Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспериментальное естествознание и инженерная деятельность.






Инженерная деятельность предполагает регулярное применение научных знаний для создания технических систем - сооружений, устройств, механизмов, машин и т.п., в чем и заключается ее главное отличие от технической деятельности, которая основывается более на опыте, практических навыках, догадке. Инженерную деятельность нельзя отождествлять с деятельностью лишь инженеров, а необходимо рассматривать независимо от того, кем она реализуется - специально для этого подготовленными профессионалами, учеными или просто самоучками, поскольку инженеры зачастую осуществляли не только техническую, но и научную деятельность, а ученые обращались к изобретательству, конструированию, проектированию, т.е. занимались кроме научной и инженерной деятельностью.

Возникновение инженерной деятельности как одного из важнейших видов трудовой деятельности связано с появлением мануфактурного и машинного производства. В Средние века еще не существовала инженерная деятельность в современном понимании, а была техническая деятельность, органически связанная с ремесленной организацией производства. Инженерная деятельность как профессия впервые появляется в эпоху Возрождения, когда формируются ценностные ориентации, хотя на первых порах она еще несет на себе такие черты ремесленной технической практики, как, например, непосредственный контакт с потребителем, ученичество в процессе осуществления самой этой деятельности и т.п. Ориентация на применение науки хотя и провозглашается, но еще не реализуется в полной мере. Первые инженеры в эпоху Возрождения - это одновременно художники-архитекторы, консультанты-инженеры по фортификационным сооружениям, артиллерии и гражданскому строительству, алхимики и врачи, математики, естествоиспытатели и изобретатели из среды ученых, занявшихся разработкой новой техники, или ремесленников-самоучек, приобщившихся к науке.

Знание в это время рассматривается как вполне реальная сила, а инженер - как обладатель этого знания. Однако, в сущности, такие инженеры были выходцами из цехового ремесла, которые, правда, признавали абсолютную необходимость науки для своих технических работ, но были еще недостаточно научно образованными: они ориентировались на научную картину мира, хотя не в полной мере использовали науку в повседневной практике. Быстрое развитие техники потребовало коренного изменения ее структуры, поскольку дальнейшее продвижение становится просто невозможным без ее насыщения наукой, систематизации технических знаний и в подведении под них общего теоретического основания. Если цель технической деятельности - непосредственно задать и организовать изготовление артефакта, то цель инженерной деятельности заключается в том, чтобы сначала определить материальные условия и искусственные средства, влияющие на природу в нужном направлении и заставляющие ее функционировать так, как это необходимо для человека, и лишь потом на основе полученных знаний задать требования к этим условиям и средствам, а также установить способы и последовательность их обеспечения и изготовления. Инженер, таким образом, так же как и ученый-экспериментатор, оперирует идеализированными представлениями о природных объектах, но использует эти знания для создания технических систем, ученый же создает экспериментальные устройства для обоснования к подтверждения такого рода представлений.

С развитием экспериментального естествознания, превращением инженерной профессии в массовую в XVIII и XIX вв. возникает необходимость систематического научного образования инженеров. Именно появление высших технических школ, которые с самого начала выполняли не только учебные, но и исследовательские функции в сфере инженерной деятельности, чем способствовали становлению технических наук, знаменует следующий важный этап в развитии инженерной деятельности. К началу XX столетия инженерная деятельность уже представляет собой сложный комплекс различных видов деятельности - изобретательской, конструкторской, проектировочной, технологической и т.п., которые обслуживают разнообразные сферы техники - машиностроение, электротехнику, химическую технологию и т.д. На первых этапах своего научного развития инженерная деятельность была ориентирована на применение знаний естественных наук, главным образом физики и математики, и включала в себя изобретательство, конструирование опытного образца и разработку технологии изготовления новой технической системы, однако с течением времени структура ее усложняется, а разделение труда неизбежно ведет к специализации инженеров.

В жизни современного общества инженерная деятельность играет все возрастающую роль. Проблемы практического использования научных знаний, повышения эффективности научных исследований и разработок выдвигают инженерную деятельность на передний край экономики и культуры. В настоящее время множество технических вузов готовит целую армию инженеров различного профиля. Однако развитие профессионального сознания инженеров предполагает осознание возможностей, границ и сущности своей специальности не только в узком смысле этого слова, но и в смысле инженерной деятельности вообще, ее целей и задач, а также изменений ее ориентации в современной культуре.

 

27. Познание и проектирование – размывание границ между исследованием и проектированием.

В основу описания процесса проектирования Энгельмейер положил разработанную им трехактную теорию творчества, так называемый трехакт. Рассмотрим, в чем же состоит суть этих трех актов..По Энгельмейеру, человеческое творчество есть совокупность трех деятелей — желания (интуиции), знания и умения. Различает он и три вида продуктов деятельности: идеи (в сознании), процессы (во времени) и материальные вещи, то есть предметы (в пространстве). В соответствии с этими различениями он выделяет в самом процессе проектирования три стадии: 1) создание общего плана; 2) выработка из этого плана общей схемы; 3) разработка схемы детально, до полных чертежей включительно.

Первый акт — создание общего плана (происхождение замысла) — акт творческий (интуиция). На этом этапе определяется, чего хочет проектировщик, причем проектирование машины предполагает, что условия задачи ясно осознаны. Это творческий акт конструирования идеи машины, удовлетворяющей всем поставленным условиям. Он распадается на две стадии:

1. творчество, дающее идею, причем такая идея является уже полным решением задачи, представляющей полную машину со всеми деталями, которые еще только не видны. идея машины представляется самому ее носителю загадкой, он вглядывается в нее, вынашивает идею, " думает о ней" ’ внутреннее чтение идеи для выполнения главных частей, в результате которого составится общий план машины; память и конструктивное воображение - вот деятели первого акта во второй его половине. Результат этого акта - принцип машины, в котором выражена сама его суть.

Второй акт — выработка схемы (логическое представление) — акт научный (знание). На этом этапе выясняется, что может проектировщик.

Второй акт дает схему (для сооружения), систему (для машины) или план (для действия). Схема дает то, что необходимо и достаточно для эффекта, то есть полное идейное содержание данного изобретения или проекта, полную мысль о нем. Говоря о системе машины, мы отвлекаемся от вещественной формы, а берем только ее схему. План для известного действия - это все равно, что схема для сооружения и система для машины.

Третий акт — детальное выполнение (осуществление) — акт чертежный, ремесленный (умение). Здесь конструктивно выполняется изображение машины в окончательных действительных формах и размерах и проектирование деталей. Задача разбивается на столько отдельных задач, сколько существует отдельных деталей (частей в машине), и каждая деталь вырабатывается отдельно. Остальное - фактическое построение машины на производстве — дело ремесла. В результате третьего акта машина получается в виде рабочих чертежей, определенной конструкции (конструктивного варианта), то есть вещественного осуществления принципа и системы данной машины.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.