Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проза Виктора Гюго






Виктор Гюго – автор 7 романов и 2 повестей.

Первые его романы были данью молодого писателя готическому роману и историческому роману В.Скотта. В своих повестях он «Последний деньприговоренного к смерти» (1829) и «Клод Ге» (1834) рисует уродливое лицо современной цивилизации. В этих произведениях Гюго выступает как величайший гуманист, начавший борьбу за отмену смертной казни.

«Собор Парижской богоматери» (1831) относится к числу лучших и сложных романов 19 века.

. Он был задуман после прочтения писателем романа В.Скотта «Квентин Дорвард» ( 1823), в котором описывалась французская история времени правления Людовика Х1. В.Гюго пообещал в 1828 году своим читателям, что создаст свой вариант исторического романа на эту же тему. Он даже заключил договор с издателем и получил солидный гонорар. Но Гюго не сдержал своего слова, и тогда в 1830 году под угрозой огромного штрафа издатель потребовал представить роман. И писатель создал роман за шесть месяцев, фактически на одном дыхании.

Роман был пропитан и дыханием только что завершившейся Июльской революции, которая наглядно показала мощь разбушевавшегося народа. ХУ век, век перехода от средневековья к Новому времени, был той эпохой, в истории которой была видна главная романтическая идея В.Гюго – идея вечной борьбы Добра и Зла в истории человечества.

В Гюго создает новый вариант исторического романа. Напомним, что главным для него как автора исторического романа было, прежде всего, не изображение исторического события, а «воссоздание духа эпохи».

Что общего с Вальтером Скоттом?

Выбор переломной эпохи. В романе описывается эпоха перехода от позднего средневековья к раннему Возрождению. В романе нет ни одного исторического события, но есть исторический персонаж – король Людовик Х1.

Нам известно, что исторический Людовик Х1 был опытным правителем. Был чрезвычайно религиозен. Умен, хитер, отлично разбирался в людях и в политических ситуациях. В борьбе против мятежных феодалов опирался на новое сословие – буржуазию. Эти качества Людовика Х1 описаны Скоттом.

В романе Гюго перед нами предстает совершенно иной король. На примере его изображения мы можем увидеть, какие новые способы характеристики вводит в роман Гюго. Например, король характеризуется через смету его расходов (примеры). Его жестокость подчеркивается тем, что он не жалеет денег на орудия казни. Его скупость - через его ворчание относительно мизерных расходов (примеры). Его коварство – через эпизод с клеткой, в которую заключен его противник, просящий о пощаде. Но король делает вид, что ничего не слышит. Еще одна особенность: неопрятная одежда и жалкая внешность короля (примеры) указывают не на его возраст, а на дряхлость самого института монархии (сравни со Скоттом (идеализация короля), объяснить, почему так). Таким образом, мы видим, что историческое начало воссоздается у Гюго главным образом через романтические символы. И каждый его персонаж – также определенный символ эпохи.

«Дух эпохи» у Гюго воссоздается не только через события, но и через поведение вымышленных героев, и через описание нравов. Нравы – самый важный способ передачи эпохи.

Следует иметь в еще одну особенность романа Гюго. Как драматург Гюго организует текст своего романа как драматургический. Его роман можно назвать романом-драмой, так как он разделен на 11 частей, каждая называется не частью или главой, а принципиально – Книгой. Каждая Книга – это акт (действие), который состоит, в свою очередь, из отдельных сцен (действий). Название каждого из явлений указывает на тему или идею каждой сцены.

Примеры: «Большая зала» - изображены изменения в эпохе через изменения в поведении народа: это недовольство властью и даже церковью (школяры, мистерия); появление на исторической сцене новой политической силы – буржуазии («Жак Копеноль»); «Эсмеральда» - появление нового, иного человека, который многое меняет в их жизни; эпизод встречи Жака Копеноля и короля Двора чудес Клопена Труйульфу – указание на будущий союз простого народа и буржуазии против монархии («гусеница на апельсине»).

Важное: исторический роман всегда ориентирован на современность: штурм Собора – это репетиция взятия Бастилии.

История Клода Фролло. Архидьякон Клод Фролло - один из самых ярких персонажей романа. Представляет главную силу эпохи – церковь. Презрение народа к нему свидетельствует, скорее всего, о разочаровании народа в идеях церкви, страх перед ней.

В действительности, он – ученый монах, сильная незаурядная личность, любящий брат.

Появление Эсмеральды в его жизни становится началом трагедии героя. Не случайно он говорит Эсмеральде : «До встречи с тобой я был счастлив». Через историю страсти монаха описывается перелом в эпохе. В его душе происходит страшный переворот: отвергавший женщин, он безумно влюбляется в цыганку. Он готов на все прегрешения ради нее. Страсть побеждает его долг. Но отвергнутая любовь превращается в ненависть и приводит его к сумасшествию.

История Квазимодо. Этот герой представляет в романе угнетенный и забитый народ. Чистая душа Квазимодо ожесточена унижением и Злом. Только Эсмеральда своим добром (дала ему напиться, слеза) из «зверя» превращает его в «ангела». Как мы видим, в своем романе писатель не только страстно обличает Зло современного мира, но и указывает путь к Добру.

Таким образом, Эсмеральда в романе предстает перед нами как символ эпохи Возрождения с ее гуманистическими ценностями.

Как сказал о романе Гюго один из исследователей, «отсутствие исторических событий искупается в нем необычайным богатством нравов». Таким образом, мы можем заключить, что Гюго создал еще одну модель исторического романтического романа.

Роман «Отверженные» (1862), второй знаменитый роман писателя, был написан в изгнании. После «Отверженных» Виктор Гюго создал еще три романа – «Труженики моря», «Человек, который смеется» и «Девяносто третий год».

Национальное своеобразие французского романтизма: в нем преобладают социальные мотивы, на первый план выступает нравственная проблематика. Большое место занимают и идеализируются представители народа.

Американская литература

Американская литература – самая молодая из всех изучаемых нами литератур. Считается, что романтизм, по существу, первый этап в развитии этой литературы. Но чтобы быть точными отметим, что этому этапу в американской литературе предшествовало Просвещение.

Просвещение и романтизм являются первым периодом в развитии американской литературы. Это период с начала ХУП века – по 1865 год.

Национальное своеобразие американской литературы обусловлено следующими особенностями формирования нации и исторического развития страны:

- колонизацией;

- многоэтническим составом Америки;

- влияниемпуританизма на все сферы жизни, в том числе и на литературу;

- мифом «американская мечта;

- регионализмом, то есть формированием в разных регионах своих литературных школ.

Еще две особенности:

- американская литература начинается не с создания национального эпоса, а как литература письменная;

- она развивалась по образцу европейской (в частности, английской) литературы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.