали; 21 не уразумели стезей ее, и не достигли ее сыновья их: они были далеко от пути ее. 22 Не было слышно о ней в Ханаане, и не было видно ее в Фемане. 23 Сыновья Агари искали земного знания, равно и купцы Мерры и Фемана, и баснословы и исследователи знания; но пути премудрости не познали и не заметили стезей ее. 24 О, Израиль! как велик дом Божий, и как пространно место владычества его! 25 Велик он и не имеет конца, высок и неизмерим. 26 Там были изначала славные исполины, весьма великие, искусные в войне. 27 Но не их избрал Бог, и не им открыл пути премудрости; 28 и они погибли оттого, что не имели мудрости, погибли от неразумия своего. 29 Кто взошел на небо, и взял ее, и снес с облаков? 30 Кто перешел моря и нашел ее, и кто принесет ее, лучшую чистого золота? 31 Нет никого, знающего путь ее, ни помышляющего о стезе ее. 32 Но Знающий все знает ее; Он открыл ее Своим разумом, Тот, Который сотворил землю на вечные времена и наполнил ее четвероногими скотами, 33 Который посылает свет, и он идет, призвал его, и он послушался Его с трепетом; 34 и звезды воссияли на стражах своих, и возвеселились. 35 Он призвал их, и они сказали: " вот мы", и воссияли радостью пред Творцом своим. 36 Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. 37 Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. 38 После того Он явился на земле и обращался между людьми.

Свойства премудрости:

1 – непознаваемость. Ее не смогли познать мудрецы этого мира. Премудрость – это свойство Божие, Бог владеет ей. Он открыл ее рабу своему Израилю, и она является вечным законом жизни. Последняя фраза рассматривается как мессианское пророчество (38 ст.).

В Рожд.сочельник эта паремия читается под именем Иеремии, и, видимо, ее рассматривают как составную часть кн.Иеремии.

Книга изначально написана на еврейском, но до нас дошел только греч.текст.

 

КНИГА ИЕЗЕКИИЛЯ

Пророк Иезекииль был современником Иеремии. Был не только священником, но и родственником Иеремии – из рода Ааронова. Был уведен в Вавилон вместе с царем Иехонией и там призван на пророческое служение. Его пророч.служение м.разделить на два периода – до и после разрушения Иерусалима. Его пророчества резко различаются по стилю.

Первое пророчество – 1-30 главы книги. Здесь – обличительные пророчества, обличает идолопоклонство. Предсказывает и изображает разрушение Иерусалима, призывает к обращению к Богу и нравственному исправлению.

Гл.31-48 - После разрушения Иерусалима его пророчества приобретают утешительный характер. Предсказывает возвращение к вере и возрождение Иудеи.

Особенности его пророчеств:

Сначала (до разрушения Иерусалима) Господь отнял у него дар речи, т.е.он стал немым. За исключением тех случаев, когда он д.был изречь пророчества.

О конце жизни его ничего неизвестно, ясно, что умер в Вавилоне.

Деление книги по содержанию:

1-3 гл. – призвание пророка, описание видения величественной славы Божией.

4-24 гл. – описание угроз, обличений и символических действий пророка, крые предсказывали разрушение Иерусалима. Совершенно явное описание языческого культа в Иерусалиме, вещи называются своими именами, особенно в 8 гл. Называются и действующие имена, крые, видимо, были хорошо известны не т.самому пророку, но и тем, кто жил с ним.

25-32 гл. – пророчество о соседних народах.

33-39 гл. – утешительные пророчества о возрождении Иудеи.

40-48 гл. – описание видения нового города и нового храма.

 

Призвание пророка Иезекииля.

Призвание было в 5-й год правления царя Иоакима при реке Ховаре. Трудно передать величие этого видения, представить себе то, что видел пророк.

Пророк пал ниц перед величием этого видения, но был поставлен на ноги.

2, 3-7. 3 И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. 4 И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: " так говорит Господь Бог! " 5 Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них. 6 А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их, если они волчцами и тернами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов; не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они мятежный дом; 7 и говори им слова Мои, будут ли они слушать, или не будут, ибо они упрямы.

Дело пророка – увещать.

8 Ты же, сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе; не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе. 9 И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. 10 И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: " плач, и стон, и горе". 3 гл.1 И сказал мне: сын человеческий! съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву. 2 Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток; 3 и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мед.

Это можно назвать тайносовершительным моментом посвящения Иезекииля в пророки. Пророк съедает свиток со словами «плач, стон и горе», а в устах становится сладко, как мед. Т.е.пророк, когда возвещает слова бедствия, это д.приносить ему радость.

4-9 ст.: 4 И Он сказал мне: сын человеческий! встань и иди к дому Израилеву, и говори им Моими словами; 5 ибо не к народу с речью невнятною и с непонятным языком ты посылаешься, но к дому Израилеву, 6 не к народам многим с невнятною речью и с непонятным языком, которых слов ты не разумел бы; да если бы Я послал тебя и к ним, то они послушались бы тебя;
7 а дом Израилев не захочет слушать тебя; ибо они не хотят слушать Меня, потому что весь дом Израилев с крепким лбом и жестоким сердцем. 8 Вот, Я сделал и твое лице крепким против лиц их, и твое чело крепким против их лба. 9 Как алмаз, который крепче камня, сделал Я чело твое; не бойся их и не страшись перед лицем их, ибо они мятежный дом.

Итак, пророк д.возвещать Слово Божие тем, кто, как он заведомо знает, его не послушает, но это его не д.огорчать. Т.образом, они не слушают бога.

Также о смысле пророческого служения:

17-21 ст. 17 сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. 18 Когда Я скажу беззаконнику: " смертью умрешь! ", а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. 19 Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою. 20 И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих. 21 Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлен, и ты спас душу твою.

Т.о., дело пророка – увещать. Пророк не может отвечать за то, что его не слушают, а м.отвечать только за свою собственную пророческую деятельность. И если он увещал нарушителя закона, а тот не послушал его, то пророк не несет за это ответственности. Если же пророк не выполнил своей миссии, не увещал грешника, то он несет полную ответственность за его гибель. Воля Божия никому насильственно не навязывается, оно всем предлагается.

То же самое будет повторено в 33 главе.

27 А когда Я буду говорить с тобою, тогда открою уста твои, и ты будешь говорить им: " так говорит Господь Бог! " кто хочет слушать, слушай; а кто не хочет слушать, не слушай: ибо они мятежный дом.

В этом особенность пророка Иезекииля – он не мог говорить, за исключением случаев, когда он получал пророчество, новое откровение Бога.

 

Символические действия прор.Иезекииля

4 гл. – изображение осады Иерусалима.

1 И ты, сын человеческий, возьми себе кирпич и положи его перед собою, и начертай на нем город Иерусалим; 2 и устрой осаду против него, и сделай укрепление против него, и насыпь вал вокруг него, и расположи стан против него, и расставь кругом против него стенобитные машины; 3 и возьми себе железную доску, и поставь ее как бы железную стену между тобою и городом, и обрати на него лице твое, и он будет в осаде, и ты осаждай его. Это будет знамением дому Израилеву. 4 Ты же ложись на левый бок твой и положи на него беззаконие дома Израилева: по числу дней, в которые будешь лежать на нем, ты будешь нести беззаконие их.

Видимо, народ не верил пророку, не верил, что Иерусалим м.быть разрушен, поэтому пророк применяет символические действия – изображает осаду Иерусалима.

5 И Я определил тебе годы беззакония их числом дней: триста девяносто дней ты будешь нести беззаконие дома Израилева.
6 И когда исполнишь это, то вторично ложись уже на правый бок, и сорок дней неси на себе беззаконие дома Иудина, день за год, день за год Я определил тебе.

Почему такие цифры – сказать трудно.

7 И обрати лице твое и обнаженную правую руку твою на осаду Иерусалима, и пророчествуй против него.
8 Вот, Я возложил на тебя узы, и ты не повернешься с одного бока на другой, доколе не исполнишь дней осады твоей.

Трудное место. Говорится, что пророк д.пророчествовать не в пользу Иерусалима, а против него.

9 Возьми себе пшеницы и ячменя, и бобов, и чечевицы, и пшена, и полбы, и всыпь их в один сосуд, и сделай себе из них хлебы, по числу дней, в которые ты будешь лежать на боку твоем; триста девяносто дней ты будешь есть их.
10 И пищу твою, которою будешь питаться, ешь весом по двадцати сиклей в день; от времени до времени ешь это.
11 И воду пей мерою, по шестой части гина пей; от времени до времени пей так.
12 И ешь, как ячменные лепешки, и пеки их при глазах их на человеческом кале.
13 И сказал Господь: так сыны Израилевы будут есть нечистый хлеб свой среди тех народов, к которым Я изгоню их.

Итак, всеми действиями пророк изображал осаду Иерусалима и голод внутри него.

 

Второе символич.действие – в 5 главе.

1 А ты, сын человеческий, возьми себе острый нож, бритву брадобреев возьми себе, и води ею по голове твоей и по бороде твоей, и возьми себе весы, и раздели волосы на части.
2 Третью часть сожги огнем посреди города, когда исполнятся дни осады; третью часть возьми и изруби ножом в окрестностях его; и третью часть развей по ветру; а Я обнажу меч вслед за ними.
3 И возьми из этого небольшое число, и завяжи их у себя в полы.
4 Но и из этого еще возьми, и брось в огонь, и сожги это в огне. Оттуда выйдет огонь на весь дом Израилев.

Объяснение этого символич.действия – здесь же, в 5 главе.

Бритье волос – тоже символич.действие, крое означает судьбу Израиля.

 

Символическое действие в 12 главе.

1 И было ко мне слово Господне:
2 сын человеческий! ты живешь среди дома мятежного; у них есть глаза, чтобы видеть, а не видят; у них есть уши, чтобы слышать, а не слышат; потому что они - мятежный дом.
3 Ты же, сын человеческий, изготовь себе нужное для переселения, и среди дня переселяйся перед глазами их, и переселяйся с места твоего в другое место перед глазами их; может быть, они уразумеют, хотя они - дом мятежный;
4 и вещи твои вынеси, как вещи нужные при переселении, днем, перед глазами их, и сам выйди вечером перед глазами их, как выходят для переселения.
5 Перед глазами их проломай себе отверстие в стене, и вынеси через него.
6 Перед глазами их возьми ношу на плечо, впотьмах вынеси ее, лице твое закрой, чтобы не видеть земли; ибо Я поставил тебя знамением дому Израилеву.
7 И сделал я, как повелено было мне; вещи мои, как вещи нужные при переселении, вынес днем, а вечером проломал себе рукою отверстие в стене, впотьмах вынес ношу и поднял на плечо перед глазами их.
8 И было ко мне слово Господне поутру:
9 сын человеческий! не говорил ли тебе дом Израилев, дом мятежный: " что ты делаешь? "
10 Скажи им: так говорит Господь Бог: это - предвещание для начальствующего в Иерусалиме и для всего дома Израилева, который находится там.
11 Скажи: я знамение для вас; что делаю я, то будет с ними, - в переселение, в плен пойдут они.
12 И начальствующий, который среди них, впотьмах поднимет ношу на плечо и выйдет. Стену проломают, чтобы отправить его через нее; он закроет лице свое, так что не увидит глазами земли сей.
13 И раскину на него сеть Мою, и будет пойман в тенета Мои, и отведу его в Вавилон, в землю Халдейскую, но он не увидит ее, и там умрет.
14 А всех, которые вокруг него, споборников его и все войско его развею по всем ветрам, и обнажу вслед их меч.

Пророк символич.действием изображает предстоящее переселение, и особенно в первую очередь – знамение для начальствующего, т.е.для царя Седекии. Через пролом в стене халдеи ворвались в Иерусалим, через тайный ход царь Седекия покинул город, но он был застигнут, приведен к царю Вавилонскому и ослеплен.

 

И утешительное символич.действие – в 37 главе.

15 И было ко мне слово Господне:
16 ты же, сын человеческий, возьми себе один жезл и напиши на нем: " Иуде и сынам Израилевым, союзным с ним"; и еще возьми жезл и напиши на нем: " Иосифу"; это жезл Ефрема и всего дома Израилева, союзного с ним.
17 И сложи их у себя один с другим в один жезл, чтобы они в руке твоей были одно.
18 И когда спросят у тебя сыны народа твоего: " не объяснишь ли нам, что это у тебя? ",
19 тогда скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я возьму жезл Иосифов, который в руке Ефрема и союзных с ним колен Израилевых, и приложу их к нему, к жезлу Иуды, и сделаю их одним жезлом, и будут одно в руке Моей.
20 Когда же оба жезла, на которых ты напишешь, будут в руке твоей перед глазами их,
21 то скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду и приведу их в землю их.
22 На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперед разделяться на два царства.

Т.е.это пророчество о восстановлении израильского царства, о восстановлении колен израильских и о прекращении вражды между ними.

 

УЧЕНИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ГРЕХ

14 гл. 12 И было ко мне слово Господне:
13 сын человеческий! если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступив от Меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот;
14 и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, - то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог.

Трудно сказать, почему упоминается Даниил, т.к.он был жив и был современником Иезекииля. Для живого человека всегда есть опасность согрешить.

Эти 3 человека не имели власти перед Богом заступиться за свой народ.

На эту же тему – в 18 гл.

Тут это учение развито более обширно и носит в большей степени утешительный характер.

1 И было ко мне слово Господне:
2 зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: " отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"?
3 Живу Я! говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле.
4 Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет.
5 Если кто праведен и творит суд и правду,
6 на горах жертвенного не ест и к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет и к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается,
7 никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою,
8 в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный,
9 поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог.

Основная мысль этой части – «праведник жив будет».

10 Но если у него родился сын разбойник, проливающий кровь, и делает что-нибудь из всего того,
11 чего он сам не делал совсем, и на горах ест жертвенное, и жену ближнего своего оскверняет,
12 бедного и нищего притесняет, насильно отнимает, залога не возвращает, и к идолам обращает глаза свои, делает мерзость,
13 в рост дает, и берет лихву; то будет ли он жив? Нет, он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет, кровь его будет на нем.

Т.е.грешник погибнет, и здесь нет связи между отцом и сыном.

14 Но если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им:
15 на горах жертвенного не ест, к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет,
16 и человека не притесняет, залога не берет, и насильно не отнимает, хлеб свой дает голодному, и нагого покрывает одеждою,
17 от обиды бедному удерживает руку свою, роста и лихвы не берет, исполняет Мои повеления и поступает по заповедям Моим, - то сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив.
18 А отец его, так как он жестоко притеснял, грабил брата и недоброе делал среди народа своего, вот, он умрет за свое беззаконие.
19 Вы говорите: " почему же сын не несет вины отца своего? " Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив.
20 Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается.

Т.е.получается, что если у грешного отца праведный сын – сын не будет нести вины за беззакония отца. Но как это сочетается с 34 гл.Исхода (явление славы Божией Моисею, где Гдь называет Свое Имя и являет Свои свойства) прощает вину, но не оставляет без наказания до 3 и 4го рода. Противоречия, видимо, нет. Здесь в этом утешительном контексте пророк говорит о том, что спасение возможно для каждого – в ветхозаветном смысле. Оставляет надежду для каждого, независимо от того, какими были его предки.

То, что говорит Гдь Моисею – скорее последствия греха. Иезекииль вовсе не хочет сказать, что последствия греха не будут распространяться на детей, а только то, что сын не понесет на себе вины. Вины нет, но последствия остаются.

21-23 ст. 21 И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет.
22 Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет.
23 Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?

Каждому открыто покаяние, т.е.если беззаконник встанет на путь праведности, то его беззаконие не припомнится.

24 И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет.
25 Но вы говорите: " неправ путь Господа! " Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? не ваши ли пути неправы?
26 Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то умирает, то он умирает за беззаконие свое, которое сделал.

И праведник тоже может согрешить, это противоположный случай. Соответственно, праведные дела его ему уже не припомнятся. «В чем застану, в том и сужу».

27 И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, - к жизни возвратит душу свою.
28 Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие делал; он будет жив, не умрет.

Все-таки акцент делается на обращении беззаконника, чтобы все были живы.

31-32. 31 Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?
32 Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!

Господь хочет не смерти, а жизни, покайтесь и живите.

 

ОБЯЗАННОСТИ ПАСТЫРЯ

33 гл.Иезек.

Почти дублируется 3 гл.книги пророка. Обязанности пророка и пастыря в сущности совпадают.

33, 7 - 7 И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня.

Вот почему еще раз эти обязанности повторяются. Теперь еще раз, после разрушения Иерусалима. Потому что внутренней организации иудейского общества уже не существует, руководители уничтожены, священства нет, все находятся в одинаковом положении пленников. И пророческое служение остается единственным организующим началом еврейского общества.

1 И было ко мне слово Господне:
2 сын человеческий! изреки слово к сынам народа твоего и скажи им: если Я на какую-либо землю наведу меч, и народ той земли возьмет из среды себя человека и поставит его у себя стражем;
3 и он, увидев меч, идущий на землю, затрубит в трубу и предостережет народ;
4 и если кто будет слушать голос трубы, но не остережет себя, - то, когда меч придет и захватит его, кровь его будет на его голове.
5 Голос трубы он слышал, но не остерег себя, кровь его на нем будет; а кто остерегся, тот спас жизнь свою.
6 Если же страж видел идущий меч и не затрубил в трубу, и народ не был предостережен, - то, когда придет меч и отнимет у кого из них жизнь, сей схвачен будет за грех свой, но кровь его взыщу от руки стража.

Здесь приведен всем понятный и доступный на востоке образ – дежурного часового, городского стража. И приведена всем понятная аналогия – если охранник города предостерег жителей об опасности, но кто-либо этому голосу не внял, тот сам несет ответственность за свою гибель. Наоборот, если он не предупредил жителей, то он несет ответственность за их гибель.

8 Когда Я скажу беззаконнику: " беззаконник! ты смертью умрешь", а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, - то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей.
9 Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, - то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою.

Итак, пророк является таким вот стражем. Он должен обличать грешного человека. Если пророк исполняет свои обязанности, а грешник не кается, то в таком случае пророк не несет за него ответственности, как и наоборот – если пророк не выполняет своей миссии, не борется с грехом, то он несет ответственность за гибель людей.

И еще в этой главе интересный момент – повторяются те же тезисы, то и в 18 главе.

10 И ты, сын человеческий, скажи дому Израилеву: вы говорите так: " преступления наши и грехи наши на нас, и мы истаеваем в них: как же можем мы жить? "
11 Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?
12 И ты, сын человеческий, скажи сынам народа твоего: праведность праведника не спасет в день преступления его, и беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего, равно как и праведник в день согрешения своего не может остаться в живых за свою праведность.
13 Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, - то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал.
14 А когда скажу беззаконнику: " ты смертью умрешь", и он обратится от грехов своих и будет творить суд и правду,
15 если этот беззаконник возвратит залог, за похищенное заплатит, будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого, - то он будет жив, не умрет.
16 Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему; он стал творить суд и правду, он будет жив.
17 А сыны народа твоего говорят: " неправ путь Господа", тогда как их путь неправ.
18 Когда праведник отступил от праведности своей и начал делать беззаконие, - то он умрет за то.
19 И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив.
20 А вы говорите: " неправ путь Господа! " Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его.

Итак, человек создан не на погибель, а для жизни, и Гдь каждого зовет на этот путь жизни. Для каждого грешника открыт путь покаяния и жизни.

 

ОБЛИЧЕНИЕ НЕРАДИВЫХ ПАСТЫРЕЙ

Сама тематика очень похожа на аналогич.пророчества Иеремии, разве что обличает немного другими словами. Здесь же есть предсказания о Мессии.

34 гл. 1 И было ко мне слово Господне:
2 сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри?
3 Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли.
4 Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью.
5 И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому.
6 Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их.

В чем вина пастырей у Иез.? В отлич.от Иеремии, где он говорит, что пастырь губит и разгоняет овец, здесь даже такого не сказано. Вина пастыря не в том, что он сам грешен, что сам ведет порочный образ жизни. Он сам м.быть и неплохой человек, даже праведный. А вина в том, что они не пасли стадо. «Пасли самих себя», были озабочены своим материальным положением. (Пастыри – совсем не обязательно священники). А об овцах, о стаде не заботились. Хотя они должны были сами искать этих овец, искать потерянную, возвращать угнанную. Соответственно, при таком типе правления овцы рассеиваются.

7 Посему, пастыри, выслушайте слово Господне.
8 Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли, -
9 за то, пастыри, выслушайте слово Господне.
10 Так говорит Господь Бог: вот, Я - на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их.

Итак, приговор, крый м.устрашить любого человека, находящегося у власти. У пастырей отнимется стадо. Дальше, 11-24 ст.- мессианское пророчество.

11 Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их.
12 Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный.
13 И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках и на всех обитаемых местах земли сей.
14 Буду пасти их на хорошей пажити, и загон их будет на высоких горах Израилевых; там они будут отдыхать в хорошем загоне и будут пастись на тучной пажити, на горах Израилевых.
15 Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог.
16 Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде.

Можно охарактеризовать эти стихи так – то, что не выполнено пастырями израильскими, эта миссия принимается на Себя Богом.

17 Вас же, овцы Мои, - так говорит Господь Бог, - вот, Я буду судить между овцою и овцою, между бараном и козлом.
18 Разве мало вам того, что пасетесь на хорошей пажити, а между тем остальное на пажити вашей топчете ногами вашими, пьете чистую воду, а оставшуюся мутите ногами вашими,
19 так что овцы Мои должны питаться тем, что потоптано ногами вашими, и пить то, что возмущено ногами вашими?
20 Посему так говорит им Господь Бог: вот, Я Сам буду судить между овцою тучною и овцою тощею.
21 Так как вы толкаете боком и плечом, и рогами своими бодаете всех слабых, доколе не вытолкаете их вон, -
22 то Я спасу овец Моих, и они не будут уже расхищаемы, и рассужу между овцою и овцою.

Истинное пастырство, неотъемлемая часть его – это правильный суд. Здесь дается оригинальный образ – сильные животные быстрее пробираются к воде, выбирают лучшие участки пастбища. Естественно при этом, что они затаптывают пастбище ногами, копытами, так же как и мутят воду на водопое. Более слабым приходится пить мутную воду и жевать помятую траву. Сам Бог берет на Себя функции правосудия.

23 И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем.
24 И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это.

Гдь будет высшим Пастырем, но будет пасти посредством единого пастыря Давида. Давид будет истинным пастырем. Соответственно, Гдь будет их Богом, а Давид будет их князем.

Последующая часть 25-31 стихи – предсказывает заключение Нового Завета, завета мира, и время Давида будет временем мирным.

 

ПРОРОЧЕСТВО О ВОСКРЕСЕНИИ

Иез.37 гл.

1 Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей,
2 и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи.
3 И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это.
4 И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: " кости сухие! слушайте слово Господне! "
5 Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете.
6 И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь.
7 Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею.
8 И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них.
9 Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут.
10 И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои - весьма, весьма великое полчище.

Пророчество имеет два смысла – исторический и эсхатологический. Поле, полное человеческих костей – это было напоминанием о том, сколько народа погибло во времена завоевания земли обетованной. По слову пророка кости стали сближаться, потом покрылись жилами, плотию, и затем в них вошел дух.

11 И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии - весь дом Израилев. Вот, они говорят: " иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня".
12 Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву.
13 И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших,
14 и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это - и сделал, говорит Господь.

В историч.смысле это пророчество о возвращении изгнанников из плена. Это один смысл.

Др.смысл – не надо забывать, что в землю Изр.вернулись потомки переселенцев. А здесь в букв.смысле показывается оживление мертвых тел. И здесь пророчество носит эсхатологич.характер. Сначала происходит срастание костей и покрытие плотию, а потом уже мертвые тела оживают. Именно тогда, когда в них опять вдыхается дух. Т.е.здесь происходит тот же самый процесс, что и с первозданным человеком. «Вложу в вас Дух Мой, и оживете». Человек тогда становится живым, когда в него вводится Дух Божий. Как здесь не вспомнить, что сказано в апок. – творение нового неба и нового земли и преображение человеческих тел.

 

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ НОВОГО ГОРОДА И ХРАМА

Это пророчество тоже имеет эсхат.оттенок – по нескольким причинам.

1 – потому что многое из этого видения нереально, что не м.иметь места в реальной жизни.

2 – эти главы перекликаются с началом кн.Иезекииля. Там он тоже был перенесен в Иерусалим, видел совершающийся в нем грех, видел, как слава Божия покидала храм. В момент этого нового видения город и храм были разрушены. Храмов не существовало.

Пророк же видел город и храм как уже существующие. Они приготовлены, но в городе пока еще никто не живет, и в храме еще ничего не совершается. И в этот город и храм вновь входит слава Божия. Теперь этот город д.стать городом праведности и местом служения Богу.

1 – 40-43 гл. – описание Храма. В целом храм очень напоминает, почти полностью – описание храма Соломона.

2 – 43-47 гл. – повторяются законы о богослужении, о жертвеннике, о священниках и левитах. В этой же части есть некрые эсхатологич.стихи.

3 – 47-48 гл. – распределение земли обетованной между коленами. Здесь есть интересный момент, в 47 гл. эта нереальная черта.

1 Потом привел он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника.
2 И вывел меня северными воротами, и внешним путем обвел меня к внешним воротам, путем, обращенным к востоку; и вот, вода течет по правую сторону.
3 Когда тот муж пошел на восток, то в руке держал шнур, и отмерил тысячу локтей, и повел меня по воде; воды было по лодыжку.
4 И еще отмерил тысячу, и повел меня по воде; воды было по колено. И еще отмерил тысячу, и повел меня; воды было по поясницу.
5 И еще отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток.
6 И сказал мне: " видел, сын человеческий? " и повел меня обратно к берегу этого потока.
7 И когда я пришел назад, и вот, на берегах потока много было дерев по ту и другую сторону.
8 И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми.
9 И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды в море сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все будет живо там.
10 И будут стоять подле него рыболовы от Ен-Гадди до Эглаима, будут закидывать сети. Рыба будет в своем виде и, как в большом море, рыбы будет весьма много.
11 Болота его и лужи его, которые не сделаются здоровыми, будут оставлены для соли.
12 У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание.

Поток воды течет из святилища, и он так усиливается, что делает живой всю окружающую местность. Он явно стекает в Мертвое море, и там будет водиться рыба, благодаря этому потоку, и она будет изобиловать, а деревья будут приносить пищу.

Дальше идет распределение земли между коленами, принципиально новое. По возвращении из плена земля не была т.образом распределена, т.е.здесь тоже пророчество имеет эсхатологич.смысл.

 

ВИДЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕННЫХ ВРАТ ХРАМА

44 гл. 1 И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены.
2 И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены.
3 Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет.
4 Потом привел меня путем ворот северных перед лице храма, и я видел, и вот, слава Господа наполняла дом Господа, и пал я на лице мое.

В данном случае можно толковать это место исходя из его богослужебного употребления. Привел обратно к воротам святилища – означает новое откровение. С этими воротами д.быть связано какое-то важное событие. И об этом событии прямо говорится: через эти ворота слава Божия прошла, и этими же воротами она придет в храм.

Есть хлеб перед Господом - Параллельное место в Евангелии – Ин.4, 34 – 34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

После этого откровения пророк видит храм, наполняющийся славой Божией. Почему является паремией на Богородичные праздники – п.что в этих закрытых вратах усматривали девство Божией Матери. Это является прообразом приснодевства.

 

КНИГА ПРОРОКА ДАНИИЛА

1 В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его.
2 И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего.
3 И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел
4 отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому.

Из этих стихов видим осн.биографич.данные о Данииле. Раньше других попал в Вавилонский плен, еще во времена царя Иоакима. С др.стороны, он не пережил ни нашествия 597 года при Иехонии, ни тем более разрушения Иерусалима. Здесь же узнаем, что он был если не из царского, то из княжеского рода, в Иудее занимал высокое положение в обществе. И что было в обычае у поработителей – они были взяты в Вавилон для освоения халдейского языка и наук с целью последующего служения при вавилонском дворе. Поэтому его книга ориентирована не на судьбу иудеев, а скорее наоборот – на судьбу халдеев, Вавилона, на будущее царство.

Пророк Даниил занимал высокое положение при дворце сначала при вавилонских царях, а потом при персидских правителях. Он являет собой вместе с др.юношами пример веры и благочестия, проявленные в чужой стране. Его благочестие вполне сравнимо с пророком Моисеем. Он, как и Моисей, получил воспитание в чужой стране, языческой культуре, языческой среде, но никогда не переставал обращаться к Богу Израилеву. Неоднократно он истолковывал царю Навуходоносору его сны.

В его книге есть христианское пророчество о 70-ти седминах.

Нет никаких сведений, что он вернулся на родину. Вероятно, умер и был похоронен здесь же в Вавилоне, где прошла вся его жизнь.

Авторство книги.

Замечаний против авторства Даниила не было, а всегда были замечания против реальности тех событий, крые там описаны. Слова Христа, подтверждающие авторство Даниила – как увидите мерзость запустения на месте святом, как сказано у Даниила…

Также в пользу его авторства – язык. Часть книги написана на арамейском языке, что выдает в авторе человека, крый жил в Вавилоне и был хорошо знаком с вавилонской культурой и языком.

Состав книги.

В еврейской Библии – состоит из 12 глав. В Септуагинте, а оттуда в славянской и русской Библии – из 14 глав. Последние 2 главы считаются неканоническими. Кроме того, в 3-ей главе содержится неканоническая вставка с 24-90 стихи. Это молитва Азарии и песнь трех отроков. Это место тоже считается неканоническим, явно христианского происхождения.

Начало и конец книги написаны на еврейском языке. Середина книги (2-7 главы) – на арамейском языке. Т.е.все события, крые происходили во дворце царя вавилонского – речи магов и т.д. – записаны в оригинале.

Перевод этой книги по Септуагинте в первые века христианства вышел из употребления, т.к.содержал много ошибок, и был введен в действие перевод Феодотиона.

 

ПРОРОЧЕСКОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ ДАНИИЛОМ СНОВИДЕНИЙ НАВУХОДОНОСОРА

2 гл. 1 Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, и сон удалился от него.
2 И велел царь созвать тайноведцев, и гадателей, и чародеев, и Халдеев, чтобы они рассказали царю сновидения его. Они пришли, и стали перед царем.
3 И сказал им царь: сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон.
4 И сказали Халдеи царю по-арамейски: царь! вовеки живи! скажи сон рабам твоим, и мы объясним значение его.
5 Отвечал царь и сказал Халдеям: слово отступило от меня; если вы не скажете мне сновидения и значения его, то в куски будете изрублены, и домы ваши обратятся в развалины.
6 Если же расскажете сон и значение его, то получите от меня дары, награду и великую почесть; итак скажите мне сон и значение его.
7 Они вторично отвечали и сказали: да скажет царь рабам своим сновидение, и мы объясним его значение.
8 Отвечал царь и сказал: верно знаю, что вы хотите выиграть время, потому что видите, что слово отступило от меня.
9 Так как вы не объявляете мне сновидения, то у вас один умысел: вы собираетесь сказать мне ложь и обман, пока минет время; итак расскажите мне сон, и тогда я узнаю, что вы можете объяснить мне и значение его.
10 Халдеи отвечали царю и сказали: нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю, и потому ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного ни от какого тайноведца, гадателя и Халдея.
11 Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых обитание не с плотью.
12 Рассвирепел царь и сильно разгневался на это, и приказал истребить всех мудрецов Вавилонских.

Все более менее понятно, можно себе представить, чего стоит при дворце восточного деспота один ошибочный шаг. Ясно, что то, чего требовал Навуходоносор, не мог исполнить никто – истолковать сон, не зная его содержания.

13 Когда вышло это повеление, чтобы убивать мудрецов, искали Даниила и товарищей его, чтобы умертвить их.
14 Тогда Даниил обратился с советом и мудростью к Ариоху, начальнику царских телохранителей, который вышел убивать мудрецов Вавилонских;
15 и спросил Ариоха, сильного при царе: " почему такое грозное повеление от царя? " Тогда Ариох рассказал все дело Даниилу.
16 И Даниил вошел, и упросил царя дать ему время, и он представит царю толкование сна.
17 Даниил пришел в дом свой, и рассказал дело Анании, Мисаилу и Азарии, товарищам своим 18 чтобы они просили милости у Бога небесного об этой тайне, дабы Даниил и товарищи его не погибли с прочими мудрецами Вавилонскими.

Даниил прекрасно понимал, что среди прочих вавилонских мудрецов погибнет и он. Даниил пошел к своим товарищам. Здесь проявляется глубокая вера Даниила. Он верил в то, что Господь проявит к ним Свою милость.

19 И тогда открыта была тайна Даниилу в ночном видении, и Даниил благословил Бога небесного.
20 И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила;
21 он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным;
22 он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним.
23 Славлю и величаю Тебя, Боже отцов моих, что Ты даровал мне мудрость и силу и открыл мне то, о чем мы молили Тебя; ибо Ты открыл нам дело царя.

Один из примеров того, когда дается истинное откровение от Бога по молитвам праведников.

26 Царь сказал Даниилу, который назван был Валтасаром: можешь ли ты сказать мне сон, который я видел, и значение его?
27 Даниил отвечал царю и сказал: тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели.
28 Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни. Сон твой и видения главы твоей на ложе твоем были такие:

В каком-то смысле ответ Даниила царю является проповедью об истинном Боге, проповедью веры. Он прямо говорит о том, что такие тайны непостижимы человеческой мудростью. Тайна такого уровня м.быть открыта только Самим Богом Небесным, крый является Всевидцем и открывает тайны.

29 ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего? и Открывающий тайны показал тебе то, что будет.
30 А мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих, но для того, чтобы открыто было царю разумение и чтобы ты узнал помышления сердца твоего.
31 Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его.
32 У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные,
33 голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные.
34 Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их.
35 Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.

В первой части речи пророк Даниил показывает царю, что он знает содержание его сна. И как того и желал Навуходоносор, Даниил сразу же истолковывает значение сна.

37 Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу,
38 и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты - это золотая голова!
39 После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею.
40 А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать.
41 А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною.
42 И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое.
43 А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною.
44 И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно,
45 так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!

Здесь не найдете др.толкования, кроме последовательного описания 4х монархий. Золотая голова – символ Вавилонского царства, серебряная грудь – символ Персидского царства (персы были все-таки сдержанным народом и не так стремились к богатству и роскоши, и это царство отличалось большей прочностью и стабильностью – как серебро по сравн.с золотом). Медное царство – Македонское. Сам А.Македонский всю жизнь провел в военных походах и тем более стремился упрочить государство, и тем более его преемники стремились не к богатству и роскоши, а скорее к другому – культурному расцвету. И последнее – железо и глина – символ Римской империи. Слабые места Рим.империи – жестокое обращение с рабами, а они были пленными солдатами и хорошо владели оружием, отсюда – частые восстания. Другое – большая рассредоточенность империи, обширность, необходимость охраны, а при переселении народов она попала под удары.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.