Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Элементы культуры, их характеристики.






В социологии культура рассматривается в аспекте, который непосредственно связан с регулированием поведения человека, социальных групп, функционированием и развитием общества в целом. Основное внимание здесь уделяется исследованию культуры как символической, ценностной и нормативной системы, направляющей и регулирующей деятельность людей. Культура, как ценностно-нормативный механизм регулирования социальных взаимодействий, обеспечивает целостность общества и социальный порядок.

Культура состоит из:

n 1. ПОНЯТИЙ. Они содержатся в языке и помогают людям организовывать и упорядочить свой опыт, дают научное объяснение знаний, истине.

n 2. ОТНОШЕНИЙ. Культура не только описывает, но интегрирует, объединяет людей в пространстве и во времени.

n 3. ЦЕННОСТЕЙ. Это общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных предписаний о добре и зле, справедливости, красоте, истине и т.д.

n 4. КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ. Правила, установки, традиции.

n 5. ИДЕОЛОГИЯ. Как смысловая детерминанта поведения людей.

n 6. КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ. Которые свойственны всем обществам.

Социологический анализ основных сфер жизнедеятельности общества позволяет рассмотреть: экономическую культуру; политическую культуру; художественную культуру; религии.

ВОПРОС № 3. Культурное воспроизводство – непрерывно возобновляющийся процесс духовного и информационного производства, сохраняющий и поддерживающий основные компоненты культуры в последовательных циклах.

В качестве опоры процессов воспроизводства культуры требуются надежные основания. Одним из таких оснований является сфера традиций.

Традиция – это социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение с минимальными изменениями, сохраняющееся в истории в течение длительного времени.

Инновация – вновь созданная материальная или духовная реальность, основное содержание которой находится в определенном противоречии с существующей традицией.

n Национальный менталитет, порожденный и порождаемый духовной жизнью народа, приводит к осознанию им своих наиболее значимых характеристик, к формулировке сути национального самосознания. Именно эту суть выражает национальная идея, поисками (или конструированием) которой озабочена часть интеллигенции.

Но национальная идея как суть национального самосознания – объективно существующий факт, осознает это общество в данный момент времени или нет. Национальная идея есть у каждого народа, но в наиболее явном и очерченном качестве она формируется в процессе его исторического выбора.

n Национальная идея – основа самоидентификации народа. На ней должна базироваться государственная идеология, необходимая всякому сильному государству.

n ВОПРОС 4. СМИ.

Современное культурное воспроизводство немыслимо без информационного потока, новостей, сообщений, произведений искусства, транслируемых и распространяемых средствами массовой информации.

Функции СМИ:

Информационная; интегрирующая; образовательная; воспитательная; эстетическая; развлекательная.

Представляется, что современные российские СМИ в принципе могут справиться со следующими задачами:

n Способствовать формированию у читателей и зрителей чувства ответственности за страну и собственную жизнь;

n Содействовать популяризации людей, которые признают приоритет национальных интересов;

n Формировать у читателей и зрителей позицию эмоциональной включенности в события, происходящие вокруг.

Все виды и формы культурного и информационного производства в настоящее время интенсивно развиваются, изменяются и модернизируются.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.