Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная и личностная значимость образования






Залог успешности человека в современном мире – получение современного образования, овладение необходимыми для жизни в обществе знаниями, умениями, навыками, приемами деятельности. Человеку сегодня необходимо учиться практически всю свою жизнь, осваивая все новое и новое, обретая новые профессиональные качества. Для того, чтобы вас взяли на престижную работу нужно подчас иметь не одно высшее образование, а может быть и два-три.

Что же понимается учеными под образованием? В словаре обществоведческих терминов подчеркивается: «образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков». Образование обеспечивает передачу из поколения в поколение накопленных людьми духовных богатств, знаний о природе и обществе, о человеке. Люди учатся трудиться, осваивать новое.

Каким образом люди приобщаются к образованию? Прежде всего при помощи занятий в различных образовательных учреждениях, главным же образом – в школе. Хотя, многое достигается путем самостоятельных занятий – самообразования, работой по поиску информации и ее осмыслению.

Содержание образования всегда определяется требованиями и условиями развития общества. Какой гражданин необходим стране, такие качества в нем и нужно формировать в процессе обучения и воспитания, которые в комплексе и представляют собой образование. Поэтому, в каждой стране формируется и осуществляется образовательная политика, отвечающая на вопросы: «Кого учить?», «Чему учить?», «Как учить?»

Но какой бы ни была эта политика, важно помнить, что любые преобразования в системе образования не должны приводить к отказу от того положительного, что есть в образовании. Компьютер не должен полностью заменить книгу или посещение театра, а поощрение индивидуальности, учет личностных интересов и особенностей каждого школьника, не надо понимать как полный отказ от взаимодействия в коллективе, от чувства товарищества и сотрудничества.

Каковы задачи современного российского образования? Какого человека нужно сегодня образовывать? Ответим кратко. Сегодня от человека требуется, во-первых, быть хорошим специалистом в своей профессии, во-вторых, постоянно обновлять свои знания, в-третьих, быть готовым изменить сферу своей деятельности, в-четвертых, обладать навыками успешного взаимодействия с окружающими людьми.

В нашей стране, у нашего народа, всегда был высок авторитет грамотного, образованного человека. Известная русская пословица, помещенная в словаре В.И. Даля, гласит: «Ученье – свет, неученье – тьма».

Учиться считалось полезно и престижно во все времена. Еще князь Владимир Мономах в своем «Поучении детям» подчеркивал необходимость учения, овладения книжным знанием. О том, насколько высок был уровень грамотности в древнерусском городе, свидетельствуют многочисленные находки берестяных грамот при раскопках Пскова, Изборска, Старой Ладоги, Новгорода. В XVI в. при царе Иване Грозном было решено открывать «школы грамоты» на дому у священнослужителей, набирать в них ребят и учить чтению, письму, «счетной мудрости» (арифметике). В 1687 году в Москве открылось первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия, которую закончил в свое время М.В. Ломоносов. Важнейшей вехой в развитии российского образования стал 1755 год – год открытия Московского университета, создателем которого можно по праву считать Ломоносова.

Система образования, основанная на принципах преемственности обучения, впервые начала складываться в России в конце 18 века при Екатерине Великой, именно тогда появилась классно-урочная система и предметный подход. Императрица считала, что школа должна воспитать новое поколение людей, поэтому будущих граждан следует забрать из семьи на 10-12 лет, чтобы родители с самого раннего детства «не могли испортить ребенка».

В XIX веке расширяется количество самых разнообразных учебных заведений – помимо Московского университета высшие учебные заведения появляются и в других крупных городах – Санкт-Петербурге, Киеве, Казани, Одессе, Томске, организуются лицеи, классические гимназии и реальные училища, частные школы-пансионы. Именно тогда в обществе возникает первая крупная дискуссия о том, каким должно быть образование, на что следует обращать основное внимание – теоретические знания или практический опыт, гуманитарные дисциплины или точные науки, воспитание законопослушных граждан или развитие критического мышления. В конце концов, победил классический подход – наиболее важным стало признаваться изучение древних языков и основ наук, а не практические навыки. Отголоском этого противостояния был спор между «физиками» и «лириками» в СССР, когда также выяснялось, что в важнее для развития человечества – технические или гуманитарные науки.

Однако, в те времена образование было привилегией главным образом дворянского сословия. Простые люди, крестьяне, рабочие, в большинстве своем были неграмотны, в лучшем случае, им было доступно посещение церковно-приходских школ, занятия у полуграмотного дьячка. К примеру, дедушка одного из авторов учебника, родившийся в 1898 году в детские годы учился в подобной начальной школе. И поскольку семья его была очень бедная, у детей были одни валенки на четверых, в зимнее время дети ходили на занятия в школу по очереди. Только в советские времена дедушка смог получить высшее образование, закончил Правовую академию, получил профессию адвоката.

В числе главных проблем дореволюционной России мыслители называли «необразованность народа и ненародность образования». Около 80% населения России к началу ХХ веке оставались неграмотными. И только после Октябрьской революции 1917 года стали делаться решительные шаги по ликвидации неграмотности среди народа. Для рабочих и крестьян были открыты пути к получению как среднего, так и высшего образования. Но, выходцы из семей дворян, служащих, напротив, лишились права поступать в вузы.

Советская власть предложила полностью изменить сложившуюся в России систему образования – в 20-е годы школьные уроки и предметная система были ликвидированы, исчезли оценки, не стало домашних заданий и учебников, а вместо этого учащиеся объединялись в группы и решали поставленную перед ними проблему. Например, в начале учебного года они занимались темой «Труд крестьянина» и подбирали материал из разных областей знаний – географии, биологии, литературы, истории. Итогом нескольких недель работы являлся отчет группы. Идея была проста – решая поставленную перед ними задачу, пытливые ученики постигают различные науки без насилия, с интересом, сами определяют пробелы в образовании. На практике же это привело к падению общего уровня образованности – учащиеся писали и считали с грубейшими ошибками, нередко несколько учащихся выполняли задание за всю группу, а остальные ничего не делали, идеология подменила собой образование. Действительно, коммунистическое воспитание выдвигалось на первое место, а это приводило к тому, что к получению высшего образования выпускники были абсолютно не готовы.

Поэтому в 30-е годы все предыдущие эксперименты были названы «педологическими извращениями в системе Наркомпроса» и решено перейти на проверенную веками классно-урочную систему. Постепенно формируется современная система образования, функционирующая в России по сей день. Она состоит из нескольких ступеней – дошкольное (детский сад), начальная школа, среднее образование, специальное образование (профессиональное, среднее и высшее).

Внес свой вклад в реформирование образование и Н.С. Хрущев, который ввел обязательную трудовую подготовку в школе и считал необходимым, чтобы выпускники сначала поработали на предприятии, а потом поступали в высшие учебные заведения. При Л.И. Брежневе было объявлено об обязательном 10-летнем образовании.

Современное российское государство также проводит реформирование системы образования. Конституция РФ 1993 года в статье 43 гарантирует каждому право на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, на конкурсной основе каждый вправе получить и высшее образование бесплатно.

Всем гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства. При этом основное общее образование (1-9 классы) является обязательным. В Конституции говорится также о различных формах образовательных учреждений (в том числе имеют право на существование и частные школы, и школы с углубленным изучением определенных предметов и т.п.) и возможности самообразования (для этого существуют общедоступные библиотеки, различные кружки и клубы по интересам).

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время в России провозглашены следующие принципы:

· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;

· единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

· общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

· светский характер образования в государственных учреждениях;

· свобода и плюрализм в образовании;

· демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.

В России образование провозглашается приоритетным направлением развития. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно - политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные), которые направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования

2) профессиональные (основные и дополнительные), которые направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации: начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования.

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Закон РФ «Об образовании» перечисляет следующие типы образовательных учреждений в России:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) учреждения дополнительного образования;

7) учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.