Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика методики






Семинар 4-5.

Активизирующий опросник «ЗА И ПРОТИВ»

Общая характеристика методики

Активизирующая методика включает в себя три относительно самостоятельных опросника: «За и против—1» (предназначен для выявления предпочтительных групп профессий); «За и против—2» (для выявления наиболее развитых групп качеств) и «За и про­тив—3» (для выявления предпочтительных профессиональных цен­ностей).

Методика является активизирующей в том смысле, что при внешнем сходстве с «настоящим» тестом она больше предназначена для стимулирования размышления самоопределяющихся клиентов над сложными мировоззренческими проблемами профессионального выбора, а также для провоцирования разговоров и индивидуальных консультаций клиентов ценностно-смыслового плана.

Тем не менее, методика имеет и собственно диагностическую ценность, которая повышается, если использовать ее вместе с другими распространенными профориентационными опросниками, например, с «Дифференциально-диагностическим опросни­ком» (ДДО) Е. А. Климова, с «Картой интересов», с опросником Дж. Голланда и т. п.

Общие условия использования методики «За и против»:

Методика предназначена для работы как со старшеклассниками (основные нормы набраны на учащихся 10-х классов), так и со взрослыми клиентами. По времени методика обычно занимает: «За и против—1» - около 40—50 мин.; «За и против—2» - около 25—30 мин.; «За и против—3» — около 20—25 мин. Время для обобщения результатов всех трех частей — около 15—20 мин. Методика рассчитана как для работы с группой (основной вари­ант использования), так и для индивидуальной профконсультации.

Обычно результаты подсчитывают сами клиенты (все-таки методика — активизирующая и клиенты должны понимать, что они делают). Также клиенты самостоятельно рисуют бланки ответов (опыт показывает, что если внятно им объяснить порядок рисования бланков, то времени это занимает ненамного больше, чем при шумной и «веселой» раздаче готовых бланков).

Активизирующий опросник «За и против—1»

Цели методики:

1. Выявить наиболее предпочтительные для клиента группы профессий (это скорее внешняя цель).

2. Активизировать самоопределяющегося клиента для ценностно-нравственных размышлений, связанных с выбором профессий (внутренняя, подспудная цель методики).

Процедура использования и подсчет результатов:

1. Общая инструкция: «Методика позволит нам ориентировочно определить, какие группы профессий являются для вас наибо­лее привлекательными».

2. Все рисуют на обычном тетрадном листочке в клетку, положенном горизонтально, бланк ответов для первой части методи­ки (см. бланк для опросника 1).

3. Психолог зачитывает вопросы (см. Вопросы для методики «За и против—1»), а каждый клиент проставляет в соответствующих клетках бланка баллы, означающие его желание выполнять наработе данные действия. Используется шкала от 0 до 5 баллов (чем больше баллов, тем больше желания выполнять данное действие).

4. Подсчет результатов. Сначала перед всеми баллами во второй и четвертой колонках проставляется знак «минус»; затем в каждой из 20 строчек подсчитывается алгебраическая сумма всех баллов и результат выписывается справа от бланка (в графу «Сумма баллов»). В итоге получается 20 результатов, соот­ветствующих двадцати группам профессий (при этом могут быть и отрицательные значения, и нули).

5. Далее психолог зачитывает нормы отдельно для юношей и для девушек (см. «Нормы» для «За и против—1»).

6. После зачитывания нормы по каждой из 20 групп профессий сам клиент подсчитывает, насколько его результат отличается от данной нормы, для чего ему необходимо на примере объяснить порядок такого подсчета:

· клиент выписывает каждую норму справа от колонки «Сумма баллов», в другой колонке — «Нормы» (чтобы нормы находились перед глазами — для простоты расчетов);

· если результат попадает в «норму», то считается, что к данной группе профессий интерес обычный. Например, результате (—2), а «норма» — (—6... +3); результат находится в пределах (—6) до (+3), следовательно, к данной группе профессий интерес обычный (особого желания работать нет, но и явного нежелания также нет). Справа от «нормы», в графе «Результаты», выписывается «0» («ноль»);

· после этого определяется разница между своим результатом и крайним (ближним) значением нормы, например, результат — (+5), а «норма» — (—4... +3); вычитаем из результата крайнее значение нормы: (+5) — (+3) = (+2). В данном случае можно говорить о некотором особом интересе к этой группе профессий — соответственно, в графе «Результаты» выписывается «+2». Или другой пример: результат — (—7) а «норма» — (—2... +2) вычитаем из своего результата крайнее, т.е. ближнее значение нормы: (-7) — (-2) = (-5). Здесь скорее можно говорить об отсутствии интереса к данной группе профессий — в графе «Результаты» выписывается «—5» и т. п.

7. После определения соответствия своего результата с нормой психолог зачитывает название группы профессий, а клиент выписывает это название в графе «Профессии». Далее определяется соответствие по следующей профессии и т. д.

8. В итоге получается общая картина (общий фон): по каким-то группам профессий результаты плюсовые (интерес к соответствующим профессиям имеется), по каким-то — нули (интерес не выраженный), а где-то — минусы (интерес отсутствует).

Активизирующий опросник «За и против—2»

Методика проводится аналогично опроснику «За и против — 1» (см. выше). При этом используется несколько иной бланк ответов (см. бланк объектов для «За и против—2»), естественно, другие вопросы и другие «нормы».

Мы рекомендуем рисовать на одном листочке сразу два бланка: для опросников «За и против—2» и «За и против — 3». По объему данные методики небольшие, и их вполне можно успеть провести за одно занятие.

Цель опросника «За и против—2» — ориентировочно выявить наиболее развитые качества и способности клиента и также спро­воцировать его для размышлений ценностно-смыслового плана о будущих профессиональных выборах.

Общая инструкция. «Сейчас мы выявим наиболее развитые ваши качества и способности для будущих профессий. Вам будут предлагаться различные действия, а вы должны оценивать свою готовность их выполнить по шкале от 0 до 5 баллов: чем лучше развита ваша способность, тем больше баллов».

Во всем остальном процедура проведения и обработка результатов такая же, как в опроснике «За и против— 1».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.