Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель: познакомить студентов с факторами развития детей дошкольного возраста.






 

План:

 

1. Понятия о биологических и социальных факторах развития.

2. Активность как свойство живого организма необходимое для развития.

3. Взрослый как посредник между ребёнком и обществом.

 

Ещё некоторое время назад в науке разгорались споры о том, под влиянием каких факторов происходит развитие человека, превращение индивида в личность. Сегодня учёные нашли больше аргументов, объединяющих их позиции. Но что же такое фактор? В переводе с латинского factor - делающий, производящий. Движущая сила, причина какого-либо процесса, явления. Если придерживаться этого определения, то предметом спора учёных было (да и есть) выяснение причин, обусловливающих становление лично­сти. Выделяются три фактора: развитие человека проис­ходит под влиянием наследственности, среды и воспитания. Их можно объединить в две большие группы - био­логические и социальные факторы развития.

Если исключить крайние точки зрения, когда приоритет отдается лишь одному из факторов, то суть научных споров заключается в том, как определить соотношение факторов: под влиянием каких из них в большей мере про­исходит развитие.

Рассмотрим каждый фактор в отдельности.

Наследственность - это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и переменную части. Постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком, предста­вителем человеческого рода. Переменная часть - это то, что роднит человека с его родителями. Это могут быть внешние признаки: телосложение, цвет глаз, кожи, волос, группа крови, предрасположенность к определенным заболевани­ям, особенность нервной системы. Такие неопровержимые факты ни у кого не вызывают сомнений: дети похожи ­своих родителей, на свой род. В противном случае возникает удивление, так как внешнее сходство принимает людьми как обязательный признак одного рода.

Но предметом разных точек зрения является вопрос наследования моральных, интеллектуальных качеств, специальных способностей (способности к какой-то деятельности). Передаются ли способности или задатки? Большинство зарубежных ученых (М. Монтессори, Э. Фромм, К. Лоренц и др.) убеждены, что не только интеллектуальные, и моральные качества передаются по наследству. Отечественные ученые долгие годы придерживались противоположной точки зрения: признавали только биологическое наследование, а все остальные категории - мораль, интеллект - считали приобретаемыми в процессе социализации. Однако академики Н. М. Амосов, п. К. Анохин высказываются в пользу наследования нравственных качеств или во сяком случае наследственной предрасположенности ребенка ­ к агрессивности, жестокости, лживости. Эта серьезная ­проблема пока не имеет однозначного ответа.

Однако следует различать врожденное наследование и генетическое. Небольшие случайные отклонения в особенностях развития зародыша могут изменить и направление и качество развития. В последние годы появилась новая отрасль педагогики - пренатальная педагогика. Появление её связано с тем, что ученые обнаружили возможность влияния на развитие зародыша. При этом отмечено, что воздействовать можно не только на здоровье будущего младенца, но и на его эмоциональную сферу, а через нее ­- на эстетическое и интеллектуальное развитие. На основе научных данных, свидетельствующих о возможности вли­ять на ещё не родившегося ребенка через образ жизни ма­тери, ее эмоциональное состояние, общение с плодом, ста­ла разрабатываться педагогическая стратегия. Будущей матери рекомендуется чаще переживать положительные чувства, слушать музыку, читать стихи. Очень полезно беседовать с еще не родившимся малышом. Хорошо, если он будет слышать голоса обоих родителей. Ребенок при­выкает к голосу матери и отца и после рождения узнает, успокаивается, когда слышит. В этом случае ребенок рож­дается с врожденными качествами. Но ни генетическое, ни врождённое не следует считать неизменным. В процес­се жизни возможны изменения врожденных и наследствен­ных приобретений.

«По моему мнению, - пишет японский ученый Масару Ибука, - в развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность... Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего развивают по­тенциальные способности ребенка».

Итак, на развитие ребенка влияет не только наследствен­ность, но и среда. Понятие «среда» может рассматриваться в широком и узком смысле. Среда в широком смысле – это климатические, природные условия, в которых растет ре­бёнок. Это и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда в таком понимании влияет на успешность и направленность социализации.

Но существует и узкий подход к пониманию среды и ее влиянию на становление личности человека. Согласно такому подходу среда - это непосредственное предметное окружение.

С момента рождения ребенка его окружает множество предметов. Предметы помогают ему познавать соци­альный мир и развиваться. Профессор Брунер в Америке провёл эксперимент: поместил группу новорожденных детей на несколько месяцев в комнату с белыми потолком и белыми стенами, изолированную от внешних шумов. Другая группа новорожденных такое же время жила в обычных условиях - в комнате с обоями, цветным потолком, игрушками и т.п. В конце эксперимента были проведены тесты на изучение уровня интеллектуального развития детей. Оказалось, что дети из белой, пустой комнаты отстали в своем развитии от детей из обычной группы на 3. что очень существенно для данного возраста.

Этот эксперимент убедительно доказал, что среда существенно влияет на уровень всестороннего развития детей. В современной педагогике существует понятие -раз­вивающая среда» (В. А. Петровский). Под развивающей средой понимается не только предметное наполнение, но среда должна быть особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка.

В педагогике, когда речь идет о среде как факторе воспитания, имеются в виду еще и человеческое окружение, принятые в нем нормы взаимоотношений и деятельности. Зачастую выделяется негативное влияние среды (улицы), ­оно связано с насыщенностью ее отрицательными примерами рами для подражания.

Среда как фактор развития личности имеет существенное, значение: она предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние но­сит, как правило, стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что, конечно же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя. Всякое стремление взрослых «посадить ребенка под колпак», оградить от социальной среды, как бы оно ни проявлялось (ограничение общения с посторонними людьми, сужение объектов познания и др.), чревато задержкой в социальном развитии.

Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека. Разница лишь в степени восприятия этого влияния. С годами человек овладевает умением фильтровать его, интуитивно поддаваться одним действиям и уклоняться от других влияний. Для маленького_ ребенка таким фильтром до определенного возраста служит взрослый. Среда может сдерживать развитие, а может и активизировать его, но быть безучастной к развитию не може­т.

И наконец, третий фактор, влияющий на становление личности, - это воспитание. В отличие от первых двух факторов оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый(хотя бы со стороны воспитывающего) характер. Второй особенностью воспитания как фактора развития личности является то, что оно всегда соответствует социально – культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Это значит, что когда речь идёт о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия. И наконец, воспитание предполагает систему влияний на личность – единичное воздействие не приносит ощутимых результатов.

Наследственность, среда, воспитание – эти факторы при всей их значимости и необходимости всё же не обеспечивают полноценного развития ребёнка. Почему же? Да потому, что все они предполагают воздействия, не зависящие от самого ребенка: он ни как не влияет на то, что будет заложено в его генах, не может изменить среду, не определяет цели и задачи собственного воспитания.

Но природа так «задумала» человека, что он обладает удивительной особенностью – активностью. Уже изначально, даже еще в утробе матери, ребенок активно реагирует на влияние каждого из вышеперечисленных факторов. Активность проявляется в движениях. Именно движения обеспечивают жизнь, заставляют функционировать организм, укрепляют и оздоравливают его.

Таким образом, активность как свойство живого организма выступает в качестве необходимого условия и предпосылки развития.

У человека активность облекается в социальные фор­мы - разные виды деятельности: игру, труд, учение. Каж­дый из видов деятельности направлен на удовлетворение каких-то потребностей: игра - на удовлетворение потребности проявить активность в той сфере, в которой невоз­можно реальное действие; труд - на удовлетворение по­требности в получении реального результата, в самоут­верждении, учение - на удовлетворение потребности! познании и Т.д.

Активность является стимулом к деятельности. Но если деятельность не организуется, если не обеспечивается ее развитие, то активность все равно «ищет выход» и может принимать нежелательные формы (баловство, агрессив­ность и др.).

Итак, мы рассмотрели разные факторы, обеспечиваю­щие развитие ребенка как человеческого существа. Но вecь этот «механизм» приводит в действие взрослый человек.

Без взрослого человека (близкого и далекого) ребенок не может выжить как живой организм и не может развиться в социальную личность. Как известно, взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции: он сам служит носителем ценностей и человеческого опыта и может быть «использован» как образец для подражания; является организатором процесса воспитания и обучения.

От того, какой взрослый находится рядом с ребенком, «кто вводит его в жизнь» (В. А. Сухомлинский), многое за­висит. Если с малых лет ребенка окружают добрые, ласковые, сдержанные люди, если они умеют уважительно общаться друг с другом, если они трудолюбивы и веселы, - его социальный опыт наполняется именно такими образцами человеческого взаимодействия. И в силу того, что это первые впечатления от мира людей, они и являются самыми прочными. Если ребенок живет в обстановке нервозности, недоброжелательности, грубости, то соответствующий социальный опыт он и приобретает. Конечно, отсюда не следует, что только с этим опытом ребенок проживет жизнь. В семье бандита совсем не обязательно вырастает бандит, но вероятность стать асоциальным в таких условиях выше, чем в семье с другим эмоциональным климатом. Также, к сожалению, нельзя гарантировать полностью благополучный результат воспитания в благополучной семье. Процесс становления личности очень сложен и подвержен множеству порой невидимых или неосознаваемых воздействий.

Первая функция – взрослый - носитель ценностей – может реализоваться и целенаправленно. Это происходит в тех случаях, когда родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступ­ки, делая себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Такая демонстрация требует боль­шого такта, чувства меры, особенно когда дело касается

моральных явлений.

С точки зрения педагогики и психологии эта первая функция чрезвычайно значима для развивающейся лично­сти. В основе механизма воздействия на ребенка лежит

Такая особенность детства, как подражание и потребность приобщаться к миру взрослых людей. Ведущий метод, способствующий реализации данной функции в целенаправлен­ной форме, для ребенка - наблюдение, а для взрослого ­- организация совместной деятельности, педагогические си­туации, показ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.