Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознательное и бессознательное






 

Природа человека проявляется в его поведении. Ученые-психологи выделяют в поведении действия — осознанные и контролируемые разумом, за которые человек полностью несет ответственность, так как отчетливо понимает последствия сделанного. Различают также неосознанные поступки, совершая которые человек себя не контролирует и не предполагает наступление определенный результатов. Чаще всего человек неосознанно поступает в детстве и потом просит прощения у взрослых: «Я это сделал нечаянно». Но взрослому подобное прощаться не будет.

Конечно, нельзя совершенно избавиться от бессознательного в поведении даже во взрослом возрасте. Разум никогда не станет настолько могущественным, чтобы полностью контролировать абсолютно все шаги человека. Им могут двигать и чувства, и эмоции, даже инстинкты. Но все-таки у оформившейся, воспитанной личности гораздо больше шансов действовать обдуманно и ответственно. Древние римляне говорили: «Самая главная власть — это власть над самим собой».

Проблема соотношения сознательного и бессознательного в человеке занимала умы многих ученых-психологов. Приведем пример работ немецкого ученого Э. Гартмана, создавшего труд «Философия бессознательного». В его теории- " метафизике бессознательного" -
бессознательное выступает как неотъемлемый элемент человеческой
психики, источник жизни и ее движущая сила. Интересно, что в
гартмановской философии содержатся все элементы, позднее вошедшие в
психоаналитическое учение Фрейда: это - признание важности
бессознательного в жизнедеятельности каждого человека, выступление
против сведения психики только к сознательным актам, подчеркивание
роли бессознательного в творческом процессе личности, попытка
осмысления тех сложных взаимосвязей между сознанием и
бессознательным, которые существуют во внутреннем мире человека, но
далеко не всегда осознаются им.

Более того, в философии Гартмана поднимается вопрос о возможности осознания бессознательного, что стало предметом специального рассмотрения в психоаналитическом
учении Фрейда. В этом плане для обоих мыслителей сознание человека
представляется более важным, чем бессознательное. По крайней мере
гартмановская философия внешне ориентирована на необходимость
расширения сферы сознательного, разума.

Решаемая на философском уровне, проблема содержания психической реальности совершенно четко выявила, таким образом, полярные позиции, занимаемые различными теоретиками: традиционную точку зрения, согласно которой в содержании психики нет ничего, чего не
было бы в сознании, и точку зрения, признающую, что в психике
человека наряду с сознанием имеется сфера бессознательного, которая
по своим масштабам значительно превосходит область сознательного.

В основе учения австрийского ученого З. Фрейда также лежит изучение бессознательного в его связи с сознательным в поведении человека. По мнению Фрейда «сознательное стремится к моральному, а бессознательное – к аморальному».

Современный ученый Б.В.Марков отмечает: «Только человек имеет мир, тогда как животное лишь среду обитания. Это дает возможность свободы и творчества: отсутствие готовых инстинктов вынуждает создавать собственный порядок. При этом человек может стать не только выше, но и ниже животного, и его путь полон опасностей. Если животное царство, несмотря на его видимую жестокость, устроено в целом достаточно гармонично и соответствует условиям окружающей среды, то мир людей полон противоречий, источником которых является самодостаточность, автономность человека: он является такой частью целого, которая одновременно представляет весь род и поэтому склонен к самовозвышению».

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.