Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства умственного воспитания






 

На ранних ступенях развития ребенка личный опыт - важнейший путь познания окружающего мира. Но очень скоро его становиться недостаточно. Как образно сказал И.М.Сеченов, ребенку с самых малых лет начинают преподносить и делом и словом готовые формы чужого опыта, снимая с его слабых плеч тяжелый труд познания собственным трудом. Это происходит за счет формирования различных видов деятельности, а также обучения.

Деятельность детей дошкольного возраста отличается по видам и содержанию, а следовательно, и по возможностям оказывать влияние на умственное развитие. Бесспорно, что в различных видах деятельности перед ребенком возникают разные познавательные задачи, решение которых составляет органическую часть той или иной деятельности.

Значительное время, особенно у детей младшего дошкольного возраста, отводиться на так называемую бытовую деятельность, связанную с выполнением режима. Содержание этой деятельности чрезвычайно благоприятно для сенсорного развития. Умываясь, дети различают теплую и холодную воду, познают другие свойства воды, ощущают запах мыла, сухость и влажность полотенца. В процессе выполнения режимных процедур дети упражняются в пространственных ориентировках. Временная определенность режима жизни детей помогает им усвоить первые представления о частях суток, днях недели, о том, что значит «сейчас», «потом», «рано», «поздно» и др. Детей учат ценить время свое и других, не опаздывать, не заставлять себя ждать. Таким образом, их подводят к осознанию необратимости, текучести времени.

Дети узнают название посуды, мебели, одежды, знакомятся с материалами, из которых они изготовлены, с правилами пользования ими. У опытного педагога ознакомление детей с предметами быта, утвари служит развитию аналитико-синтетической деятельности, упражнению в сравнении, классификации.

Усвоение и воспроизведение последовательности действительности, необходимых для умывания, одевания, раздевания, приема пищи, сервировки стола, требуют сосредоточенности внимания, памяти, мышления, произвольности поведения. Воспитатель привлекает внимание детей к организованности, культуре деятельности окружающих взрослых. Все это расширяет кругозор ребенка и создает возможности для умственного развития.

Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить.

Творческие игры по своей природе отобразительные: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания, усвоенные ранее. В процессе игры эти знания поднимаются на новый уровень: переводятся в речевой план, следовательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются. Обобщение дошкольников в игре способствует их взаимному обогащению знаниями, поскольку дети обмениваются мнениями, обращаются за советом к взрослым, к иным источникам получения дополнительной информации.

Игра возможна при активной работе воображения, благодаря которому дети комбинируют впечатления, договариваясь о содержании предстоящей деятельности, входят в роль, используют самые разные игрушки и предметы.

Возникающая перед детьми необходимость согласовывать свои замыслы, договариваться о том, во что и как они будут играть, способствует развитию у детей планирующей функции мышления.

Продуктивные виды деятельности (трудовая, конструктивная, изобразительная) обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребенок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы ее организации.

Умственное воспитание в трудовой деятельности направлено на обогащение сенсорного опыта детей: ознакомление с материалами, их признаками, свойствами, с их изменениями под влиянием преобразующей деятельности. У детей формируется система знаний о материалах, об орудиях труда и инструментах, о способах выполнения трудовых операций.

Ручной труд обладает неограниченными возможностями для развития воображения, смекалки, творчества.

Труд в природе имеет особую познавательную основу, так как знакомит ребенка с особенностями развития растительного и животного мира, что, в свою очередь, помогает установлению причинно- следственных связей, подводит к выводам, умозаключениям.

Выращивая растения на грядке, в уголке природы, дети с интересом наблюдают весь цикл развития «от семени до семени», наглядно убеждаются в зависимости роста растения от создания необходимых для этого условий. Таким образом, труд в природе способствует становлению словесно- логического мышления.

В жизнь ребенка рано входят как важнейшие средства умственного развития предметы материальной и духовной культуры: разнообразные игры и игрушки, пособия, книги, произведения живописи, архитектуры, скульптура, предметы декоративно- прикладного искусства.

В последние годы все активнее в качестве средств умственного воспитания стали использоваться произведения национальной культуры: народные песни, танцы, фольклор, утварь, костюмы и одежда, украшения; народные традиции, обычаи, праздники. Познавательное содержание национальной культуры очень велико. На конкретном материале у детей формируются первоначальные исторические представления о жизни и быте народа, о его национальных чертах, о ремеслах.

За рубежом, а в последние годы и в нашей стране как комплексное средство умственного воспитания детей используются музеи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.