Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Николай 2 Император Всероссийский.






Никола́ й II Алекса́ ндрович (6 (18 мая) 1868, Царское Село — в ночь с 16 на 17 июля 1918, Екатеринбург) — последний российский император из династии Романовых (21 октября (2 ноября) 1894 — 2 (15 марта) 1917), старший сын Александра III. Эпитета в официозной историографии (подобно отцу «Миротворцу» или деду «Освободителю») не получил; в революционных кругах получил прозвище «Николай Кровавый» (после катастрофы на Ходынке, Кровавого воскресенья, русско-японской и первой мировой войны).

2.1. Детство, образование и воспитание

Николай получил хорошее домашнее образование в рамках большого гимназического курса и в 1885—1890 — по специально написанной программе, соединявшей курс государственного и экономического отделений юридического факультета университета с курсом Академии Генерального штаба.

Воспитание и обучение будущего императора проходило под личным руководством Александра III на традиционной религиозной основе. Воспитатели будущего императора и его младшего брата Георгия получили следующее указание: «Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру. Учите хорошенько, спуску не давайте, спрашивайте по всей строгости законов, не поощряйте лени в особенности. Если что, то адресуйтесь прямо ко мне, а я знаю, что нужно делать. Повторяю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные русские дети. Подерутся — пожалуйста. Но доносчику — первый кнут. Это — самое мое первое требование».

Учебные занятия Николая II велись по тщательно разработанной программе в течение тринадцати лет. Первые 8 лет были посвящены предметам расширенного гимназического курса. Особое внимание уделялось изучению политической истории, русской литературы, английского, немецкого и французского языков, которыми Николай Александрович овладел в совершенстве. Последующие пять лет посвящались изучению военного дела, юридических и экономических наук, необходимых для государственного деятеля. Преподавание этих наук велось выдающимися русскими учеными-академиками с мировым именем: Н. Н. Бекетовым, Н. Н. Обручевым, Ц. А. Кюи, М. И. Драгомировым, Н. Х. Бунге, К. П. Победоносцевым и др.

Чтобы будущий император на практике познакомился с войсковым бытом и строевой службой, отец направил его на военные сборы. Первые 2 года Николай служил младшим офицером в рядах Преображенского полка. Два летних сезона он проходил службу в рядах кавалерийского гусарского полка эскадронным командиром, а затем в рядах артиллерии. В то же время отец вводит его в курс дела управления страной, приглашая участвовать в заседаниях Государственного Совета и Кабинета Министров.

В программу образования императора входили многочисленные путешествия по различным губерниям России, которые он совершал вместе с отцом. В довершение образования отец выделил в его распоряжение крейсер для путешествия на Дальний Восток. За 9 месяцев он со свитой посетил Грецию, Египет, Индию, Китай, Японию, а позднее — сухим путем через всю Сибирь возвратился в столицу России. К 23-м годам своей жизни Николай Романов — высокообразованный молодой человек с широким кругозором, прекрасно знающий историю и литературу и в совершенстве владеющий основными европейскими языками. Блестящее образование сочеталось у него с глубокой религиозностью и знанием духовной литературы, что было нечасто для государственных деятелей того времени. Идеалом правителя для Николая II был царь Алексей Михайлович Тишайший, к которому он относился с глубоким уважением и любовью.

3. Внутренняя и экономическая политика.

Время царствования Николая II явилось периодом самых высоких в истории России темпов экономического роста. За 1880—1910 темпы роста промышленного производства превышали 9 % в год. По этому показателю Россия вышла на первое место в мире, опередив даже стремительно развивающиеся Североамериканские Соединённые Штаты, хотя количественно Россия существенно отставала: «Ко времени революции 1917 г. общий капитал промышленных и торговых компаний (за исключением банков и железных дорог) составлял примерно 2 млрд. долл., что составляло одну девятую капитала, инвестированного в США только в железные дороги. Капитал лишь одной американской „Юнайтед Стил корпорейшн“ равнялся совокупному капиталу всех индустриальных и торговых компаний России (совокупный капитал компаний Англии, страны с населением в три раза меньше России, составлял 12 млрд. долл.). В России накануне революции было 2 тыс. акционерных компаний, в то время как в Англии — 56 тысяч.»[1].

По производству главнейших сельскохозяйственных культур Россия вышла на 1 место в мире, производя более половины производимой в мире ржи, более четверти пшеницы, овса и ячменя, более трети картофеля. Россия стала главным экспортером сельхозпродукции, первой «житницей Европы», на ее долю приходилось 2/5 всего мирового экспорта сельскохозяйственной продукции. Но вместе с тем, уровень сельского хозяства быть чрезвычайно низок: «Урожайность зерна была в 3 раза ниже английской или германской, урожайность картофеля — ниже в 2 раза», ежегодно в нескольких губерниях возникал голод.[2]. Следует отметить, что это отставание от названных стран сохранялось весь XX век, так в СССР 1970-х урожайность зерновых составляла около 15 ц/га, в Великобритании, ФРГ или Франции — более 40.

Успехи в аграрном производстве явились результатом исторических событий: отмена крепостного права в 1861 году Александром II и Столыпинской земельной реформы в годы правления Николая II, в результате которой в руках крестьян оказалось более 80 % пахотных земель, а в азиатской части — почти вся. Площадь же помещичьих земель неуклонно сокращалась [Источник? ]. Дарование крестьянам права свободно распоряжаться своею землей и упразднение общин имело огромное государственное значение, которое до сих пор неоднозначно оценивается историками: реформа не была завершена, крестьянин не стал собственником земли на всей территории страны, крестьяне массово выходили из общины и возвращались обратно. Но значительно повысилась производительность крестьянского труда, улучшился их материальный быт и благосостояние.

4. Внешняя политика и Русско-японская война.

Внешняя политика.

В 1898 российский император обратился к правительствам Европы с предложениями подписать соглашения о сохранении всеобщего мира и установлении пределов постоянного роста вооружений. В 1899 и 1907 состоялись Гаагские конференции мира, отдельные решения которых действуют и по сей день. В 1899 году Николай II стал инициатором первой конференции для обсуждения вопросов сохранения мира и сокращения вооружений. После этого был учреждён Постоянный арбитражный суд — первый суд в Гааге.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.