Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Романтизм






Журналисты ОЗО 4 курс

Тексты для обязательного чтения

по «Истории зарубежной литературы Х1Х века»

Немецкая литература

Э.Т.А.Гофман. Золотой горшок.

А.Шамиссо. Удивительная история Петера Шлемиля.

Г.Гейне. Книга песен (стихотворения по выбору студента). Германия, зимняя сказка.

Т.Шторм. Иммензее.

 

Английская литература

Дж.Г. Байрон. Восточные поэмы (Корсар). Дон Жуан.

Скотт В. Айвенго.

Ч.Диккенс. Большие надежды.

У.Теккерей. Ярмарка тщеславия.

Э.Бронте. Грозовой перевал. (или Ш.Бронте. Джен Эйр).

Французская литература

В. Гюго. Собор Парижской богоматери.

Ф.Стендаль. Красное и черное.

О. де Бальзак. Шагреневая кожа. Гобсек. Отец Горио.

П.Мериме. Новеллы: Маттео Фальконе. Этрусская ваза. Арсена Гийо. Кармен. Голубая комната.

Г.Флобер. Госпожа Бовари.

 

Американская литература

Ф. Купер. Последний из могикан.

В. Ирвинг. Жених-призрак. Рип ван Винкль.

Г. Лонгфелло. Песнь о Гайавате

Э.По. Ворон. Новеллы: Убийство на улице Морг. Золотой жук. Маска Красной смерти. Колодец и маятник. Черный кот. Падение дома Ашеров.

Г. Бичер-Стоу. Хижина дяди Тома (ознакомительное чтение)

Г.Мелвилл. Моби Дик, или Белый Кит (главы 1-5; 10-13; 18; 41-42; 77-78; 88; 93; 110; 132-135).

У.Уитмен. Листья травы (указанные в лекции стихотворения).

 

Примечание: Подчеркнуты тексты большого объема.

 

Х1Х век как литературная эпоха

Две принципиально важные особенности литературного 19 века:

а) литературный 19 век (конец 18 века – 1870) не совпадает с историческим веком:

б) в пределах этого периода формируются и в дальнейшем тесно взаимодействуют два ведущих литературных направления 19 века - Романтизм и Реализм.

Первым возникает романтическое движение, затем – реалистическое. В период к.1820-х – 1830-е гг. оба направления сосуществуют. Это обстоятельство дало возможность исследователям литературы называть их 2 сообщающимися сосудами. Наша с вами задача – определить как принципиальное различие между этими направлениями, так и их общность.

 

Романтизм

Романтизм – одно из ведущих литературных направлений 19 века. Главными событиями возникновения романтизма были Французская буржуазная революция 1789-1794гг. и последующие за ней события. Главные из них – обманутые ожидания, отрицательное отношение к наступившему пошлому и жестокому буржуазному миру.

Своеобразие романтического метода в целом можно определить как художественный максимализм, который обнаруживается на всех уровнях произведения – от проблематики до системы образов и стиля.

Романтическая картина мира имеет у романтиков свою иерархию.

Она основана на идеях немецких философов-идеалистов, поэтому все материальное в ней подчинено духовному. Борьба, любое столкновение в произведениях романтиков представлены в разных формах. Это может быть борьба божественного с дьявольским, возвышенного с низменным, небесного с земным, добра со злом и т.д. Главное: все построено на антитезе, одном из главнейших эстетических принципов романтизма. Почему так? Это объясняется тем, что романтический идеал находится в вечном противоречии с пошлой действительностью. Отсюда и происходит романтическое двоемирие: когда большинство романтических героев, существуя в реальном мире, мечтают о мире идеальном.

Романтический сюжет, как правило, яркий и необычный, обычно это изображение только кульминационных моментов в жизни героя. С помощью подобных ситуаций и создается занимательность повествования.

Романтический психологизм – особая категория в романтизме. Очень часто изображаются ситуации, когда человек как безвольная игрушка оказывается в руках Сатаны, рока, судьбы, а иногда и собственных страстей. Часто изображается ситуация выбора в судьбе человека.

 

Типология романтических героев.

Романтические герои отличаются своей непохожестью на остальных людей по разным причинам. Их странность, непохожесть на остальных часто подчеркивается автором с помощью новых приемов в портрете.

Отношения романтического героя с обществом: общество представляет собой, чаще всего, толпу, «светскую чернь», когда-то изгнавшую романтического героя.

Типы романтических героев формируются как национальные, так и как общечеловеческие типы.

1. Герой-чудак, часто комичен и нелеп в глазах обывателей (Ансельм в «Золотом горшке» Гофмана, Рип ван Винкль в одноименной новелле Ирвинга). Для них нередко характерна и детскость (Рип ван Винкль).

2. Герой – трагический одиночка и мечтатель, отвергнутый обществом, осознавший свою чуждость миру.

3. Герой – «разочарованный», лишний человек, «байронический» герой, «сын века», который превратился в аналитика и наблюдателя своей собственной души, страдающий от отсутствия любви и в то время не способный на любовь (Чайльд-Гарольд).

4. Герой – демоническая личность, бросившая вызов обществу, миру, а иногда и самому богу. Личность, обреченная не только на разлад с обществом, но и с самим собой. Герой, избирающий путь Зла ради того, что восстановить Добро («Корсар» Байрона).

5. Герой – человек из народа, отверженный обществом (Квазимодо).

6. Герой - Художник, близкий автору (Ансельм «Золотой горшок» Гофмана).

7. Герой - благородный рыцарь (Айвенго, герой романа В.Скотта), либо индеец или свободолюбивая цыганка (Эсмеральда), представители нецивилизованных народов, не испорченных пошлостью современного Общества.

 

Романтический пейзажиграет огромную роль в романтическом произведении, так как воплощает образ близкой романтическому герою Природы. Особенности романтического пейзажа: в отличие от предыдущих авторов, у автора-романтика «горизонталь» (рощи, дубравы, поля) становятся нередко символом обыденности. Вместо «горизонтали» в произведениях романтиков появляется «вертикаль». Природа в произведениях романтиков предстает перед нами как «вольная стихия», как «дикаяприрода»: горы, море, ущелья, утесы, стихии, волны и т.д.

Романтические жанры: баллада, поэма, драма для чтения, роман-драма, повесть-сказка, исторический романтический роман.

В эпоху романтизма литературы начинают приобретать национальное содержание.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.