Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействие традиций и возникновение нового знания.






Преемственность в развитии науки выражает неразрывность всего познания дейст-ти как внутренне единого процесса смены идей, принципов, теорий, понятий, м-дов науч. иссл. При этом каждая более высокая ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей ступени с удержанием всего ценного, что было накоплено раньше, на предш-щих ступ-х.

Процесс преемственности в науке может быть выражен в терминах «традиция» (старое) и «новация» (новое). Традиции в науке — знания, накопленные предшествующими поколениями ученых, передающиеся последующим поколениям и сохраняющиеся в конкретных научных сообществах, научных школах, направлениях, отдельных науках и научных дисциплинах. Множественность традиций дает возможность выбора новым поколениям исследователей тех или иных из них. А они могут быть как позитивными (что и как воспринимается), так и негативными (что и как отвергается). Жизнеспособность научных традиций коренится в их дальнейшем развитии последующими поколениями ученых в новых условиях.

Предлагается все новации разделить на незнание и неведение. Незнание – процесс преодоления, заключающийся в расширении существующего знания, речь при этом идет о такой информации, о которой можно что-то спросить (например, Демокрит знал об атомах и задал вопрос о размере атома – это незнание). Неведение – система знаний, о которой ничего не известно, нечего спросить, то, что находится за пределами конкретной парадигмы (например, мы знаем о трехмерном пространстве, в котором живем, знаем, что пространств может быть больше, при этом их количество может составлять нечетное число, но что там, в этих пространствах, мы не знаем – это неведение). Ученые узнают о том, что находится в области неведения не путем постановки конкретной цели, а случайно, работая в рамках нормальной науки. Преодоления неведения осуществляется в рамках научных традиций. Механизм преодоления неведения:

1. «Пришелец» - в какую-либо область приходит человек из другой области знания. Он во первых не обременен традициями, авторитетами, а во-вторых – приносит из другой области какие-то новые методы. Альфред Вегерн (?) – теория о первоначальном единстве материков и их последующем расплывании. Он сначала был астрологом, метерологом, а затем занялся геологией. Полагают, что если бы он был геологом над ним бы довлели определенные представления того времени и он бы не добился таких результатов.

2. «Побочный результат» - когда главные цели, направлены на одно, а открывают совсем другое (1792 г. – открытие Ивановским вирусов).

3. «Движение с пересадками». Непреднамеренные результаты, полученные в одной традиции, и совершенно бесполезные, но могут оказаться полезными в другой традиции (XX в. – когда в руки археологов попали результаты аэрофотосъемок) – непреднамеренные новации, цель здесь сформулирована быть не может.

Новации вырастают из традиций, находятся в них в зародыше; все положительное и ценное, что было в традициях, в «снятом виде» остается в новациях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.