Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. 1. Так как израильтяне за свое неверие не вошли в землю покоя и обетования, а возможность войти в истинный покой Божий все еще остается






1. Так как израильтяне за свое неверие не вошли в землю покоя и обетования, а возможность войти в истинный покой Божий все еще остается, то поэтому Св. Павел и увещевает христиан-евреев, чтобы они опасливо жили во Христе, не омрачали своего сердца неверием, не опаздывали воспользоваться призывом в этот покой, чтобы не лишиться его, подобно Израильтянам. Ибо обетование о покое Божием относится и к христианам.

2. Обетование войти в покой Божий не вполне исполнилось и не прекратилось со входом Израильтян в землю Ханаанскую; напротив, земля обетования – Ханаанская была только прообразом истинной земли покоя, которая обещана и нам – христианам: ибо и нам возвещено войти в Его покой, как и тем – Израильтянам. Но это призвание Израильтян в покой Божий не принесло им пользы, так как оно не соединено было с верою, которою они должны были усвоить слышанное ими. - Что же это за покой Божий обетованный, в который можно войти только верою

3-5. Израильтяне, получивши от Бога обетование о покое Божием, не вошли в него, потому что не веровали, а мы, христиане, веруем и верою войдем в покой Божий. Что же это за покой Божий? Под ним, говорит, нельзя в высшем смысле разуметь землю Ханаанскую, но нужно разуметь тот покой Божий, который наступил после творения, когда Бог увидел, что все добро зело, и Он успокоился от всех дел Своих. Эту мысль Св. Павел доказывает так: Бог говорит: войдут в покой Мой, хотя дела Его были совершены, - окончены еще в начале мира; а в книге Бытия (2, 6) прямо говорится, что Бог почил в день седьмой от всех дел Своих, а здесь не войдут в покой Его. Из этого сопоставления ясно, что под покоем Божиим разумеется не земля Ханаанская, а покой Божий от дел творения, который и теперь продолжается. Мысль всего этого места такая. Бог, сотворивши мир словом Своим в шесть дней, успокоился от дел Своих в седьмой день в блаженной радости о прекрасном творении, которое Он совершил. Но Он захотел сделать участником в Своей блаженной радости покоя и человека, когда он совершил назначенную ему Богом деятельность, которая состояла в том, чтобы подчинить природу, как материю, духу человека, созданному по образу Божию и, таким образом, образовать из земли и неба вечное Божественное единство. По совершении такого дела человек стал бы участником Божественного блаженного покоя Божия. Но человек пал и тем извратил совершенно свое назначение: сам подчинился материи – плоти. Милосердый Господь не оставил его окончательно погибнуть. Он тотчас же, по падении человека, в обетовании указал ему средство снова возвыситься до своего назначения и войти в покой Божий, в семени жены, чрез веру в Него, и Сам своими откровениями руководил к этому народ Еврейский, и обещал ему, как символ этого покоя, землю Ханаанскую. Но народ Еврейский не уверовал в Него, поэтому Бог с клятвою подтвердил, что он не войдет в истинный покой Его. Следовательно, обетование Божие о наследовании покоя Божия не исполнилось для народа Израильского, но и не прекратилось с их неверием, а продолжает и до ныне существовать, что Св. Павел и доказывает далее.

6-8. Так как вследствие существующего продолжения этого покоя Божия, и теперь еще некоторые могут войти в этот покой, а Израильтяне не вошли в него за свое неверие, но Бог хочет иметь участников Своего покоя, то, спустя долгое время после вступления Израиля в землю Ханаанскую, Он снова взывает к нам чрез Пророка Давида: ныне, когда услышите призывающий глас Божий в покой Его, не ожесточите сердец ваших. А из того, что Бог чрез Давида указывает новое ныне, следует, что не может здесь быть речи о Ханаанской земле. Ведь, Иисус Навин действительно ввел Израильтян в этот покой, следовательно, если бы обетование о покое Божием вполне исполнилось со входом израильтян, а обетованную землю, то не было бы нового призыва чрез Давида в покой Его. – Что же из этого следует?

9-10. Из предыдущего следует, что вступление в этот покой Божий и празднование там в блаженной радости субботства, остается еще обетованием для народа Божия – верующих (ст. 3). Когда он совершит трудную борьбу с плотью и грехом, тогда войдет в покой Божий, успокоившись от следов проклятия и смерти (ср. Апок. 14, 13). – В этот блаженный покой Св. Павел и призывает христиан и указывает побуждения к тому.

11-12. Итак, глас Божий, говорит, призывает нас в блаженный покой Божий, окажем ему покорность и постараемся войти в него путем веры и послушания Богу и Его откровенному учению. Ибо оно (слово Божие) имеет в себе источник жизни и суда: оно живо – не звук только, как наше слово, не внешняя только оболочка, в которую мы облекаем понятия, чтобы сделать их как бы видимыми и себе самим и другим, но как выражение живой, вечной истины, иметь в себе внутреннюю живую силу; так что, будучи воспринято человеческою душою в вере, становится зародышем плода (ср. Мф. 13, 1 и д.). Слово Божие, далее, называется действенным, сильным, потому что оно, носит в себе силу совершения и исполнения: рече Бог и быша. «Как дождь, говорит Бог (Ис. 55, 9), сходит с неба, и туда не возвращается, но поит землю и делает ее способною рождать и произращать, и дает семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, так и Слово Мое, которое исходит из уст Моих, оно не возвращается ко Мне праздным, но сделает, чего Я восхотел, и совершит, для чего Я послал его». Для непокорных ему слово Божие есть острее меча обоюду-острого, самого острого, который проникает во внутренности тела так глубоко, что разделяет мозг от членов тела. Так и слово Божие до глубины проникает в духовную природу человека, так что разделяет дух и душу человека. Слово Божие различает в человеке три его состава: плоть, душу и дух – плоть – материальная его природа, дух – высшая духовная природа, вдунутая в человека из уст Божиих – от Его дыхания. Он есть орган высших свойств человека, - образа и подобия Божия. Душа же есть посредница между духом и телом орган ощущений, чувствований, желаний, представлений, понятий, суждений и пр. Она есть форма тела, начало образующее и оживляющее тело; она служит связью между духом и телом, чрез нее дух управляет телом 1). Слово Божие, глубоко проникая в духовную природу человека, разделяет дух и душу в их взаимодействии и тем нарушает гармонию между ними, отчего происходит в человеке не нормальная – мучительная жизнь, и осуждает самое сокровенное – чувствования и помыслы сердечные, которые нередко для самого человека бывают неясны. Все это побуждает христианина искренне веровать откровению Божественному и последовать гласу Его, призывающему его в покой Божий, тщательно наблюдая за своим сердцем, чтобы не закралось в него чего-либо лукавого, ибо от Бога ничто не может утаиться.

13. Бог, источник слова откровения «не только испытует и ведает сердце людей, но хотя бы кто указал на ангелов и архангелов, на херувимов и серафимов, все сотворенное Им, открыто пред Ним. Ничто не может укрыться пред очами Его, - ничем не закроется от Него. Такому-то все видящему и все знающему Богу мы и должны будем отдать отчет не только в явных делах своих, но и в сокровеннейших чувствах и помыслах сердечных. Как же мы должны тщательно наблюдать за собой?» (Злат.).

3) Превосходство Иисуса Христа пред Первосвященниками ветхого завета (IV, 14-V, 10; VI, 1-28).

Прочитав, написанное Св. Павлом, евреи – христиане естественно могли или подумать, или сказать: мы готовы следовать голосу, призывающему нас в блаженный покой Божий, но не можем избавиться от вольных и невольных грехов, особенно в чувствах и помышлениях сердечных, которые все видит Господь и потребует в них от нас отчета на суде Своем. Как нам очищаться пред Богом в наших грехах? Кто за нас будет ходатайствовать пред Богом? В ветхозаветной религии Бог назначил очистительные жертвы за разные грехи, - там есть первосвященник, ходатайствующий за народ пред престолом Божиим во Святом Святых, в христианстве же нет ни жертв очистительных, ни первосвященника – ходатая пред Богом. Св. Павел отвечает на это, что христиане имеют Первосвященника – более близкого к Богу, чем ветхозаветный первосвященник, и Жертву высшего значения, чем ветхозаветные жертвы. Эту мысль он сначала выражает в общих чертах (IV, 14-16), а потом (V) раскрывает подробнее.

14-15. и мы христиане, говорит, имеем Первосвященника Великого в лице Иисуса Христа, Сына Божия. Он, воплотившись и принесши за нас великую Голгофскую жертву, после Своей смерти, воскрес, вознесся на небо, прошел небеса и сидит Одесную Отца, ходатайствуя и за нас пред Богом Отцом, не на земле, как ветхозаветный Архиерей, а на небе и лицом к лицу, как Сын Божий. Будем же, надеясь на Его всесильное ходатайство, твердо держаться исповедания нашего – чему и как Он научил нас, и Он поможет нам очиститься от грехов наших и преодолеть все скорби наши. Ибо Он, живя между нами, изведал Сам на Себе все скорби человеческие даже до крестных страданий. Но перенес их мужественно, не подвергшись искушениям греховным: поэтому Он может вполне сострадать нам в наших скорбях и борьбе с грехом и оказать Свою всесильную помощь.

16. Так как, говорит, мы имеем такого Первосвященника, Который близок к Богу и немощи наши изведал, кроме греха, и сострадать нам может, то мы можем с дерзновением, - не с тягостным состоянием, но без колебания, с чистою совестью и с твердою верою в Первосвященника приступить к Престолу Его благодати – к престолу не суда, а изливающему благодать, в полной надежде, что Он дарует нам и прощение грехов, и благодатную помощь в нуждах и скорбях наших в то время, когда не будет у нас собственных сил победить их, когда мы, по Его усмотрению, всего более будем нуждаться в ней. Но что же есть общего между Иисусом Христом и ветхозаветными первосвященниками, чтобы Его (Иисуса Христа) можно было по праву назвать первосвященником? Для решения этого вопроса Св. Павел указывает черты сходства между тем и другим. Во 1-х ветхозаветный первосвященник избирался из народа, чтобы быто ходатаем пред Богом за народ свой.

1) Подробнее об этом в толков. 1 Сол. 5, 23. (стр. 46).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.