Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности обучения детей раннего возраста.






Обучение начинается буквально с первых дней жизни
ребенка. Обучающие воздействия направлены на то, чтобы сформировать у младенца зрительное и слуховоесосредоточение (над кроваткой ребенка вешают большую легкую игрушку, привлекают его внимание с помощью звучащих игрушек типа колокольчика, погре­мушки и др.).

Основными задачами обучения детей первого года жиз­ни являются:

- развитие сенсорики ребенка: формирование ощущения
и восприятия (зрительного, слухового, тактильного);

- развитие движений (перемещение в пространстве: пе­реворачивание со спинки на живот и обратно, на бок, пол­зание, ходьба);

- развитие предметных действий (узнавание некоторых
предметов, действия с ними в соответствии со свойствами -
закрывание, открывание, складывание, прокатывание и др.);

- развитие речи (понимание речи взрослого, подража­ние речи, активное использование некоторых звуковых со­четаний, первых слов).

Обучение в первые месяцы осуществляется индивидуаль­но, а после 9 мес воспитатель может объединять 2-3 детей для совместных занятий. Особого внимания требует тон обращения к ребенку. Дело в том, что в первые месяцы (от рождения до 3 мес.) у ребенка формируется интонационное поле, что позволяет ему усваивать интонацию речи взрос­лого. Общение с детьми обязательно должно сопровождать­ся ласковыми прикосновениями, спокойной речью.

Большое значение имеет опосредованное обучение: под­бор игрушек, картинок, предметов быта. Воспитатель учит ребенка пользоваться ими, и на этой основе развивает са­мостоятельную деятельность малыша. Следует подчерк­нуть, что последняя нуждается в постоянной поддержке со стороны взрослого: надо привлекать внимание малыша к предмету (игрушке), называть предмет (игрушку) и некото­рые его свойства (мяч большой, курочка желтая), направ­лять руку младенца к предмету.

По достижении ребенком 5-6 мес взрослый показы­вает ему действия с предметами, движения; называет их. Проводит занятия, направленные на формирование зву­ков. Развивает умение певуче произносить звуки (агуканье): медленно и нежно повторяет звуки, вызывая у ре­бенка подражание (перекличка). Это служит подготовке к активной речи. К 6-7 мес ребенок начинает подражать звукам речи взрослых. Проводятся специальные занятия, Цель которых научить малыша устанавливать связь между предметом и словом, которое его обозначает («Где кукла? Где часы? Покажи, где собачка») (в процессе за­нятия предметы меняют местами). Понимание речи слу­жит основой для развития пассивного словаря ребенка. После 9-10 мес эти занятия усложняются за счет того,

что взрослый учит ребенка выполнять словесные инструк­ции (поручения): «Покорми куклу, а теперь покорми мишку». В 11-12 мес взрослые побуждают ребенка к звукопод­ражанию: предлагают сказать, как кричит петушок, лает собачка, мяукает кошка.

На втором году жизни ребенка обучение принимает бо­лее целенаправленный характер, хотя задачи его остают­ся прежними. Занятия направлены на развитие ориенти­ровки ребенка в окружающем мире и овладение речью. Дети учатся различать и называть предметы ближайшего окружения (мебель, игрушки, посуду, одежду), некоторых животных, части их тела, знакомятся с их действиями и словесными обозначениями (бегает, летает, прыгает, пла­вает и др.).

Ребенка учат выделять некоторые признаки предметов (форма, величина, цвет). Сначала на занятиях используют предметы одной формы (шарики или кубики), но разного цвета, затем предметы разной формы, но одинакового цве­та. К концу второго года жизни ребенок должен понимать слово цвет, знать и называть четыре цвета (красный, зеле­ный, желтый, синий).

На занятиях детям показывают действия с предметами; обучают действиям с дидактическими игрушками (собира­ние пирамидок, вкладывание одного предмета в другой, нанизывание колец на шнур, составление картинки из двух частей и др.). На занятиях со строительным материалом малыши осваивают умения накладывать кубики один на другой (башенка), прикладывать одинаковой гранью один к другому (дорожки широкие и узкие), ставить на узкую длинную или короткую грань (заборчик высокий или низ­кий). Обязательны занятия с сюжетными игрушками, в ходе которых ребенок овладевает игровыми действиями: кормит и укладывает куклу спать, катает машинку, перевозит на грузовике кубики и др. Формированию орудийных действий (насыпать, зачерпывать, поить и др.) служат занятия с пред­метами (чашкой, ложкой, совком, лопаткой).

Большое место отводится чтению коротких стихотворе­ний, чтению и рассказыванию сказок, рассматриванию кар­тин и картинок.

На музыкальных занятиях детей учат слушать музыку, выполнять движения в такт музыке; формируют первые певческие реакции. На физкультурных занятиях осуществ­ляется обучение детей основным движениям (ходьбе, пол­занию, лазанию).

1С занятиям с детьми раннего возраста предъявляются следующие требования:

- планировать заранее и проводить ежедневно в каждый
отрезок бодрствования;

- продолжительность занятий зависит от сформированности у детей умений слушать взрослого, играть, действо­вать по его указанию. Чем лучше развиты эти умения, тем
продолжительнее может быть занятие (с детьми второго
года жизни - до 10-12 мин);

- занятия одного и того же содержания следует повто­рять несколько раз через небольшой интервал времени (5-
6 дней), так как умения и знания закрепляются у детей по­
степенно;

- необходимо создавать условия для отражения получен­ных на занятиях знаний и умений в самостоятельной дея­тельности ребенка (предлагать те же пособия, игрушки, предметы, которые использовались на занятии);

- занимаясь с подгруппой, воспитатель должен чаще
обращаться по имени к каждому ребенку, уделяя особое
внимание пассивным, медленно развивающимся малышам.
Это необходимо в силу того, что ребенок раннего возраста
успешнее развивается при непосредственном контакте со
взрослым.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.