Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первый израильский царь Саул






Нельзя говорить о нем как о резко отрицательной личности. История его жизни представляет собой скорее личную трагедию. С одной стороны, это личная скромность к аскетичной жизни, обстановке. Может быть, это был самый аскетичный из всех царей востока. У него не было даже дворца. С другой стороны, в некоторых случаях проявлялось его упрямство и навязчивая жестокость по отношению к отдельным лицам, в частности, по отношению к Давиду. В 1 Царств говорится о его бесновании. Трудно сказать, что сказал бы врач-психиатр.

Во всяком случае, в Сауле было положительным: 1) личная скромность. При объявлении на царство скрывается в обозе; при помазании Самуилом пошел к себе домой. При объявлении царем пахал на воле отца. В этом отношении ему надо отдать должное. Он начал свое правление не с того, чтобы построить себе дворец или завести государственный аппарат. 2) Организаторские, политические и военные способности. Он начал с военной победы над аммонитянами. В этом эпизоде он проявляет себя как талантливый организатор. Когда ему сообщают, что аммонитяне осадили Иавис Галаадский, разрубает волов... Проявил себя как стратег и как политик. Осада маленького города имела для него принципиальное значение. Под властью филистимлян находился преимущественно западный берег реки Иордан, а восточные колена оставались относительно свободными. Захват Иависа Галаадского означал бы полное расчленение Израиля. Все это Саул прекрасно понимал, и эта победа имела для него принципиальное значение.

Жил как простой рядовой человек, из Гива управляя государством, почти что из своего дома. Тем не менее, дальше началось его падение, хотя все-таки нигде мы не видим Саула-идолопоклонника, а это немало значило в то время. Саул хранил верность Богу.

Во-первых, он стал проявлять свою волю вопреки воле Самуила и воле Божией. Началось с малого – не послушался, не долждался Самуила перед битвой с филистимлянами.

Во-вторых, действительно грех, который противоречит законам жизни. Повторил грех Ахана – взял из заклятого на войне с амаликитянами. Когда ему Самуил прямо говорит, что будет отнято царство, то Саул ничего лучшего не находит, как искать потенциального претендента и от него отделаться. Такого предендента он явно увидел в Давиде. В этот период государственные дела начинают идти к упадку. Вместо решения внешнеполитических проблем устройства государственной жизни все силы бросаются на поиски Давида. Если судить с человеческой точки зрения, последнее поражение от филистимлян, в котором он погиб, это не случайность, а закономерность. Не использовал передышки между войнами для внутренней организации – укрепление крепостей, городов, обучение войска, приготовление всего необходимого для войны, подумать о военной технике. У Саула же все силы уходили на поиски Давида. От этой навязчивой идеи он не мог отделаться. Что касается религиозной точки зрения, она изложена в 1 Парал.10, 13-14. Обращение к волшебнице – это его последнее и пожалуй, наибольшее преступление. Означало уже самый пик его падения.

Стоит также коснуться вопроса о его пребывания у аэндорской волшебницы. Кто же все-таки разговаривал с Саулом? Есть много точек зрения, но в принципе для нас это значения не имеет, дух Самуила или же бес говорил с Саулом. Имеет принципиальное значение факт наличия магии. Это общение достигнуто вызыванием духа.

 

Давид

Только некоторые моменты его жизни, которые его наиболее ярко характеризуют.

Прежде всего, он был родом из Вифлеема, происходил из колена Иудина. Был помазан также лично пророком Самуилом еще во время правления царя Саула. Понятно, что выбор был указан Самуилу Самим Богом. Казалось бы, что этот мальчик еще ребенок, что в нем нет никаких способностей. Говорится о том, что он был красив, белокур, т.е.никаких еще явных способностей в нем не проявлялось. Тем не менее, прошло совсем немного времени, и уже он обратил на себя внимание. В первую очередь – как музыкант, который был способен успокоить дух Саула. Еще более он проявил себя в сражении с Голиафом. Почему эта победа имела такое значение – больше психологическое, т.к.победа над одним человеком имела моральное значение, тот факт, что безоружный мальчишка одержал победу над великаном-богатырем, который был сплошь закован в броню, и при нем было все военное снаряжение. В этом смысле и пели про него, что он победил десятки тысяч, т.к.такая победа сразу морально подавила филистимлян. Дальше уже происходит, с одной стороны, светский рост Давида, начинается его карьера, рост при дворце, с другой стороны – многократно возникают опасности для его жизни. Даже внешне показывая расположение к Давиду, Саул уже боялся его. Пример с 200 краеобрезаниями филистимскими. Не только их перебить, но еще и плоть обрезать.

История с гонениями Давида. Как Давид себя проявляет здесь? С одной стороны, он уже знал, что будет царем, т.к.уже помазан на царство. Обычно такие ситуации на востоке решаются государственным переворотом, но Давид не смел поднять руки на Саула, ведь Саул – помазанник Божий. Он уходил от него, в том числе и в чужую землю, но на него руки не поднимал, хотя совершенно явно у него два раза была такая возможность. Соблазн был огромный, он мог убить Саула тихо и незаметно. Более того, в душе он оставался преданным Саулу и готов был служить ему всю жизнь.

В дальнейшем, в его правлении ему тоже ничто не давалось легко. С чего началось его правление? Он вернулся после поражения Саула из Секилага в Хеврон, в Иудею, и там воцарился над коленом Иудиным. Насколько он был предан Саулу, говорит тот факт, что он послал послов, жителей Иависа Галаадского, выразить им благодарность за то, что они погребли Саула. В то же время, в условиях продолжающейся зависимости от филистимлян ему предстояла еще и внутренняя междоусобица, гражданская война, т.к.над остальными израильскими коленами воцарился Иевосфей, сын Саула. Можно сказать, что в этот период единство Израиля, которое было достигнуто огромными трудами и личным авторитетом пророка Самуила, временно пошатнулось. Здесь опять возникло разделение, пока временное. Тем не менее, Давид был известной личностью, более того, авторитет его постоянно возрастал, ему удалось достичь единства Израиля и объединить под собой весь Израиль, хотя это стоило неоднократных сражений с войсками Иевосфея. Понятно, что там было много погибших, как естественно на всякой войне, но Давид не стремился поразить всех своих противников, а к тому, чтобы объединить и укрепить государство. Соответственно своим задачам, он собирал вокруг себя соответствующих людей, хотя, конечно, далеко не всегда люди соответствовали своему назначению. Один пример – 2 Царств, 2, 24-28.

24 И преследовали Иоав и Авесса Авенира. Солнце уже зашло, когда они пришли к холму Амма, что против Гиаха, на дороге к пустыне Гаваонской.

25 И собрались Вениамитяне вокруг Авенира и составили одно ополчение, и стали на вершине одного холма.

26 И воззвал Авенир к Иоаву, и сказал: вечно ли будет пожирать меч? Или ты не знаешь, что последствия будут горестные? И доколе ты не скажешь людям, чтобы они перестали преследовать братьев своих?

27 И сказал Иоав: жив Бог! если бы ты не говорил иначе, то еще утром перестали бы люди преследовать братьев своих.

28 И затрубил Иоав трубою, и остановился весь народ, и не преследовали более Израильтян; сражение прекратилось.

 

Лучших людей Иевосфея он пытался не уничтожить, а привлечь к себе, что ему и удалось в конечном итоге сделать. Давид объединяет в конечном итоге вокруг себя весь Израиль. Мы называем Давида пророком, праведником, но надо иметь в виду, что это был очень воинственный царь, одно упоминание его имени вызывало ужас у многих народов. Но сам на войны не напрашивался, а вел оборонительные войны. Этот кроткий, смиренный человек одержал фантастические победы. Ему суждено было неоднократно разбить филистимлян, так что они перестали представлять из себя какую-то угрозу для Израиля. Из всех побед, которые он одержал, нужно упомянуть блестящую победу с небольшим войском над сирийско-аммонитской коалицией, причем победу из окружения. В этот период раскрывается талант Давида как стратега и как дальновидного политика. Если брать именно этот пример, с войной с сирийцами и аммонитянами, Давид поступил совершенно правильно. Сначала он разбил сирийцев, дошел до Дамаска. Уже потом, когда его охранные отряды стояли в Сирии, тогда он уже свел счеты с аммонитянами, взял....

О личности можно сказать еще вот что. Хотя он по сравнению с Саулом позволял некоторую роскошь, у него был дворец, была не одна жена, все-таки он по-человечески не был свободен от слабостей и погрешностей. Можно упомянуть его жизненные ошибки, промахи, но это был человек, который умел признавать свои ошибки, причем публично. Если бы пророк пришел к любому царю, кроме Давида и сказал ему об ошибках, его дни, вероятно, были бы сочтены. Но не таков был Давид.

До нас дошли его псалмы. Вся Псалтирь как самостоятельное цельное произведение приписывается ему (ее начало). Псалмы представляют основу нашего христианского богослужения.

Всего Давид правил 40 лет над Израилем, и еще при своей старости воцарил Соломона. Довольно уникальный пример, когда престарелый царь при своей жизни воцаряет сына.

Время правления Давида относится ко 2 Царств, эта книга полностью посвящена описанию его правления. Ее можно разделить на части:

1-4 главы – описание семилетнего правления Давида в Хевроне над коленом Иудиным.

5-10 главы – описание самого блестящего периода правления Давида над Израилем в Иерусалиме.

11-21 главы – грех Давида и последовавшие за ним бедствия.

22-24 главы – последние годы правления царя Давида. Не случайно здесь Давид называется сладким певцом Израиля (23, 1).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.