Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.






25. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде: у Него нет лицеприятия.

В) Средства к преуспеянию в совершенной жизни (ст. 16-17).

Такими средствами Св. Павел постановляет: обогащение ума знанием божественных истин, молитву и делание всего во славу Божию.

16-17. Первое средство для преуспеяния в жизни христианской есть обогащение ума знанием о Христе: слово о Христе – Его жизни, учении, делах, спасении людей, изложенное в новозаветных писаниях, да вселяется, говорит, в вас обильно. Не мимолетно входит и исходит из сознания, но живет в вас – и в сердце, и в уме, и в делах постоянно. Чтобы так было, нужно не только слушать слово Божие, или читать его, и понимать его умом, но необходимо приблизить его к сердцу, чтобы оно жаждало его, было постоянно увлечено им, проникнуто им и воплощало его в желаниях, стремлениях и делах. Тогда все это принесет богатый плод – выразится в постоянном христианском настроении. А чтобы слово о Христе принесло такой богатый плод, Св. Павел показывает и то, как это нужно делать. Со всякой, говорит, премудростью научайте и вразумляйте друг друга. Премудро надо обогащать себя словом Христовым, премудро обучать себя по нему (понимать его истины) и вразумлять себя им (убеждать свое сердце, вселять его туда). Не мудро делает тот, кто усердно читает слово Божие, но не обсуждает его, не доводит до чувства и не проводит в жизнь: оно и не живет в нем. Не разумно делает и тот, кто обогащает только ум словом Христовым, а не заботится о сообразовании с ним сердца и жизни: оно и лежит у него в памяти мертвым, а не живет. Не мудро богатится словом Христовым тот особенно, кто, при обсуждении смысла его, верит одному своему уму, а не поверяет своих соображений общностью церковного верования. – Второе средство для преуспеяния в христианской жизни есть молитва. Два вида молитв указывает Св. Павел: молитву словесную: псалмы, пения (оды) и песни духовные, и молитву внутреннюю – в духе, в сердце. Первая молитва – чужими словами – псалмами, одами, но характер ее должен быть духовный, т.е. когда песни изливаются из духа, по внушению Св. Духа, так и восприниматься они должны духом же, настраивая его на те же чувства, под влиянием которых они родились в душе. Так было в Церкви Апостольской (Еф. V, 19; 1 Кор. XIV, 26); так должно быть и теперь. Вторая молитва собственная – внутренняя: в благодати воспевая в сердцах ваших Господу. Она созидается в сердце благодатью Св. Духа. Обращающийся к Господу и освящаемый таинствами, тотчас вызывает в себе соответственное чувство к Богу и поет Ему песнь. Так происходит внутренняя, духовно-сердечная молитва. Третье средство для совершенствования себя в христианской жизни – все делать во имя Господа. Дела земные привлекают наше внимание к себе и отвлекают от Бога и в изучении слова Христова, и в молитве. Что бы это ни было, Св. Павел и заповедует и дела земные делать во славу Господа. Наши земные дела двояки, или в словах – речи, или в физических делах. Поэтому Св. Павел и заповедует: все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца. Как словом – речью своей делать во имя Господа? – Говорить только то, что сообразно с волей Его, что может служить во славу Его – назидать других и приносить им пользу. При такой мысли в речь свою не должны допускать ничего пустого, худого, необдуманного, или легкомысленного. Как дела делать во имя Господа? – Стараться делать всякое дело так, чтобы оно было угодно Ему: всякое дело окружать молитвою к Богу – с молитвою начинать, молитвою совершать и молитвою оканчивать, в начале прося благословения, в продолжении ища помощи, а в конце, вознося благодарение, как Совершителю в нас и чрез нас Своего дела. Совершителем дела Св. Павел называет здесь Господа Иисуса Христа, как Спасителя нашего, чрез Которого должно возносить благодарение Богу и Отцу, пославшему Сына Своего для нашего спасения.

2) Жизнь христиан в разных их положениях (III, 18-IV, 6).

А) Семейная (III, 16-IV, 1).

а) Отношения жены и мужа (III, 18-19).

18-19. На согласии между собою мужа и жены зиждется семейный союз, в котором каждый строго наблюдает условия этого союза, жена – повиновение мужу, а муж – любовь к жене. Жена охотно повинуется мужу, если видит и знает, что он ее любит, также и муж охотно любит жену, если видит и знает, что она ему повинуется. Без повиновения и любви рушится семейный союз. Поэтому Св. Павел заповедует жене повиновение мужу, а мужу – любовь к жене. Но он освящает естественное повиновение жен мужьям духом христианства: повинуйтеся, говорит, в Господе, чтобы этим делать угодное Господу, исполняя заповедь Его. Это побудит жену повиноваться мужу и даже без любви последнего. Мужьям он заповедует любить своих жен и не быть к ним суровыми – не проявлять своей власти и своего главенства так, чтобы оно было горько, тяжело для жены, но делать свои указания и распоряжения так, чтобы они свидетельствовали о их любви. Не то, что приказывается, бывает иногда горько для жены, а то, в каком тоне оно произносится. Может быть, Св. Павел имел здесь в виду какие-нибудь естественные недостатки в женах, которые иногда раздражают мужей, и тем дают им повод огорчать жен. И к таким недостаткам мужья особенно должны быть снисходительны, как не зависимым от воли жены.

б) Отношения детей и родителей (ст. 20-21).

20-21. Родители, естественно, любят своих детей и заботятся о них, и дети всею душою бывают преданы родителям и охотно повинуются им. Опираясь на эти чувства, взаимные отношения их текут мирно и не нарушаются, пока эти чувства в силе. Пока дети во всем послушны родителям, родители бывают покойны на их счет, но коль скоро начнет оказываться непослушание, родители уже не любовно начинают смотреть на детей. Это не замедлит отразиться и в сердце детей, - и разлад зародился, особенно если дети заметят, что родители приказывают или запрещают им только для того, чтобы показать над ними свою власть. Вследствие этого мирное, сердечное отношение у детей к родителям расстраивается и детям становится тяжело жить под властью родителей: они унывают. Апостол предотвращает это, предписывая детям всегдашнее послушание, а родителям не раздражение чад. К каждой из этих заповедей он прилагает и особые побуждения. Детям говорит: будьте во всем послушны родителям своим: ибо это благоугодно Богу. Апостол пишет это к христианским детям, воспитанным в страхе Божием, для которых поэтому благоугождение Господу дороже всяких естественных побуждений; поэтому, основанное на этом чувстве, повиновение будет непоколебимо, ибо оно есть благоугождение Господу. Родителям Св. Павел заповедует не любить детей, что само собою разумеется, но не раздражать детей – и при любви и даже по любви – действовать так на детей, чтобы этим не вызвать в них неприятные к ним чувства, и не влечь к неповиновению. Не поблажку советует делать детям, а благоразумное снисхождение. Чтобы расположить родителей к такому образу действий, Апостол ставит побуждения к нему: умеряющее однако же необходимую строгость, а не устраняющее, дабы они не унывали – чтобы дети не падали духом, не ходили повесив голову, что может сильно влиять на родительское сердце и заставить родителей изменить свои отношения к детям, чтобы они не унывали.

в) Отношения слуг и господ (III, 22-IV, 1).

22-24. В древности рабов покупали и ими распоряжались как вещами. Забитые, они несли, молча свое иго, не мечтая о светлом будущем. Но христианство открывало им глаза и давало не только познать, но и ощутить нечто лучшее. От этого положение их могло сделаться еще более несносным, особенно когда господами их были язычники. Естественно было возникнуть в них вопросу, не освобождает ли их христианство от повиновения господам, особенно язычникам? Апостол и пишет им: нет, повинуйтесь плотским господам своим – своим телом, и не только не облегчает их рабства, но как будто усиливает его: не в глазах только служить им, но в простоте сердца, от души – без всякого лукавства и хитрости, делая дело господское, как свое собственное дело, и тогда будет легче исполнять рабские обязанности. Но как же и чем принудить сердце считать чужое дело – своим? Чувством страха Божия, отвечает Апостол. Представляй и убеждай себя, что твоя рабская работа назначена тебе Господом, тогда она покажется тебе легкой и приятной, потому что ты будешь работать не для людей, а для Самого Господа, в полной уверенности, что за свою исправную работу получишь от Господа несомненное воздаяние, потому что на Него и для Него работаешь. Как ты заповедуешь, могли ему сказать рабы, можно служить, но только господам справедливым и добрым, а как от души служить злым, несправедливым господам? Апостол отвечает на это:

25. Если господа, говорят, бывают несправедливы к вам, не смотря на ваше усердное служение им, этим не смущайтесь. Есть Судья, Который в свое время всем воздаст должное. У Него нет ни лицеприятия, ни поблажки господам, как бы те велики и знатны здесь не были. Далее, Апостол обращает увещательную речь свою к господам.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.