Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Достоинства Давида как царя и богодухновенного писателя 2 страница






По содержанию книга делится на 3 части:

1) 1-2 главы, введение; 2) 3-7 главы, описание нестроений в самом иудейском обществе, внутренних интриг и соответственно гонение Антиоха Епифана; 3) 8-15 главы, описание военных подвигов Иуды Маккавея.

Стиль изложения – чисто греческий. Явно, что написана сразу на греческом языке по всем правилам греческой риторики. Кроме того, здесь очень много недостоверных подробностей, гипотетических, легендарных. Много подробностей о Иеремии, Неемии, о которых нет и намека в канонических книгах. Также много описаний деяний полководцев. Кроме того, эта книга является компиляцией из 5 книг некоего Иасона Киринейского. Повествованию предшествуют 2 послания (1-2 главы) палестинских иудеев иудеям александрийским. Автор тоже неизвестен, но это скорее всего, палестинский иудей, сохранивший верность закону, но глубоко воспитанный на греческой культуре.

 

1 Макк., 1, 1-5 – о победах Александра и его смерти. Есть две исторические неточности. 1) воцарился вместо него над Элладой. Но персидские цари никогда не владычествовали над греками, им так и не удалось поработить греков. 2) Александр Македонский не делил царство между слугами. Он почти скоропостижно скончался. Делить царство было не в его стиле, под конец возомнил себя чуть ли не богом в стиле римских императоров, заставлял даже кланяться и целовать ему ноги. Он просто умер и не оставил наследника. А его полководцы между собой разделили империю.

1, 7-10. Автор книги лишь вскользь упоминает о завоеваниях Александра Македонского, и переходит сразу к предмету повествования, к тем событиям, что начались при Антиохе Епифане. Т.е.здесь нет событий 3-го века (подчинение Палестины Птоломеям Египетской династии), а сразу начинается со 2 века.

1, 11-15. Проливает свет на ту обстановку, что была в Иудее. Далеко не все иудеи были ревнителями закона. Были и сторонники эллинизации вплоть до полного язычества.

1, 16-40 – война Антиоха с Птоломеем, ограбление Иерусалима – подробнее написано во 2 Маккав.книге. Здесь умалчивается об обстоятельствах, при которых были совершены эти события.

1, 41-63. О языческих жертвоприношениях. Не торопитесь осуждать Антиоха. Это постановление было крайне тягостно для ревнителей закона, но у того тоже были свои причины.

 

2 Маккав.книга, 3 глава. Греки жили рядом с евреями, друг другу не мешали. Цари Селевкиды не препятствовали евреям соблюдать закон, жизнь проходила тихо, спокойно. 3, 4-7 – о вывозе сокровищ. Видна обычна человеческая месть, т.к.он не смог противостоять авторитету первосвященника Онии, то решил т.о.ему досадить, некто Симон из колена Вениаминова, попечитель храма. Илиодор, уполномоченный царя, прибыл в Иерусалимский храм, но ничего не нашел, кроме небольшого имущества вдов и сирот, вверенного на сохранение. Но эти объяснения не подействовали, т.к.у него был приказ царя, он захотел вывезти эти сокровища. Но был поражен в храме и исцелился по молитве первосвященника Онии. Но Симон на этом не успокоился, продолжал клеветать на Онию, и через него стали совершаться даже убийства. 4, 1-6 – Ония счел за самое лучшее самому поехать к царю, чтобы устроить дела и решить все спорные вопросы. Вполне очевидно, что ему это удалось, потому что об этих делах ничего больше не говорится.

Ст.7-8. До смерти Селевка 4 все было тихо и благополучно, Онии удалось уладить все дела. Но с восшествием на престол Антиоха Епифана начались новые бедствия. Первосвященство через царя стал домогаться Иасон, брат Онии. По сути дела он просто купил первосвященство у сирийского царя. Незаконен сам факт покупки, конечно, но дело обстояло гораздо хуже. Стихи 9-10 – здесь вещи называются своими именами, ст.12-15. Намеренно построил палестру... Обнажение всегда было чуждо иудеям. 23-28 – 1) здесь уже первосвященником стал не левит даже, а человек из колена Вениаминова, 2) от отказывался уплачивать дань и не заботился о дани, а это уже могло рассматриваться как государственная измена, неповиновение власти. Также к этому надо прибавить еще и нестроения внутри самой империи – 30-31. Царь поспешно отправился и оставил после себя Андроника. 32-38 – похищение из храма сосудов, подарил, продал. Ония обличил, был убит. Царь возвратился, ему донесли. Андроник был казнен. Ония имел безусловный авторитет, Антиох Епифан уважал его. Это, конечно, не нравилось Менелаю. Соответственно он через Андроника убил Онию.

5, 5-10. Иасон напал на Иерусалим, затем был сослан в Египет и погиб (в Лакедемонии?) 11-14 – избиение 80 тысяч Антиохом.

Если оценить все это вместе – перестала поступать дань, нестроения в государстве – невольно приходит мысль о разделении империи. Очевидно, что этим и продиктован шаг Антиоха о введении единой греческой религии, раз причины были в иудейской религии. Казнил даже своего приближенного из-за убийства иудейского первосвященника. Раз такой полный разброд, решил вообще запретить иудейскую религию. Начались меры по введению единой греческой религии.

27 ст. - автор сразу переходит к Иуде Маккавею, о Маттафии и других братьях ничего не говорится. 6, 1-2. Начало мер по эллинизации. Главы 6 и 7 посвящены испытаниям веры и мученичеству.

Вернемся к 1 Маккав.книге, 2 гл. В любом восстании всегда есть движущий момент, после чего все нарастает как снежный ком. В священнический город Модин на северо-востоке от Иерусалима явились уполномоченные от царя с требованием об очередных жертвоприношениях. Маттафию как священника и авторитетного лица призвали в первую очередь совершить жертвоприношение. Он категорически отказался это сделать, и тут же на его глазах какой-то иудей подошел и совершил это жертвоприношение. Этого Маттафия вынести не мог, и он убил его, этого иудея, а также и царского посланника, и разрушил идольский жертвенник. Понятно, что в родном городе ему было оставаться нельзя. Совершив это убийство, он поднял восстание, и обратной дороги для него не было. Призвав ревнителей закона идти за собой, он стал скрываться в горах с сыновьями. К ним собралось большое количество иудеев. Они составили войско и сначала вели полупартизанскую войну – нападали на отдельные города, убивали отступников, разрушали языческие жертвенники, обрезывали необрезанных детей. Так было до дня смерти Маттафии. Он назначил своим преемником, старейшиной - Симона, прекрасно сознавал себя уже правителем восставших, а Иуду назначил военачальником. Завещал им хранить закон и был похоронен в родном городе Модине. Что касается Иуды, он перешел уже к открытой войне.

 

ПОДВИГИ ИУДЫ МАККАВЕЯ

Сирийцами не воспринималось как что-то серьезное первоначальные события. Более серьезно заявил о себе Иуда Маккавей. Автор 1 Макк.книги не скрывает своего восхищения этим человеком, в каком-то смысле воспевает ему дифирамбы. В этом, кстати, тоже проявляется греческое влияние на автора, его эллинизмы.

3 гл., начало – великие похвалы, вряд ли когда-нибудь кому еще воздавались. Ст.10-12 – то, что собрали значительное войско, говорит о том, что Иуду воспринимали очень серьезно. Далее – Сирон хочет своей победой над Иудой прославиться и сделать себе имя (13-14). 16-22 – образ Иуды вполне сравним с образом царя Давида. Эти слова, сказанные Иудой, по смыслу абсолютно те же, что были сказаны Давидом Голиафу. Так же, как Давид сражался мечом Голиафа, Иуда до конца жизни сражался мечом Апполония. Настроение тех, кто был с ним – глубокая вера, надежда на то, что Сам Бог сокрушит врагов. " Мы сражаемся за души наши и за законы наши" – с одной стороны, и без закона жизни нет, с другой стороны, война Иуды – это война отчаянных людей, которым терять уже нечего.

Как воевали в то время – могли долго стоять, убеждать друг друга, переговариваться, ждать. Потом в конце концов выходили сражаться. Сначала выходила группа храбрецов, и их тактика была совершенно иная. Основные факторы, способствующие победе – 1) внезапность нападения, а также ночное нападение. Уже было не до того, чтобы много дней стоять станом друг против друга, а просто предводитель маленького отряда подбадривал своих бойцов словом, и тут же кидался в бой. Прямо с дороги, когда шли, тут же, не останавливаясь, бросались в сражение. Этот прием был многократно применяем (Авраам при борьбе с месопот.царями, И.Навин в битве под Гаваоном, Давид в битве с амаликитянами, когда те напали на Секелаг, Гедеон – но там несколько другая тактика, он в сражение не вступал). Иуда Маккавей этим пользовался постоянно. Соответственно, пока большое войско должно выстроиться на сражение – а Иуда застал их на пути, т.е.сразу паника, 800 человек пали пораженными, и сразу же началось бегство. Так что сразу слава Иуды Маккавея дошла и до царя.

27-31, царь Антиох. То, что войскам он выдал годовое жалованье, говорит о том, что Иуду он воспринимал очень серьезно, и то, что собрал все силы царства своего – о том, что подавление восстания Иуды было для него главной задачей. Требовались средства, и он стал искать новый источник доходов. Так что он даже сам не пошел воевать, а отправился на добычу средств. Вместо себя оставил наместником своего полководца Лисия.

В этих условиях бедствий происходит национальное возрождение Иудеи. Все происходящее рассматривалось как наказание за отступление от закона, поэтому воспользовавшись моментом, Иуда начал с восстановления храма и нового восстановления государственности Израиля. Он уже ясно осознавал себя правителем Израиля. Перед сражением с 47-тысячной армией Лисия Иуда и народ постились и молились. Но в любом случае они предпочитали смерть в сражении попранию закона.

4 гл., начало. Горгий решил избрать тактику самого Иуды – внезапное ночное нападение, т.к.понимал, что имеет дело с очень сильным ополчением. Но Иуда перехитрил его. Видимо, он узнал об этом и ушел из лагеря. И когда Горгий был уверен, что Иуда бежит от него, внимание и собранность ослабли, был настроен на быструю победу, что сражения как такового не будет, тогда Иуда сам напал на него и разбил отряд Горгия.

Греческое войско, увидел подожженный стан передового отряда и войско Иуды, готовое к сражению, обратилось в бегство. Для Лисия дела обстояли очень тяжелым образом, потому что он не исполнил царского повеления, поэтому на следующий год он собрал уже 65-тысячную армию. Иуда вышел против него с 10 тыс.человек, но он разбил армию Лисия и обратил ее в бегство.

В это время Иуда, пользуясь благоприятными обстоятельствами, взошел на гору Сион, полностью обустроил и украсил святилище, восстановил богослужение, обстроил гору Сион и храм укрепленными стенами и укрепил сам город.

Такие успехи Иуды Маккавея с одной стороны, способствовали сохранению закона и населения, но с другой стороны вызвали ненависть окружающих народов, и они стали истреблять иудеев, которые жили среди них. Так что при победах Иуды Маккавея бедствия только увеличились.

Тогда Иуда переключился, перевел свои силы на войны с этими народами. Он неоднократно поражал идумеев, моавитян и других народов. Но бедствия усилились. Одновременно наступили бедствия в Галааде, за Иорданом, и в Галилее. Когда Иуда с его братом Симоном разделили войско, Симон отправился в Галилею, где много раз сражался с язычниками и одержал много побед, а Иуда воевал в Галааде. Там Иуда одержал также много побед, и везде они старались собрать евреев и переселять их в Иудею, в безопасное место.

С 6 гл.начинается повествование о параллельных событиях – царь Антиох разыскивал средства для ведения войны и захотел ограбить греческий город Элемаис, где богатство было оставлено Александром Македонским. Но хотя номинально этот город и считался в его подчинении, но жители города, узнав о намерении Антиоха Епифана, восстали против него, и он ушел оттуда ни с чем. А плюс еще в это время пришло новое известие о новых победах Иуды Маккавея. Он этого не смог пережить, слег в постель и скоро умер. Перед смертью он передал царские регалии одному из своих друзей, Филиппу, и поставил его регентом над своим сыном, Антиохом. Лисий же, как только услышал о смерти Антиоха, не пытался узурпировать власть, а поставил на царство его сына Антиоха Евпатора.

Иуда же не терял времени даром. Он решил уничтожить языческую крепость в самом Иерусалиме. Язычники, которые там жили, пошли к новому царю Антиоху Евпатору и попросили у него помощи. Они собрали 130-тысячное войско. Иуда не отказался от этого сражения, вступил в него. 600 человек из язычников пали, а что касается иудеев, то здесь говорится о смерти Елеазара, одного из братьев Маккавеев. Он погиб героически. Рассекая направо и налево, он добежал до царского слона, поразил его снизу и т.о.погиб с этим слоном. Поражение этого слона имело огромное психологическое значение, но в то же время Иуда не мог противостоять против такого войска, вынужден был отступить в Иерусалим, занять гору храма и приступить к оборонительной тактике. Съестных припасов не хватало, голод одолевал, и люди стали разбегаться от Иуды. Возможно, для Иуды все это имело бы тяжелые последствия. Тем не менее, спасли эти обстоятельства внутри империи Селевкии. Так Лисий услышал, что Филипп возвратился из Персии и что он хочет принять дела государства, поэтому он срочно заключил мир с Иудой, но когда Иуда вышел из крепости, царь туда зашел, то пренебрег клятвой и повелел разрушить стены. После этого Лисий срочно отправился в Антиохию, там вступил в сражение с Филиппом и взял город.

После этого беспорядки в империи Селевкидов не прекратились. Из Рима прибыл Димитрий, сын Селевка, его сразу приняли в Антиохии. Тут же войска схватили и Антиоха, и Лисия и убили их.

К нему пришли язычники с неким Алкимом, который домогался первосвященства. Царь отправил Вакхида вместе с Алкимом против Иерусалима и сделал в Иудее больше бедствий, чем все язычники. Но Иуда опять обошел все пределы Иудейские и отомстил язычникам и отступникам. Тогда царь послал некоего Никанора с приказом уничтожить иудейский народ. Никанор избрал тактику хитрости. Но Иуда не захотел встречаться с ним, т.к.видел, что тот с большим войском; встретился и сразу ушел. Тогда Никанор перешел к тактике открытых военных действий, но был разбит и вынужден был отступить в Иерусалим. Он надругался над храмом, над службой и жертвоприношениями, но в следующей же военной битве Никанор был наголову разбит и первым пал в сражении. Земля на некоторое время успокоилась.

8 глава – Иуда, пользуясь обстоятельствами, заключил союз с Римом. Потом все-таки Димитрий услышал о поражении Никанора и послал Вакхида и Алкима в Иудею с 20-тысячным войском. Иуда выступил против них с тремя тысячами. Видимо, это войско было хорошо вооружено, т.к.бывшие с Иудой уговаривали его не вступать в сражение, а собраться с силами. Иуда категорически отказался, вступил в сражение, но в этом сражении он допустил тактическую ошибку. Он устремил все силы против правого, самого крепкого крыла, где был сам полководец Вакхид и он разбил, обратил в бегство правое крыло, но после этого увлекся преследованием, в то время как левое крыло оставалось в целости. И левое крыло вступило в сражение с ним с тыла, сзади. Погиб Иуда, а войско обратилось в бегство. Ионафан и Симон похоронили его во гробнице отцов в Модине.

Т.е.как только они надеются на Бога, они побеждают, а как только вступают в союз с Римом, надеются на человеческий союз, они погибают.

 

ИОНАФАН МАККАВЕЙ

1 Макк. Ионафан был избран в тяжелое время, после смерти Иуды, когда подняли голову нарушители закона, язычники. Когда вокруг Ионафана стали собираться люди, когда узнали, что он избран на место Иуды, Вакхид стремился убить его, и Ионафан переправился в пустыню, а Вакхид переправился за Иордан за ним, и в это время семейство Маккавеев постигло новое несчастье. Остатками хананеев, живших в Иудее, был схвачен и умерщвлен еще один брат Иоанн, за что они потом отомстили хананеям. Между тем Вакхид со всех сторон зажал Ионафана, прижал к берегу Иордана. Войско Ионафана сражалось мужественно, и был даже момент, когда Ионафан чуть не поразил Вакхида, тот чудом уцелел. Но все-таки он не мог устоять против большого войска, его военное умение уступало Иуде, и он отступил. Здесь положение еще больше усугубилось, потому что Вакхид занял Иерусалим и другие города Иудеи, а Алким, его сообщник, который царской властью добился первосвященства, велел даже разрушить стену внутреннего двора, но был поражен, у него случился инсульт, и он умер, а Вакхид возвратился к царю и два года земля Иудейская оставалась в покое. Но сам факт пребывания Ионафана на свободе не давал покоя грекам, ни царю, ни Вакхиду. Вакхид послал письма союзникам в Иудею, чтобы тайно схватить Ионафана. Их умысел стал известен, и Ионафан сам схватил их и убил, после чего отправились в пустыню и возобновили крепость [Ефаси]. Вакхид осадил крепость, и тогда была избрана другая крепость. Ионафан тайно вышел из крепости, поразил союзников (вторичные отряды), а затем уже с тыла напал на Вакхида, в свою очередь Симон вышел из города и сразился с Вакхидом. Войско Вакхида было разбито. Больше Вакхид не приходил в Иудею, а все зло за поражение он сорвал на отступниках, которые советовали ему идти туда. Потом уже их продолжал истреблять Ионафан.

Неустройство, междоусобицы внутри самой империи Селевкидов. Может быть, еще не раз были бы попытки завоевания Иудеи и войн с Ионафаном, но в самой Антиохии возникали междоусобицы. Благодаря этому Ионафан мог не только управлять страной, но еще и влиять на ход дел внутри самой империи Селевкидов.

Так на политической арене появился Александр, сын Антиоха 6 Епифана. В этой ситуации, когда шла борьба за власть и за жизнь каждого претендента, оба они (Димитрий и Александр) стали делать выгодные предложения Ионафану, пытались заручиться его поддержкой, склонить его на свою сторону. В нем видели уже реальную политическую и военную силу, от поддержки его зависело очень многое. Но все-таки Ионафан, помня о том, сколько зла им причинил Димитрий, предпочел союз с Александром. Здесь была надежда на то, что новый царь сдержит свои обещания и что он действительно будет по-другому относиться к иудеям. Ионафан в тактическом отношении не прогадал, Димитрий был разбит Александром, Александр вступил в брак с дочерью Птоломея 6, они встретились у царя в Птолемаиде, туда же отправился Ионафан. Там на Ионафана пытались клеветать, но царь повелел снять с Ионафана его одежды и одеть в царскую одежду, т.е.оказать ему царские почести. Ионафан официально был назначен военачальником и областным правителем.

Два года прошли для Ионафана вполне благополучно, но потом на политической арене появился новый претендент на престол. Димитрий 2, сын Димитрия 1 – сразу резко отрицательно проявил себя по отношению к Ионафану. Ионафан, не дожидаясь его нападения, сам выступил против него, по пути пришлось завоевать..., т.к.надо было проходить через нее, а Аполлоний, полководец Димитрия, решил взять Ионафана с Симоном в окружение, поставив конницу в засаде. Но Ионафан избрал другую тактику. Весь день они только оборонялись от стрел, а вечером, когда войска и конница устали, он разбил и тот, и другой отряд. Ионафан, пользуясь благоприятной для себя обстановкой, завоевал города на юге Иудеи. Потом обстановка стала еще более благоприятствовать ему. Царь египетский Птоломей изменил царю Александру и решил присоединить Сирию к своему царству. Царь Александр ничего не подозревал и повелел встречать Птоломея с большим почетом, он был его тестем. Птоломей же тайно заключил союз с Димитрием, отнял свою дочь у Александра и отдал Димитрию, пришел в Антиохию и возложил на себя два венца, т.е.заявил себя правителем не только Египта, но и Азии. По пути он проходил через Азот и Иоппию, ему жаловались на Ионафана, показывая сожженное капище Дагона, но царь промолчал, он был дальновидный политик и хороший стратег. С Ионафаном он встретился мирно, и отрицательных последствий Ионафан не испытывал.

Птоломей объявил себя царем Азии и Египта, Александр вступил с ним в сражение, но был разбит, убежал в Аравию и там убит. После этого сам Птоломей недолго пробыл царем, на третий день скончался, вместо него воцарился Димитрий. Ионафан еще больше использовал благоприятную для себя обстановку, он осадил языческую крепость в Иерусалиме и Димитрий вступил с ним в переговоры. Они встретились в Птолемаиде, Ионафан был встречен с почетом. Видимо, здесь Димитрий уговорил Ионафана снять осаду, Ионафан же в свою очередь попросил освободить от податей Иудею, что и было исполнено. Ионафан потом просил Димитрия освободить крепость в Иерусалиме, Димитрий обещал это сделать и одновременно попросил Ионафана о помощи, потому что в Антиохии вспыхнуло восстание. Ионафан послал 3 тысячи человек, которые подавили восстание в Антиохии самым жестоким образом, но Димитрий обманул Ионафана и ничего не сделал из того, что обещал. А самого Димитрия в это время уже поджидали новые опасности. Полководец Трифон привел юного царя Антиоха 6 Епифана, и он объявил себя царем. Он, разумеется, тоже делал самые лестные предложения Ионафану, подтверждал его права. Ионафан в это время фактически был уже независимым правителем. Трифон с Епифаном взяли Антиохию, но Ионафан тоже времени не терял, освобождал иудейские города от язычников. В то время войска Димитрия, который тоже не думал слагать с себя венец царя, послал против него многочисленное войско, они встретились около Галилейского озера. Ионафан попал в засаду, и его войско разбежалось. При нем остались считанные люди, которые мужественно продолжали сражение. Убежавшие с поля сражения, видя это, возвратились к нему и разбили неприятеля.

Тут уже, почувствовав себя самостоятельным правителем Иудеи, он возобновил союз с Римом и Спартой. На этом военные испытания Ионафана не закончились. Узнав, что пришли военачальники Димитрия, они даже не вступили с ним в сражение, побоялись даже вступать. Все было бы очень благоприятно для Ионафана, если бы не одно коварство. Полководец Трифон сам решил стать царем Азии. Он пошел против Ионафана, и Ионафан выступил против него с 40 тыс.человек. Трифон заверил его, что он идет воевать не с Ионафаном, повелел всем подчиняться Ионафану как самому себе, объявил его своим союзником, Ионафан поверил ему, но как только он вошел в Птолемаиду, ворота за ним закрылись и он был схвачен. Тогда Трифон послал свое войско воевать против тех, кто был с ним. Но люди Ионафана приготовились к сражению, у войска Трифона не было особого желания вступать в сражение, и они возвратились ни с чем. Тогда Симон срочно укрепил стены Иерусалима и принял на себя командование. Трифон, узнав об этом, не решился сразу вступать в сражение и сказал, что Ионафан схвачен якобы за долги.

 

ПРАВЛЕНИЕ СИМОНА МАККАВЕЯ

Трифон потребовал прислать двух сыновей Ионафана в заложники, обещая отпустить его. Но Симон прекрасно понимал, что это коварство, но выполнил его требование, чтобы не навлечь на себя ненависти от народа. Тем не менее, Ионафан был умерщвлен. Потом Трифон убил юного Антиоха и объявил себя царем Антиохии.

Симон использовал обстановку этих междоусобиц в Антиохии, послал к царю Димитрию с просьбой облегчить положение в стране, тот поддержал Симона и тот был объявлен самостоятельным правителем. Тут только ему удалось освободить языческую крепость в Иерусалиме, которая причиняла столько вреда иудеям, поставил своего сына Иоанна военачальником, стал самостоятельным правителем. Димитрий воевал против Трифона, который пытался узурпировать престол и нуждался в военной поддержке и помощи, которую решил получить в Персии. Но царь мидийский Арсак, услышав, что Димитрий вышел в его пределы, послал против него войско, разбил его, и сам он был заключен в темницу. Симон, пользуясь благоприятным временем, возобновил союз с Римом и Спартой и управлял народом.

Антиох 7, сын Димитрия 2 (это начало 15 главы), укрывавшийся где-то в море на островах, прислал Симону письмо, в котором подтверждал все его права, а потом прибыл в землю отцов, войско перешло на его сторону, и он одержал победу над Трифоном. Симон оказывал ему помощь, послал 2 тыс.человек к нему, но тот отказался принять ее, как и признать все, что говорил раньше, отказался от своих слов. Он предъявил претензии на города Иоппию и Газару. Поскольку Симон отказался выполнить условия (требовал 500 талантов, а Симон ответил, что это наследие отцов), тот послал войско с начальником Кендевеем (15, 38). Симон по старости сам не пошел на войну, а послал двух сыновей. Сражение было выиграно, хотя один из сыновей был ранен. Больше от сирийцев военных испытаний для иудеев не было.

Начались неустройства в самом иудейском обществе. Симон был коварно умерщвлен своим зятием Птоломеем, который был военачальником в Иерихоне и послал также людей, чтобы убили Иоанна, старшего сына Симона (Иоанн Гиркан). Но Иоанн узнал о том, что люди пришли убить его, поэтому сам схватил их и убил, т.о.взял власть в свои руки.

 

2 МАККАВЕЙСКАЯ КНИГА

Вероучительное значение:

7, 28 – учение о творении из ничего - все сотворил Бог из ничего.

7, 14 – учение о воскресении – Он опять оживит, для тебя же не будет воскресения в жизнь.

6, 26 – учение о загробном воздаянии – не избегну не в сей жизни, ни по смерти

15, 12-16 – молитва умерших за живых - видение Онии и Иеремии, много молится о народе и святом городе.

12, 39-40 – что победа достигается силой Божией. Уклонение в язычество влечет лишение жизни. Нашли под хитонами у умерших посвященные идолам вещи, и сделалось всем явно по какой причине они пали.

12, 41 и далее - жертвоприношение живыми за грех умерших.

 

3 МАККАВЕЙСКАЯ КНИГА

Название Маккавейская – чисто условное, никакого отношения к Маккавеям эта книга не имеет. События, которые в ней описаны, происходят без малого на сто-на 70 лет раньше эпохи Маккавеев.

Краткий обзор книги:

1. До 2, 18. Птоломей 4 Филопатр был поставлен перед фактом, что Антиох 3 отнял у него территории, вышел на войну и одержал победу над Антиохом. Пока он возвращался в Египет, он заходил в города на пути, чтобы оказать им всяческую поддержку. Очевидно, что приносил в местных святилищах жертвы, в частности, посетил и Иерусалим и увидев красоту храма, решил войти в святилище, очевидно, что и во святое святых. Никакие уговоры и убеждения не помогали. Все иудеи, начиная с первосвященника Симона, молились, чтобы Сам Бог не допустил язычнику осквернить это место. Птоломей был поражен, пал на землю без чувств и был вынесен с территории храма, но в раскаяние не пришел, а удалился из Иудеи с угрозами. 2, 18 – окончание первой части книги.

2. С 2, 19 до 6, 14 – описание преследований иудеев в самом Египте. Все иудеи лишались гражданских прав, т.е.были записаны в рабское состояние, в Александрии был запрещен вход во дворец тех, кто не приносил жертвы богам, но если кто-нибудь принимал греческую религию, им возвращались права всех александрийских граждан. Иудеи доставлялись в Александрию, и тут была назначена казнь на ипподроме. Это царское повеление трижды оставалось без исполнения. Один раз, первый день царь слишком долго спал (5 глава), и казнь была перенесена на следующий день. Но на следующий день царь сам забыл о своем повелении и сделал выговор командующему над слонами. Но после обеда уже спросил, почему тот не выполнил порученное. На третий день должна была состояться казнь. Все умоляли Бога о помиловании, цитируется молитва священника Елиазара – до 6, 14. Это завершение 2 части книги.

3. С 6, 15 – об избавлении иудеев. Когда все были выставлены на ипподроме для уничтожения, от Бога был послан ангел, видимый всем, кроме иудеев. Тогда слоны обратились наоборот, стали топтать войско, а гнев царя перешел в жалость, он приказал освободить иудеев, устроил для них пир и распустил по домам, дав им на дорогу все необходимое. Птоломей составил новый указ, который охранял их от оскорблений и позволял им уничтожить отступников. Говорилось, что кто преступит установления, не будет иметь расположения царя.

Историческая достоверность – достоверен факт победы Птоломея 4 над Антиохом 3-м, а относительно остального точно сказать что-либо тяжело, больше исторических сведений нет.

 

ТРЕТЬЯ КНИГА ЕЗДРЫ

Т.н.Апокалипсис Ездры, который помещен в наших учебниках в разделе исторических книг, хотя на самом деле непонятно, что в ней исторического.

Этой книги нет ни в еврейской Библии, ни в греческой. В славянской и русской Библии переведена с Вульгаты, а в свою очередь в Вульгату она перешла из древнееврейского перевода. В западных Библиях, где есть неканонические книги, эта книга числится как 4-я книга Ездры. В каком-то смысле эта книга является иудейским Апокалипсисом с христианским прологом и эпилогом. Более того, в различных изданиях евреев эти части проставлены по-разному. В современных изданиях Вульгаты первую часть составляет иудейский Апокалипсис, а потом идут те главы, что у нас составляют 1, 2, 15-16, т.е.пролог и эпилог идут подряд. Пролог и эпилог – совершенно явно христианского происхождения.

С 3-14 – идет описание семи видений Ездры.

Целиком 3-я глава – это видение (вопрос) Ездры, он просит Господа объяснить бедствия Сиона.

С начала 4 главы по 5.19 – ответ через Ангела. Для человека пути Божии непостижимы. 26-27 – век сей спешит к исходу, потому что исполнен неправды и немощи. Т.е., этот век клонится к концу, праведникам обещается все будущее. Дается знамение апокалиптических времен и мессианского царства. Пресные воды сделаются солеными, в Мертвом море будут водиться рыбы.

5.20 – 6.34 - второе видение Ездры. Содержание примерно аналогичное. Сам Господь избрал Сион и избрал один народ, но теперь этот народ находится в порабощении. Суть ответа – Ездра не должен спешить в суждениях относительно первых и последних времен.

6.35 – 9.26 – третье видение. Ставится тот же самый вопрос, суть которого – почему Израиль не обладает обетованной землей. Еврейский взгляд – что весь век, весь мир создан для евреев (… по 55 стих), что все остальные народы для евреев – ничто, как слюна. Ответ Ездры – 7.18, праведники будут терпеть тесноту и увидят вознаграждение, а грешники его не увидят. 7.28-29 – учение о Мессии. Через 400 лет должен умереть Христос и все люди, имеющие дыхание, а через 7 дней будет общее воскресение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.