Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 9.






1-2. В ветхом завете были даны постановления о Богослужении в скинии, которая имела три отделения: одно внешнее, предназначенное для всех вообще и иудеев и еллинов; оно называлось людским святилищем потому, что в него всем дозволялось входить; а так как оно доступно было и язычникам, то Св. Павел и называет его людским – букв. Мирским. В нем находится жертвенник, на котором приносили жертвы. Далее, следовала самая скиния, состоящая из двух отделений, разделенных завесами: первое от людского святилища, отделенное от него завесою, называлось святое. В нем были: светильник, трапеза – стол для курения фимиама, и стол с хлебами предложения. В это отделение имели вход только священники для совершения своей службы. Далее, за второй завесой было Святое Святых.

3-5. За второй завесой находилась главная часть скинии, называемая Святое Святых, в которую никто не входил кроме одного только первосвященника, но и он входил сюда только однажды в год. В этой скинии находились: золотая кадильница и ковчег завета, обложенный со всех сторон золотом; ковчегом завета он назван потому, что в нем находились скрижали закона и знаки-символа милости Божией к народу: золотой сосуд с манною, которою Господь питал Еврейский народ в пустыне, и жезл Аарона расцветший, в доказательство законности священства Ааронова. Для умилостивления Бога указано было кровью кропить крышку, покрывающую кивот завета, осеняемую славными Херувимами. Эта крышка называлась очистилищем. Вот в общих чертах описание скинии. Служение в ней совершалось таким образом.

Ст. 6-7. Как мы уже видели, во дворе скинии, где приносились жертвы, присутствовал народ, а за первую завесу, в первую скинию, входили только священники для Богослужения, которое состояло в курении фимиама, в возжигании светильника, и в перемене хлебов предложения. За вторую же завесу, - во вторую скинию или Святое Святых входил один архиерей, и то только однажды в год, в день очищения, с кровью очистительной жертвы за свои личные прегрешения, и за грехи всего народа, совершенные им по неведению. Скиния ветхозаветная и Богослужение, совершаемое в ней, устроены по образцу, показанному Богом Моисею на горе, и имели поэтому глубоко прообразовательное значение. Скиния была видимым жилищем или домом Господа между своим народом, образом неба, царства славы, где Господь обитает с небожителями во внутреннем духовном общении, чтобы тем научить народ, что воля Божия так же обязательна и для земли, как для неба. Из скинии Бог являл народу Свою волю, чтобы, посредством исполнения ее, народ пребывал в общении с Ним. Поэтому все принадлежности скинии и все служение в ней имели символическое значение. Двор ей означал земное царство Бога; жертвы, которые приносились на жертвеннике, указывали на средство для достижения небесного царства, которое изображало святилище, или первая скиния, куда входили, после жертвы, только священники, как в жилище святых душ. Здесь только открывалось истинное познание (светильника), здесь возносились молитвы к Богу (курение фимиама), здесь Господь принимал добрые дела святых (хлебы предложения), как угодные Ему. Все это – образы служения Богу святых душ. От святилища завесой отделялось святое святых, как место присутствия славы Господа, потому что доступ к Его славе для грешного человечества еще не был открыт. Это жилище Бога окутано было тьмою, чтобы показать, что свет Его, в котором Он обитает, не преступен для человека, который не может Его видеть (1 Тим. 6, 16). Здесь был престол Его (кивот завета), десять заповедей, начертанные Им на скрижалях каменных, - на которых основался завет Его с народом; хлеб небесный (манна) и жезл Аарона прозябший, как знаки милости Господа к народу, по условию завета. Но так как народ завета, по своей греховности и немощности, не мог выполнить с своей стороны условий завета-закона Божия, то над ковчегом завета устроена была доска примирения (очистилище), поддерживаемая Херувимами, осеняющими ее. В эту часть скинии вступал первосвященник только однажды в год (в день очищения), чтобы кровью жертвы о грехах, которою он кропил на очистилище, умилостивить Бога о своих грехах и народа своего. В этом отдалении Бога даже от высшего представителя народа – первосвященника, ясно обнаруживается несовершенство ветхозаветного Богослужения в смысле примирения с Богом и общения с Ним.

8. Тем, что даже первосвященник народа был так отдален от Бога, Дух Святой ясно показывает, что при ветхозаветном служении Богу – пока стоит прежняя скиния, не доступен для людей путь во святилище, то есть в небо, - ибо он еще не открыт. Откроет его Новый Первосвященник по чину Мелхиседека Своею жертвою, которую прообразовали ветхозаветные жертвы.

9-10. Еврейский народ до настоящего времени совершает свое служение Богу по образцу служения в скинии, продолжает приносить Богу за свои грехи дары и жертвы, которые не могут приносящего сделать чистым – совершенным, - не могут успокоить его совести, обличающей его за совершенный грех. Все эти обрядовые постановления, касающиеся пищи, питья, различных омовений и другие обряды, относящиеся до плоти, установлены были Богом временно, - до исправления, до пришествия Христа Господа, «имеющего все исправить и ввести истинное и духовное Богослужение» (Феофил.).

11-12. Иисус Христос явился на земле, как Первосвященник будущих благ, - искупления, примирения с Богом и будущей блаженной жизни, явился с большею и совершеннейшею скиниею, - в безгрешной плоти (Марк. 14, 58; 15, 29), в коей обитало все Божество Его, как Бога (Кол. 1, 19), скиние нерукотворенной, - не сея твари, не такою, как та скиния, сделанная руками людей из тварного материала, а образованной Духом Святым (Мф. 1, 20), хотя и от пречистых кровей Пресвятой девы, но по образу соединения с нею Божества она выше всякой твари. Как Первосвященник и Он принес жертву, но не козлов и тельцов, а Себя Самого, и с этою Своею кровью, пролитою за грехи мира, Он вошел во святилище, где обитает Бог, - в небо и тем приобрел вечное искупление – вечное освобождение душ от грехов. - Но каким образом кровь Христова могла очистить нас от грехов наших?

13-14. Кровь в ветхозаветных жертвах, изливаемых вместо души или жизни согрешивших (Лев. 17, 11), но она, очевидное дело, не могла сама очищать совесть людей, потому что была кровью или жизнью, чуждой человеку, не причастной его грехам. Поэтому кровь животных служила только прообразом Крови Христовой, как жертвы совершенной. Он, действительно, принявши плоть и грехи людей, Сам будучи чужд их, пролил Кровь Свою за них, чтобы им даровать жизнь. Поэтому Его жертва выкупила навсегда людей от греха и смерти. Потому что, если чужая кровь животных, вносимая первосвященником во Святое Святых в день очищения, или вода из пепла рыжей телицы чрез окропление таинственно очищали людей от нечистоты плоти, или от прикосновения к мертвому: то, тем более, кровь Христа, как вечного Духа, - Бога по существу, может примирить нас с Богом, и, как имеющая в себе жизнь, очистит нашу совесть от прикосновения к мертвым – греховным делам, - оживит нас и сделает чистыми и способными своими добрыми делами угождать Богу, живому и истинному. Поэтому-то Иисус Христос и стал Ходатаем нового завета.

15. Так как Иисус Христос пришел в мир с лучшею, не рукотворною скиниею, и, как Вечный Первосвященник, с собственною кровью вошел к престолу Господа за грехи людей и даровал им вечное примирение с Богом, то, ясно, что Он есть Ходатай нового завета, чтобы смертью Своею искупить людей от грехов, чего не мог сделать ветхий завет и жертвы его, и даровать вечный покой, как обетованное наследие, всем уповающим на Него.

Но смерть Иисуса Христа, очевидно, смущала многих из более немощных: если Он умер, говорит, то таким образом Он есть вечный ходатай за людей и дает то, что обещал? Св. Павел, устраняя это сомнение, показывает, что именно, в силу того, что Он умер, завет Его является твердым: ибо не говорят о завете (завещании) живых (Св. Златоуст.).

16-17. Ибо всякое завещание получает законную силу только после смерти завещателя. – Так и ветхий завет утвержден был на крови, прообразе смерти Христовой.

18-21. И ветхий завет утвержден был кровью. Так Моисей, пересказавши народу все заповеди закона, кровью принесенной жертвы завета, смешанной с водою, иссопом и червленой нитью окропил книгу закона, скинию и все сосуды ее, и людей (Исх. 24, 3-8), чтобы очистить их от грехов и дать право получить наследие по завету (завещанию). Но очевидно, что эта кровь завета, не могла сама по себе очистить людей и даровать им наследие, потому, что это была кровь не завещателя. Поэтому она служила только прообразом-символом действительной смерти завещателя, кровь Которого могла действительно даровать людям небесное наследие.

22-23. Да и вообще, говорит, в ветхом завете почти все очищения по закону требовали жертвы, следовательно, пролития крови, которая была необходимым условием прощения содеянного. Итак, прообразы небесной скинии должны были очищаться жертвами и кровью животных, в небесной же скинии, то есть в Церкви Христовой, люди должны очищаться лучшими тех жертвами. Какими же? Кровью Ходатая нового завета, Иисуса Христа.

24-25. Архиереи ветхого завета входили в рукотворенное Святое Святых, которое было пробразом истинного, небесного святилища, а Христос восшел в самое небо, чтобы ходатайствовать за нас пред лицом Божиим, восшел с Своею кровью, которою умилостивил Бога Отца и примирил нас с Ним, а также и с Ангелами, ибо и те враждебно относились к нам, как врагам Господа. Но не для того Он восшел на небо, чтобы и в другой раз взойти, принося Себя, как делали первосвященники, входя во Святое Святых каждогодно (в день очищения) с чужою кровью – животных. Жертва Иисуса Христа, как вполне удовлетворяющая правде Божией, не имеет нужды повторяться, как смерть человека бывает однажды.

26. Если бы Иисус Христос был обыкновенный первосвященник, входящий во Святое Святых с Своею жертвою, то Ему, как Вечному Первосвященнику, надлежало бы постоянно страдать и умирать от начала мира от падения первых прародителей, что для человека невозможно. Поэтому Он однажды пострадал и умер для уничтожения греха людей, то есть для того, чтобы «низвергнуть и обессилить грех именно тем, что совершавшие его были безнаказанно прощены, а сила греха в том и состоит, чтобы навлечь наказание на согрешившего» (Феофил.). «Он однажды умер за всех людей. Но люди до сих пор умирают? Умирают, но не остаются в смерти. Власть смерти и истинная смерть есть та, когда умерший не имеет возможности возвратиться к жизни; если же после смерти он оживет, и при том лучшей жизнью, то это не смерть, а успение» (Св. Злат.). Но почему Он принес Себя в жертву за грехи людей к концу веков, а не тотчас после падения прародителей? Потому, что в начале грех не был так распространен и очевиден для сознания, как к концу веков (Рим. 5, 20); поэтому первые люди могли бы не уверовать в Него, и Его жертва оказалась бы бесполезной. Второй же раз Ему не надлежало умирать (Св. Злат.). Почему?

27-28. Ибо человеку определено Богом однажды умереть. Поэтому Иисус Христос, как истинный человек, умер единожды, - однажды принес Себя Сам в жертву, чтобы подъять грехи многих, - снял грехи с людей и принес их в Своем лице к Отцу, чтобы Он простил их ради Его жертвы. Почему же сказал не всех, а многих? Потому, что не все уверовали. Смерть Его соответствовала погибели всех и, насколько от Него зависело, Он умер за всех. Вознес же грехи не всех, потому, что они сами не желали этого (Св. Злат.). Потом после смерти человеку определен суд. Так и Иисус Христос во второй раз явится на земле не для очищения греха Своею смертью, как было в первое Его явление на землю, а для суда, во спасение ожидающих Его, - т. е. для дарования обещанного блаженства верующим в Него и ожидающим пришествия Его на суд. Св. Павел умалчивает о наказании Им по суду грешников; но оно несомненно будет.

1) В греч.: мирское – людское.

2) Слав.: не сея твари.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.